проект "Россия - удивительная страна"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Исторически сложилось так, что наша родина - это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждение воспитываются дети разных национальностей. Поэтому важно, не только формирование у дошкольников чувтво гордости за свое национальное "Я", но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувтва уважения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_udivitelnaya_strana.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Россия – удивительная страна»
Авторы:
Воспитатель: Дешевицина Н.Ю.
Муз. руководитель: Лось Г.А.
Актуальность проекта
Исторически сложилось так, что наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждении воспитываются дети разных национальностей. Поэтому важно не только формирование у дошкольников чувство гордости за свое национальное «Я», но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.
Цель проекта:
Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, воспитание патриотизма
Задачи:
- Познакомить детей с бытом, культурой народов России
- Обобщать и расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, танцах народов России
- Совершенствовать исследовательские умения: анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы и делать выводы
- Воспитывать уважение к культуре и обычаям других национальностей
Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители
Вид проекта – познавательный, групповой, среднесрочный
Сроки реализации проекта – март – май 2017г
Гипотеза:
Участвуя, в мероприятиях дети смогут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, башкир, армян и чувашей; об особенностях быта и культуры народов России; об особенностях национальной одежды и обуви
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировать его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Этапы работы над проектом
- подготовительный
- практический
- заключительный: Занятие – викторина «В путешествие по России».
1этап. Разработка проекта:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы
- Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по патриотическому воспитанию
- Составить план мероприятий
2этап. Практический.
План мероприятий
Мероприятие | Задачи | Образовательные области |
НОД «Моя Родина – Россия» НОД «Культура и быт татарского народа» НОД «Кукла Сарпи знакомит детей с культурой чувашского народа» НОД «Знакомство с Республикой Башкортостан» НОД «Знакомство с Арменией» | Закрепить знания детей о символике страны: флаг, герб. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Познакомить с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Познакомить с символикой Чувашии. Формировать элементарное представление о чувашском народе. Познакомить с народными традициями, бытом, одеждой. Познакомить с государственной символикой (флаг, герб) Республики, с национальным костюмом. Познакомить с армянским государством, его народом, обычаями, сказками, играми. | Познавательная Речевая Социально-коммуникативная |
Русские народные игры: «Краски», «Гуси-лебеди», «Тише едешь», «Горелки» Татарские народные игры: «Бег в мешках» (качык йегереш), «Скок перескок» (кучтем-куч), «Займи место» (буш урын), «Продаем горшки» (чулмакуены) Чувашские народные игры: «Надеть тухью» ( тухьян тахан), «Пустая изба» (пуша пуртле), «Ручейки» (юхан шывсем) Башкирские народные игры: «Липкие пеньки» (йэбешкек букэндэр), «Юрта», «Замри» (катыргыс), «Бег с ложками» (калак мнэн югереу) Армянские народные игры: «Пастух» (овивы), «Цветы и ветерки» (царик ев каминер), «Земля, вода, огонь и воздух» | Передать знания о традициях, обычаях. Формировать представления о культуре народов. | Физическая Речевая Социально-коммуникативная Познавательная |
Татарские сказки: «Шурале», «Сестры», «Зилян» Чувашские сказки: «Богач и бедняк», «Большой заяц», «Дети ветра» Башкирские сказки: «Сказ о курае», «Лентяйка», «Сарбай» Армянские сказки: «Мастер и восемь шапок», «Самая нужная вещь», «Царь и ткач», «Два брата» Стихотворения: В. Степанова «Российская семья», «Необъятная страна» «Башкирия, родимый край», Е. Веревочникова «Башкортостан», А. Кубашина «Хвала тебе, Чувашия, мой дом, Сандр Немцов «Тот, кто был в Чувашии раньше…», К. Афанасьева «Мой Татарстан», М. Пережогин «Республика Татарстан», «Арарат», С. Амирханян «Армения моя» | Расширять словарь детей. Развивать любознательность. . мудрости народных сказок. | Познавательная Речевая Социально-коммуникативная |
Рассматривание иллюстраций по теме «Национальные костюмы народов России», «Государственная символика народов России» | Сформировать представления об особенностях национальной одежды и обуви разных народов. Познакомить с государственной символикой разных народов. | Познавательная Речевая |
Д.и. « Собери герб», «Узнай флаг», «Собери костюм» | Закрепить знания детей о государственной символике и национальных костюмах разных народов | |
НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами Татарстана» (курай,мандолина,гармонь) | Познакомить с музыкальной культурой татарского народа. Воспитывать уважение к традициям народа. | Музыкально-эстетическая Познавательная Речевая |
НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами, Башкортостана» (курай, кубыз, зурна, думбыра, дунгур, гармонь) | Формировать представления о культуре народа Башкортостана. Расширять словарь детей. | Музыкально-эстетическая Познавательная Речевая |
НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами, Чувашии» (сарнай, шахлич, купас, кёсле, параппан, тункар) | Познакомить с музыкальной культурой чувашского народа. Воспитывать уважение к его традициям. | Музыкально-эстетическая Познавательная Речевая |
НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами Армении» (дудук, зурна, паркапзук, саз, канон, дхол) | Формировать представления о культуре народа Армении. Расширять словарь детей. | Музыкально-эстетическая Познавательная Речевая |
НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами России» (гусли, ложки, гармонь, трещотки, рожок, бубен, балалайка и т.д.) | Закрепить знания детей о культуре русского народа | Музыкально-эстетическая Познавательная Речевая |
НОД «Здравствуйте!» на разных языках»: Башкортостан: «Хаумы»-«Здравствуй» «Хаубул»- «До свидания» Татарстан:«Исэнмесез»- «Здравствуй» «Сау бул!»- «До свидания» Чувашия: «Салам»-привет» «Чибэр кай» -«до свидания» Армения: «Барев дэз»- «Здравствуй» «Цтесутюн»-«До свидания» | Развивать любознательность, расширять словарный запас детей. | Познавательная Речевая |
Заключительным этапом проекта стало обобщающее занятие-викторина «В путешествие по России»
Мониторинг знаний детей проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Какие национальности проживают в России?
- Что ты можешь рассказать о традициях и обычаях других народов?
- Какие национальные праздники ты знаешь?
- Какие национальные музыкальные инструменты тебе известны?
В начале проекта мониторинг показал, что большая часть детей затрудняются ответить на поставленные вопросы. В конце проекта мы можем сказать, что наши воспитанники имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, танцами, музыкальными инструментами, сказками татарского, русского, башкирского, чувашского, армянского народов. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий, и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, дети могут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, башкир, армян и чувашей; об особенностях быта и культуры народов России; об особенностях национальной одежды и обуви.
Литература
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика. – Синтез, 2017
- Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003
- Г.Н. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: изд. «Скрипторий», 2003, 2010
- «Национальные костюмы народов России». Автор: С. Вохринцева. Дидактические материалы
- О.А. Ботякова «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010
- «С чего начинается родина?» ( опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: « Удивительные странички знаний». Учителя-дефектолога: Алексеева Н.Е.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : показать знания детей с нарушением зрения в области математики, логики, познавательной деятельности, т.е. умение классифициро- вать, сравнив...
"Удивительная страна пальчиков".
"День Здоровья" во второй младшей группе с родителями....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительная страна-Осень"
Интегрированое занятие для подготовительной группы с использованием социоигровых технологий....
ОД "Путешествие в удивительную страну знаний"
Открытая ОД для учителей начальных классов....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Удивительная страна сказок»
Конспект по развитию речи ....
Итоговое занятие в подготовительной группе "УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА ГРАММАТИКА"
Занятие с детьми подготовительной группы....
Консультация для родителей и воспитателей «Удивительная страна - природа»
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по – разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя неж...