ПРОЕКТ «ЧУКОТСКИЙ КРАЙ – ЧАСТИЦА РОССИИ» (подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sever.docx | 600.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №62 «Жемчужинка»
ПРОЕКТ
«ЧУКОТСКИЙ КРАЙ –
ЧАСТИЦА РОССИИ»
(подготовительная к школе группа)
Подготовили и провели:
Воспитатель Таранова С.Ю.
Воспитатель Даниленко Н.А.
Учитель-логопед Акинчиц О.А.
Мытищи, 2017 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: средней продолжительности.
Сроки проведения: февраль — май 2017 г.
Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО
Методы: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, просмотр презентаций и фильмов, игра.
Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Образовательная область: «Познание».
Интеграция: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.
Актуальность
Ознакомление дошкольников с родным краем и страной с историей своего государства, с культурой других народов, его обычаями, традициями - это одна из задач патриотического воспитания. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. С младшего возраста нужно воспитывать любовь к своей стране, в которой он живёт, чувство любви и уважения к своему народу.
Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но затрудняются рассказать о природных особенностях, быте, культуре и традициях различных народов нашей многонациональной родины – России и конкретно коренных народов Севера – Чукотского края
Это суровый, но по - своему красивый край. Он богат своими обычаями, традициями и очень многонационален. Если мы хотим, чтобы дети больше узнали и полюбили этот суровый край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о Чукотском округе, его истории, культуре, природе.
Данный проект будет представлять собой разработанные конспекты занятий, экскурсии, игры, изобразительную деятельность и т.д.
На основе вышеизложенного была определена тема проекта: «Чукотский край – частица России».
Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
- Развивать у детей положительное эмоционально-ценностное отношение к Родине.
- Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Чукотки (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки и др.)
- Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
- Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Чукотки (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки и др.)
- Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.
- Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации — ориентация на высшие общечеловеческие понятия — любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.
- Принцип дифференциации — создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности — сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.
Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре народов Чукотки, истории края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Реализация проекта осуществляется по основным темам:
- Природа северного края.
- Быт, культура и традиции коренных народов Чукотки (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки и др.)
- Сохраним наш край родной.
Основными формами работы являются:
- создание детских книг «Животные Севера»;
- просмотр детских презентаций «Север»;
- создание фонотеки фольклора народов Севера;
- праздники «День оленевода», «Вороний день».
Материально-техническое обеспечение проекта
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
1 | Музыкальный зал |
|
2 | Физкультурный зал |
|
3 | Группа ДОУ |
|
Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
- этап — диагностический
- Диагностический срез знаний детей об истории, быте, культуре и традициях коренных народов Чукотки
- Анкетирование родителей (законных представителей) «Что ты знаешь о Чукотском крае?
- Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.
- этап — проектно-организационный
Разработка проекта по теме «Чукотский край – частица России».
- Подбор методической литературы.
- Подборка дидактических пособий для реализации проекта.
3 этап — практический
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Февраль |
Цель: развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).
| Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Март |
Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.
| Дети, родители (законные представители), воспитатель |
Апрель |
| Дети, родители (законные представители), воспитатель, музыкальный руководитель |
Май |
| Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Работа с детьми
- Знакомство детей с глобусом. Беседа «Глобус. Почему у глобуса белая шапка?»
- знакомство детей с малочисленными народами Чукотского края;
- театрализованная постановка по мотивам ненецких сказок;
- аппликация женской национальной одежды чукчи;
- беседа с детьми о национальном жилище «Чум»;
- изготовление из природного материала подделки «Животные севера»;
- интегрированное занятие «Мой северный край»;
- чтение художественной литературы;
- беседа с детьми после прочтения художественной литературы;
- изобразительная деятельность «Орнаменты народов Чукотского края»;
- коллективная работа «Север мой дом родной
- сюжетно-ролевая игра «Чукотская семья»;
- постановка сказки «Кукушка».
4 этап — итоговый (обобщающий)
- Анализ результатов реализации проекта.
- Распространение полученного опыта.
- Презентация альбома семейного творчества «Кто на Чукотке живет?».
Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:
- на 30% увеличится уровень знаний детей о быте, культуре и традициях коренных народов Чукотки (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки и др.)
- у 35% воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Чукотки,
- у 95% детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей,
- 85% родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.
Список литературы:
- Бармич М.Я. Ебцотако тохолку (Малыш учится). — СПб.: Изд-во «Просвещение», Санкт-Петербургское отделение, 2000.
- Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. — М.: Изд-во «Просвещение», 1982.
- Ботякова О.А. Традиционный костюм в культуре народов России.
- Вашуркина А.А. Коррекционно-развивающая программа «Ханико», 1 класс.
- Истомин И. Ненецкие сказки». — Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008.
- Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. — М: Изд-во «Просвещение», 1988.
- Полярные животные: научно-популярное издание для дошкольного возраста. Серия «Самая первая энциклопедия». — 2014.
- Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1. Познание. Формирование целостной картины.
2. Игра-КВН Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оздоровительные задачи:
Материалы и оборудование:
Ход КВН Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: - Добрый день, участники игры, болельщики, гости и жюри. Сегодня мы собрались на праздник находчивости, сообразительности, взаимопомощи. Есть веселая игра - Сейчас дети прочтут стихи и я думаю, что вы сразу догадаетесь, о чем пойдет речь на нашем КВН. Север Прокопий Салтыков Северное сияние Ю.Шесталов Что за чудо-чудеса: Не печет ли на огне Воспитатель: - Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать? (О Севере) Что же, пора нам начинать, Я хочу вам пожелать, - Сегодня встречаются две команды: "Бруснички" и "Голубички". - Представление жюри. Представление команд: Команда "Бруснички", ваш девиз: Чтоб врачом, моряком Приветствие: Победившим - не хвастаться, Команда "Голубички", ваш девиз: Взялся север края изучать - не пищи, Приветствие: Мы отвечаем дружно, I конкурс "Разминка" (вопросы задаются по очереди каждой команде) 1. Назовите животных Севера. 2. Назовите растения Севера. 3. Как называются длинные легкие сани? 4. Как называется человек, который правит оленьей упряжкой? 5. Назовите необычайное природное явление Севера. (северное сияние) 6. Что на Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день) 7. Что такое малица? (шуба мехом внутри) 8. Что такое пимы? (обувь, сшитая из меха) 9. Назовите место, где живут оленеводы(стойбище) 10. Что называют "седой" землей? (тундру) II конкурс "Игра и вопросы от Рассеянного" (в зал под музыку входит Рассеянный) Это станция какая? Но мне снова говорят, Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с Рассеянным и подскажем, где же он оказался. Дети: - В детском саду на КВН. Рассеянный: - Подумаешь, КВН! Ой-ой про все то они знают! Ягоды, олени, лишайники. У меня тоже есть игра. Хотите поиграть? (достает из сумки игру). Дидактическая игра "Что лишнее?" Для игры подбираются картинки с изображением различных предметов, среди которых предметы, относящиеся к жизни, природе и быту народов Севера - чум, малица, нарты, олени, моржи, лишайник, морошка, северное сияние, белый медведь, карликовая береза. Детям раздаются картинки, среди которых лишние, не относящиеся к жизни и быту народов Севера. Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему. Воспитатель: - Жюри, прошу подойти и оценить работу детей. Рассеянный, а еще у тебя игры есть? ( Рассеянный достает листок с вопросами, по очереди задает каждой команде). Вопросы:
Воспитатель: - Вот видишь, Рассеянный, с твоими вопросами дети справились. Рассеянный: Мне понравилось у вас. (прощается и уходит). Жюри подводит итоги. III конкурс "Игровой" Представитель каждой команды объясняет игру. Играют команды детей и болельщики. Подвижная игра "Важенки и оленята" На площадке лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: - Бродит в тундре важенка, Топают по лужам - играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова "Волк идет!" оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит к себе. Подвижная игра "Полярная сова и лемминги" Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие - лемминги. Под тихие, ритмичные удары бубна лемминги бегают по площадке, на громкий удар бубна лемминги становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает леммингов и того, кто пошевелится,- уводит с собой. В заключении игры (после 3-4 повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Жюри подводит итоги. IV конкурс "Кроссворды" "Бруснички": - Впишите в пустые клетки народности, живущие на севере Чукотского края. "Голубички": - Впишите основные занятия северян. Игра со зрителями: "Если весело живется" Если весело живется - делай так, Жюри оценивают кроссворды. V конкурс "Конкурс капитанов" 1. Почему на севере нужна теплая меховая одежда? 2. Люди с каким характером могут жить на севере? (сильные, смелые, решительные, мужественные). VI конкурс "Графический" Воспитатель: - Кто помнит, сколько оленей может быть в стаде? (до 1000). - Кто основные враги оленей? В одном стойбище случилась беда: пропало несколько оленей. Как мы можем помочь оленеводам? - Давайте нарисуем пропавших оленей. Возьмите карандаши и листочки, поставьте карандаш на точку, внимательно слушайте и выполняйте задание: 3 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 6 вправо,2 вниз, 1 вправо, 5 вниз,1 влево, 4 вверх,1 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх,3 влево,4 вниз,1 влево, 4 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 4 вверх, 1 влево, 3 вверх,1 вправо, 2 вверх,1 влево, 2 вверх. - Молодцы! Я думаю. оленеводы будут рады нашей помощи. Жюри оценивает диктант. VII конкурс "Домашнее задание" Воспитатель: - Команды "Бруснички" и "Голубички" покажут свое домашнее задание (дети рассказывают о том, что сделали). - Как вы думаете, что получится, если соединить ваши макеты? (можно создать музей северного края). - Вот и подошел к концу наш КВН. Кто бы ни оказался первым. Я с уверенностью могу сказать: сегодня победила дружба, смекалка, находчивость. Пока жюри подводит итоги, давайте споем песню (песня "Из чего наш мир состоит"). Воспитатель: - Наступает самый важный момент. Жюри - вам слово! (подведение итогов, награждение) 3. Конспект НОД «В гости к чукотским косторезам» Предложенное мероприятие проводится с детьми подготовительной к школе группе. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Форма проведения: путешествие – экскурсия. (с использованием ИКТ) Цель: познакомить детей с искусством народов Крайнего Севера-Востока страны, имеющим большую художественную ценность. Задачи: 1. Расширять кругозор детей, давая сведения о культуре народов Крайнего Севера. 2. Формировать эстетическое восприятие произведений искусства мастеров Чукотки. 3. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Оборудование: ширма, макет яранги, шапочки-рога по количеству детей, музыка к песне «Увезу тебя я в тундру», женский костюм народов Севера, презентация-путешествие «Крайний Северо-Восток», «Художники-гравёры», аномалистические скульптуры из кости и клыка моржа, низкий столик, мультимедийный проектор, мяч кэпыль. Методы и приёмы: 1. Подвижная игра «Лов рыбы» с элементами театрализации. 2. Игровая ситуация. 3. Путешествие-экскурсия. 4. Беседа. 5. Дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура». Ход: Зал украшен репродукциями с изображением природы, животного мира Северо-Востока России. В зале за ширмой стоит яранга. Дети входят в музыкальный зал. Становятся полукругом лицом к воспитателю. Воспитатель: К нам недавно в сад пришло Приглашение одно. Спросите Вы: «Где нас ждут?» - Там, где любят игры, труд. Там олени и снега. Просто не дойти туда. Нужно в самолёт нам сесть, На Чукотку полететь. К самолёту, к самолёту, к самолёту мы идём. В самолёт мы сели, Все дружно полетели. У-у-у-у-у, на Чукотку я лечу. Дети бегут на носках по залу, руки в стороны. Останавливаются, «выходят из самолёта». Воспитатель: Мы прилетели с вами на Чукотку. На этой красивой земле живут народы Севера: чукчи, эскимосы, эвены. Ребята, а вы знаете, на чём люди ездят по тундре? Дети: На оленях, запряжённых в нарты. Воспитатель: Водить оленей трудно, Как в океане судно… Давайте постараемся И в дальний путь отправимся. Воспитатель раздаёт шапочки-рога, дети надевают их и имитируют бег оленя (руки перед грудью, кисти вниз, бег с высоко поднятыми коленями). Звучит фонограмма песни «Увезу тебя я в тундру». Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда привезли нас олени! Дети, рассматривая зал видят макет яранги. К ним выходит бабушка Ильней. Воспитатель: Здравствуй, бабушка Ильней! Бабушка Ильней: Етти! Здравствуйте, мои милые детишки, Ребятишки-шалунишки! Вас всех в гости я ждала И подарок припасла. Дети: Бабушка Ильней, а что Вы нам расскажете, и где мы побываем? Бабушка Ильней: а расскажу я Вам, ребятушки, про удивительную и замечательную землю, которая называется Чукотка. Бабушка Ильней предлагает присесть детям на «оленье шкуры» и начинает свой рассказ-экскурсию с использованием презентации. Последний слайд изображает охоту на морского зверя. - в морях водится разный морской зверь: киты, моржи, котики, нерпы. С древних времён охотники добывали их для того, чтобы выжить в суровых северных условиях. Народы Севера не только использовали мясо и жир в пищу, но и шкур шили обувь, одежду. -Ребята, а вы хотите сами половить рыбу? Давайте с Вами поиграем. Проводится чукотская игра «Лов рыбы». ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВ РЫБЫ» Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты. Игровые правила: дети стоят по кругу. В центре «рыбак» держит скакалку – удочку и крутит по полу. Задача детей перепрыгнуть через скакалку. Кого «поймает», тот выбывает. Материалы: скакалка. Ход игры: в центре зала дети стоят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга – «рыбак», который держит в руках скакалку-удочку и крутит ею по полу. При приближении «удочки» дети подпрыгивают вверх. Тот, кого шнур заденет, выбывает из игры. Игра проводится 1-2 раза. Бабушка Ильней: Какие вы, ребята, сильные. Столько рыбы наловили. Но нам надо идти дальше. Бабушка Ильней ведёт детей к макету яранги. Воспитатель: Бабушка Ильней, а что это за дом? Бабушка Ильней: это яранга. Яранга сделана из деревянных жердей и шкуры оленей. Когда чукчи переезжают по тундре, женщины стойбища быстро собирают ярангу, а в новом месте также быстро её ставят. Под фонограмму чукотских песен бабушка Ильней открывает вход в ярангу, и дети видят в глубине охотника – костореза, который вырезает фигурки из кости и клыка моржа. Бабушка Ильней: в тесноте тёмного полога яранги, освещаемой светом жирника, в долгие полярные ночи, когда непогода вынуждала охотников к многодневному заточению в жилище, выполнялись изделия из кости и клыка моржа. Фигурки изображали животных, от которых зависела жизнь морских охотников и оленеводов. Кропотливая, медленная, тщательная работа способствовала огромной отделке каждого предмета, который мастер ощущал в своей руке. Из мехового мешочка бабушка Ильней достаёт скульптуры и расставляет их на низком столике. -давайте с вами подойдем и рассмотрим скульптуры. Эти сувениры можно трогать руками, а вот те, которые находятся в музее, представляют собой произведение искусства, их трогать нельзя. Они сделаны мастерами-художниками в единственном экземпляре. В городе Магадане, в краеведческом музее есть выставочный зал, где можно увидеть древние и современные изделия из кости и клыка моржа. чаще всего мастера изображали оленей, моржей, фрагменты народных сказаний. Посмотрите, как работают косторезы в мастерской, какие скульптуры вырезают. Детям показывается презентация «Художники-гравёры», продолжается рассказ о художниках-гравёрах и аномалистических скульптурах. - Работы таких известных уэльских художников-гравёров как Галины Тынатваль, Елены Янку, Маи Гемауге хранятся в лучших музеях нашей страны. Их работы удивительно выразительны. Все эти фигурки как будто только что двигались, и вот замерли в руках мастера. Ребята, я вам предлагаю поиграть в удивительную игру «О чём рассказывает скульптура». Проводится дидактическая игра «О чём рассказывает скульптура». Дидактическая задача: учить детей видеть своеобразие произведений чукотских косторезов, понимать смысл анималистической скульптуры. Игровые правила: ребёнок предлагает своё название скульптуре или композиции и композиции, рассказать о ней. Материал: Анималистические скульптуры – «Охотник и медведь», «На оленьей упряжке», «Охота на кита». Ход игры: воспитатель уточняет главные выразительные средства скульптуры, предлагает определить характер персонажей, представляет определить характер и конкретный образ персонажей. Воспитатель: Бабушка Ильней, спасибо Вам большое за интересный рассказ о чукотских косторезах-гравёрах. А нам ребята, пора возвращаться в свой город Белореченск. Но мы ещё обязательно встретимся, и Вы расскажите нам чудесные чукотские сказки. Бабушка Ильней: Время мчится, словно нарты. Вот и нам пора прощаться, Очень грустно расставаться. Ну, а в следующем году, Вас к себе я в гости жду. Дорогие ребята, но у меня для вас есть подарок. Наши мастерицы не только украшают бисером одежду, но и для ребятишек шьют мячи, которые называются кэпыль. Надеюсь, вам будет весело с ним играть. Бабушка Ильней дарит детям кэпыль. Дети и воспитатель прощаются с бабушкой Ильней. Воспитатель: В самолёт мы сели, Все дружно полетели. У-у-у-у, домой я лечу. Лёгкий бег по кругу. Дети останавливаются около воспитателя. Воспитатель: Вот мы и вернулись с Чукотки. Понравилось вам наше путешествие? На прогулке мы обязательно научимся играть чукотским мячом – кэпылем. 4. Физкультурное развлечение « В гости к пингвинам» Конечно это зима. По – моему, кто-то идет к нам в гости. А где же Зимушка – Зима? Ну что, ребята, отправимся за Зимушкой – Зимой в Арктику? Инструктор:
3-й ребенок: Пятна синие над лесом. Снега мелкого завеса. Чуть морозы ослабели, ветер с юга… Если рыба зимним днем ходит прямо подо льдом и об лед стучит хвостом, значит без сомненья… Если вечером закат был слегка зеленоват. Если лег на ветви иней, на стекле букет из роз. Если дым ладошкой синей достает до самых звезд. И не свищет ветер грозно… Дети ловят из «проруби» рыбок.
5. Художественное творчество. Обрывная аппликация. «Природа Севера» Ход работы:
Материалы:
Воспитатель объясняет этапы работы.
Воспитатель предлагает организовать выставку работ. Дети любуются поделками. Воспитатель благодарит за занятие. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Чтение художественной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 4. ДиДидактическая игра «Четвертый лишний» ИгИ Игра «Белые медведи» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Традиционная одежда коренных народов Севера
ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.
Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).
По покрою верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.
Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников. Имелись различные варианты покроя. Глухая меховая кухлянка чукчей (ирын) – широкая, длиной выше колен, двойная, так же, как и у коряков, ительменов, эскимосов. Ворот делали на вздержке, к нему пришивали небольшой нагрудник для защиты лица от пурги. Кухлянки коряков имели более длинные, чем у чукчей, нагрудники, широкую надставную полосу по подолу, ворот обшивался собачьим мехом. Летние кухлянки обычно изготовляли из ровдуги.
Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.
Распашная одежда была распространена главным образом в таежных областях. Это – эвенкийские кафтаны, распашные шубы – парки и дохи, халаты народов Дальнего Востока. Она была удобна при пеших и верховых передвижениях по тайге. Распашная одежда имела множество вариантов покроя, различаемых по запаху пол (встык, направо или налево), покрою спинки, подола, талии, рукавов, по форме вставных клиньев (треугольные, полукруглые, прямоугольные), их числу, местам расположения и т.п.
Эвенки, эвены, долганы под своими узкополыми кафтанами носили длинные меховые нагрудники. Распашная одежда якутов – с отложными воротниками, особым покроем рукавов, клиньев, кантовыми складками и т.п. – оказала влияние на одежду эвенков, юкагиров, ороков и др.
Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую – с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.
Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами. Для эвенков, эвенов были характерны короткие штаны из ровдуги, ткани, рыбьей кожи. Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер).
Одежду обычно дополняли головные уборы в виде богато украшенных капоров и шапок из меха или различных тканей на меху и вате. Некоторые народы Крайнего Севера (чукчи, эскимосы, коряки и др.) обходились без головных уборов даже в сильные морозы.
Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний. Вероятно, именно от искусства шитья ведет свое начало вышивка декоративными швами.
Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, характерная для хантов, манси, эвенков (иногда окрашивавших олений волос в красно-коричневый цвет), эвенов, нганасан, долган, юкагиров, чукчей, эскимосов, коряков. Вышивка подшейным волосом имеет разные варианты.
Первый – вышивка ровными стежками, с равными промежутками между ними.
Второй – прокладка оленьего волоса по поверхности изделия и прикрепление его мелкими стежками жильных ниток (сейчас темными или цветными катушечными). Подобным швом обшивались различные элементы орнамента, выполненные техникой мозаики меховой или аппликации, рисованные узоры. При этом могли применять простой шов, рельефный жгутик из двух скрученных пучков или зигзаг.
Третий вид вышивки – подшейным волосом оленя: он пропускается через петли кожаной полоски, продетой в надрезы на коже, – так вышивается корякская погребальная одежда.
Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев. Вышивка нитками, в т.ч. мулине, вместо подшейного волоса теперь принята у якутов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков и др. Применяются различные швы – стебельчатые, «козлик», «назад иголкой» и др. Эвенкам, напр., известны тамбур, «косичка», ломаная линия, вертикальные стежки, обмотка нитки др. ниткой, прихватывание накладной нитки к основе и др. Такая вышивка сочеталась с мозаикой, аппликацией и продержкой ремешков.
Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашеный волос (у якутов), крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п.
Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки.
Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток.
У эвенков, эвенов, юкагиров, долган, якутов меховая мозаика – чаще всего сочетание полосок и квадратов на одежде и обуви. Эвенки в технике меховой мозаики шили из ровдуги и камуса коврики, кумаланы. Круглые ковры, символизировавшие солнце, составлялись, как правило, из контрастных по цвету кусочков камуса, орнамент имитировал игру света и тьмы: в центре ковра – небольшой круг, от которого радиусами расходятся темные и светлые лучи. По краю шла опушка жестко-упругого меха с длинным ворсом.
По технике исполнения меховой аналогична мозаика из кожи различных цветов. Техника мозаики характерна и для украшения одежды, обуви, утвари цветным сукном. Из сукна, как и из шкуры, вырезали полоски, квадраты, ромбы, геометрически сюжетные рисунки и вшивали их либо в суконную ткань, либо в разрез шкуры (одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, сумки).
Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок.
Еще одним из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода является аппликация. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.
Аппликация из сукна характерна для сезонной одежды, зимней обуви, утвари якутов, юкагиров, эвенков, эвенов. Кафтаны-пальто, платья и халаты хантов, нагрудники юкагиров, попоны якутов – настоящие произведения искусства. Узорные полосы (чаще всего из белой ткани) контрастировали по цвету с тканью костюма. Без всякого трафарета мастерица складывала из них любой узор и пришивала с изнанки ровными, как на швейной машине, стежками.
Аппликации из ровдуги встречается на юкагирских сумочках, эвенкийских кисетах, ею украшали свою обувь ханты и манси. Оригинален прием украшения знаменитых чукотских мячей круглыми розетками. Из мандарки вырезают кружок, который накладывается на полоску, выкроенную из белого камуса. Полоска оборачивается вокруг кружка так, чтобы ворс «смотрел» наружу. Белый кружок из мандарки крепится к кожаной основе мяча поперечными стежками, при этом внутрь захватывается кожа камусной полоски, а снаружи остается блестящая щетка из белых волос. Получается своеобразная розетка.
Также для украшения одежды и предметов быта народами Севера широко был используем бисер — мелкие стеклянные бусы. До появления здесь бисер аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.
Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.
В последнее время шитье бисер получило особенно большое распространение. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства. Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений. И все же происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрическим и растительным, заметен повышенный интерес к изображению зверей, жилища.
Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, цветовую гамму, сочетание бисера с различными материалами. Например, эвенки отдавали предпочтение красному, желтому, зеленому цветам, дополняя и подчеркивая их белым и черным бисером. Украшая кожаные и меховые изделия, эвенки по-разному используют бисер. Иногда это сплошной настил без просвета, где очень важно ритмичное чередование одинаковых по цвету и размерам бисеринок и равных промежутков между ними (нагрудники, пояса). В случае, когда в декоративном оформлении применялись цветные полоски из ткани, бисер нашивали скупо, на расстоянии друг от друга, в один или несколько рядов. Так украшались ровдужная одежда, берестяные, обшитые мехом и ровдугой вьючные сумы.
Традиционную эвенкийскую зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм эвенков включал распашной кафтан (летний – сун, зимний – хэгилмэ, мукэ) с 2 широкими складками сзади (для удобства посадки верхом на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (женский – нэлли – с прямым нижним краем и мужской – хэлми – углом), пояс с ножнами (у мужчин) и сумочкой (у женщин), натазники (хэрки), ноговицы (арамус, гуруми).
Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п.
Характерен головной убор из целой шкуры с головы оленя авун и мета (отверстия от глаз и рогов зашивали и орнаментировали бисером). У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых районах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье эвенки-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы русской одежды.
Обувь изготовляли из камуса – короткая (унтал), длинная (хэвэри, бакари), др.
Традиционная прическа – длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные тесьмой, расшитой бисером (чирэптун). Восточные эвенки стригли волосы, а женщины обматывали 2 пряди или косы вокруг головы под платок.
Традиционная мужская и женская одежда эвенов близка к эвенкийской. Ее основной элемент – распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги; спинку, полы и верхнюю часть рукавов выкраивали из одной шкуры, в нижнюю часть спинки вставляли 2 клина. В отличие от эвенков борта и подол обшивали меховой полосой. Швы покрывали полоской, орнаментированной бисером (у женщин – бело-голубым на светлом фоне). Борта кафтана не сходились на груди, поэтому обязательным дополнением к нему служил нагрудник (нэл, нэлэкэн) длиной до колен, иногда сшитый из 2 кусков – собственно нагрудника и передника. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали орнаментом, вышитым бисером и подшейным волосом оленя, к подолу пришивали ровдужную бахрому с металлич. подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами. Под кафтан надевали натазники (хэрки), на ноги – ноговицы и унты. Зимой носили меховые парки с разрезом спереди, но со сходящимися полами.
Эвенский и долганский бисерный орнамент носил геометрический, полосовой характер. Эвены расшивали меховые шубы, нагрудники полосами бисер, в которых преобладал голубой цвет. Орнамент строился на переходах от самых светлых к глубоким темным и, наконец, черным тонам. Иногда в полосовой орнамент вводился мотив круга из голубого, белого, синего и черного бисера, круги часто обрамляли дугами.
Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса).
Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок. Женские перчатки (хаир) украшал бисерный кружочек в виде солнца. Праздничная одежда эвенов была одновременно и погребальной.
Традиционная одежда юкагиров включала распашной кафтан, нагрудник, штаны, головной убор, перчатки. Летнюю одежду шили из ровдуги, зимнюю – из меха оленя, в тундре носили двойную. Мужской и женский кафтаны кроили в талию с двумя клиньями по низу спинки, образующими внутреннюю складку – в отличие от эвенского кафтана, имеющего сзади широкую внешнюю складку. По этой особенности кроя соседи называли юкагиров «людьми с хвостами куропатки», а эвенов – «людьми с хвостами гагары». Меховые кафтаны (махил) золотисто-коричневого или серого цвета украшали мехом нерпы-белька красного цвета, летний ровдужный кафтан (наймэкэ) отделывали по полам и подолу вышивкой подшейным оленьим волосом красного, черного и белого цветов. К верху спинки мужских кафтанов пришивали свисавший до земли, раздваивавшийся на конце хвост из тюленьего меха, крашенного настоем ольхи или тальника в красный цвет (каси енгур, куриль). На женских кафтанах два таких хвоста пришивали по бокам, над клиньями. Под кафтан надевали нагрудник (летний – нгеун, зимний, меховой, – ниниэдабун), под нагрудник иногда зимой поддевали заячью шкурку. Воротником для мужчин служил шарф из лисьих хвостов, для женщин – из беличьих.
В тундре в большие морозы женщины ходили в коротких штанах-натазниках с нагрудником. Мужчины носили летом ровдужные штаны (уо), зимой – меховые (харо). Зимой надевали заимствованные у чукчей меховые глухие кухлянки с капюшоном, поверх – ровдужные камлейки.
Зимнюю обувь (нюмбуа мурэ) шили во всю длину ноги из камуса оленя или лося, в холодное время внутрь надевали меховые чулки (нонхаар мурэ, муруду). Летняя ровдужная обувь – до колен, башмаковидного покроя.
Головной убор – капорообразный меховой чепец, выкроенный из трех частей: центральной полосы и двух фигурных боковых. Его украшали тканью или меховой опушкой, шов прошивали красным кантом.
Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов.
Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, суконными оторочками, вышивкой оленьим волосом, реже бисером, металлическими подвесками и бляшками. Особенно ценились круглые серебряные бляхи – «грудное солнце» – на женских нагрудниках, их передавали по наследству. Мужчины подпоясывали кафтаны кожаными поясами (йуо тэгэ) с сумкой для табака и ножом в ножнах. Охотники носили пояс (калбу) с ножом, трутницей, мешочками для пороха, сушеного мяса и табака. Зимой надевали снеговые очки. Мужчины заплетали волосы в косу, к ней привязывали железную бляшку или несколько ниток бисера, женщины заплетали множество косичек с нитками бисера, медными кольцами, нитками жемчуга.
Погребальный комплект: кафтан с тремя меховыми хвостами и островерхая шапка – куратли (что соответствовало остроконечной голове мифического предка). В XIX в. распространена летняя одежда.
Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей.
Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Нижнего белья не имели. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Долганский мужской кафтан и старинные мужские и женские передники имеют сходство с эвенскими парками и нагрудниками. Характерная особенность одежды долган – несколько удлиненный сзади подол.
Шапки бэргесэ имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов, расшитым бисером и цветными полосками ткани. Зимняя обувь из оленьих камусов (подобная эвенкийским унтам) 2 видов: короткие до колен и выше колен. Летнюю обувь шили из ровдуги.
Праздничные одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали оленьим волосом по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой и в черный – графитом. В прошлом встречались вышивки нитками из сухожилий на лямках и поясах оленьей упряжки. Орнамент долган в большинстве случаев геометрический.
Национальная одежда якутов состоит из однобортного кафтана (сон), зимой – мехового, летом – из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани, его шили из 4 клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами; коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо), меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбаахы). Мужчины подпоясывались простым ремнем, богатые – с серебряными и медными бляшками.
Женские свадебные шубы (сангыйах) – длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными с небольшими буфами рукавами и меховым воротником-шалькой. Борта, подол и рукава окаймляли широкие полосы красного и зеленого сукна, позумент. Шубы богато декорировали серебряными украшениями, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству, преимущественно в тойонских семьях.
Из меха соболя или бобра шили женский праздничный головной убор (дьабака). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом. Самые старинные дьабака украшены султаном из птичьих перьев.
Женскую одежду дополняли пояс (кур), нагрудные (илин кэбиhэр), наспинные (кэлин кэбиhэр), шейные (моой симэ5э) украшения, серьги (ытар5а), браслеты (бёгёх), накосники (сүһүөх симэ5э), кольца (биһилэх), изготовленные из серебра, нередко золота, с гравировкой.
Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу (этэрбэс), летние сапоги из замши (саары) с голенищами, покрытыми сукном, у женщин – с аппликацией. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Летняя обувь из черненой кожи или ровдуги имела декорированную верхнюю часть, украшенную вышивкой гладью с тамбуром в сочетании с бисером. Орнамент составляли расположенный ярусами арочный мотив, перемежающийся с полосами. Голенища зимней камусной обуви украшались елочным узором.
Якуты в прошлом обильно украшали бисером предметы конского убора (кычимы, чепраки) из сукна и бархата. Из штампованных металлических бляшек и бисера выкладывали традиционный узор, цветной бисер, как правило, окаймлял бляшки. Узор, выполненный из бляшек и бисера, украшал также головные уборы и обувь. Из них делали и поясные украшения.
Традиционные якутские орнаментальные мотивы – лировидный, сердцевидный, растительный, геометрический (ромбы, квадраты, треугольники, трапеции). Наиболее распространенные швы – тамбурный и косая сетка, цвета – красный, черный, зеленый, желтый, коричневый, синий. Особенно богато украшались вышивкой головные уборы: рогатая шапка с султаном, девичьи начельники из плотной материи с бисерными нашивками и серебряными подвесками. Якутские женщины до сих пор используют вышитые праздничные безрукавки из шелка, гаруса, атласа, парчи и др., украшенные бисером и кружевом.
Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.
Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым – оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.
Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.
Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.
Типичная чукотская обувь – короткие торбаса нескольких видов: из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака; из оленьего камуса с меховыми чулками и травяными стельками, предохраняющими ноги от обморожения (зимние); из нерпичьей шкуры со скобленной шерстью или из старых продымленных покрытий яранги (летние).
В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Природа, растения и животные Чукотки
На Дальнем Востоке нашей страны расположился один из многочисленных субъектов России Чукотский автономный округ. Его границы проходят через Якутию, Магаданскую область и Камчатский край. Также имеется морская граница с США.
Стоит отметить и то, что все территории округа относятся к Крайнему Северу.
Чукотский автономный округ является пограничной зоной. Поэтому не только турист, но и обычный человек не сможет вступить на эти территории без разрешения органов пограничной службы России или документов, позволяющих находиться в пограничной зоне.
Растительный мир Чукотки
Растительный мир Чукотки может показаться довольно бедным. Это обуславливается условиями и климатом этих территорий. Но несмотря на это, флора Чукотского автономного округа достаточно разнообразна.
Не часто, но все же здесь встречаются светлохвойные леса, в которых растут даурские лиственницы и карликовые березы. Редкими для Чукотки являются и тополевые леса.
Куда чаще здесь встречаются тундры, с растущими в них кустарниковой ольхой, кедровым стлаником, осокой, пушицей, голубикой и брусникой.
А основными представителями растительного мира Чукотки являются горные и арктические тундры, пригодные для возрастания мелких кустарников, трав, мхов и лишайников.
Если говорить о мхах и лишайниках, то стоит отметить то, что почва этих мест идеально подходит для их жизни и роста - здесь встречается около 400 видов как мхов, так и лишайников.
Огромное влияние на растительный мир оказывает многолетняя мерзлота. Из-за того, что она препятствует увлажнению почвы, многие территории Чукотки превращаются в болота. Также она влияет на жизнь всех растений - корни не могут опускаться глубоко в почву, поэтому растения не отличаются особой высотой и объемом.
Также стоит отметить, что Чукотка находится в нескольких природных зонах - арктической пустыне, южной и гипоарктической тундрах, лесотундре и лиственничной тайге.
Животный мир Чукотки
Животный мир Чукотки можно назвать арктическим. Он своеобразен и очень разнообразен.
Здесь водятся северные олени, длиннохвостые суслики, северные пищухи. Также на территориях Чукотского автономного округа обитают желтобрюхий и копытные лемминги и тундряные куропатки.
В горах можно встретить снежных баранов и уникальных овцебыков. Многочисленны здесь волки и песцы, росомахи и соболи, рыси и горностаи. Встречаются бурундуки, зайцы-беляки, лисицы, ондатры и норки.
Чукотские условия и климат расположили к себе морских млекопитающих - моржей, нерп кольчатых, ларгов, морских зайцев.
Подводный мир Чукотки также заслуживает особого внимания. В водах этих территорий обитают: даллии, океанические сельди, минтай, тихоокеанский лосось, треска, навага, корюшка и камбала. Промысловыми видами являются: лососи, гольцы, сиги, хариус, щука, чир и налим.
Водными обитателями Чукотки являются крабы и креветки, головоногие моллюски.
В некоторые бухты заходят и киты: сельдяной, горбач, синий, серый и касатка.
Многие животные находятся на грани вымирания, например: белый медведь, серый и гренландские киты, моржи, тюлени и другие.
Мир пернатых достоин внимания. Здесь встречаются тонкоклювые и толстоклювые кайры, чистики, конюги, чайки. В тундре тоже водится немалое количество птиц - гуси, лебеди, утки, гагары и кулики.
Из насекомых в суровом климате выживают: комары, различные мошки и слепни.
Климат на Чукотке
Чукотский климат крайне суров. Особенно это ощущается в зимний период. Бывает, что температура воздуха опускается до отметки -60 градусов. Восточные районы находятся под влиянием сильных ветров и снежной пурги.
Из-за столкновений азиатского фронта и арктических антициклонов, погода на Чукотке может резко меняться с суровой и снежной на сырую и относительно теплую.
Весна является наикратчайшим временем года на Чукотке. Она начинается в июне и заканчивается в июле, когда приходит лето. В этот период выпадает огромное количество осадков в виде дождей.
Летний период на Чукотке проходит очень быстро. Во многих районах снежный покров не успевает растаять за такой короткий промежуток времени. Из-за столкновений циклонов и антициклонов, летнюю погоду нельзя назвать стабильной - оттепели сменяются заморозками, а временами выпадает снег. Средняя температура июля составляет всего +14 градусов.
В середине августа на Чукотке наступает осень. Ее продолжительность составляет около месяца. За это время природа успевает подготовиться к холодной и продолжительной зиме, которая наступит уже в середине сентября.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...
Конспект НОД «Маленькие экологи родного края» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Моя Родина».
Расширение представления о родном городе и влиянии природных факторов на здоровье людей....