проект "Россия - удивительная страна"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Исторически сложилось так, что наша родина - это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждение воспитываются дети разных национальностей. Поэтому важно, не только формирование у дошкольников чувтво гордости за свое национальное "Я", но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувтва уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_udivitelnaya_strana.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Россия – удивительная страна»

Авторы:

                                                   Воспитатель: Дешевицина Н.Ю.

                                              Муз. руководитель: Лось Г.А.

Актуальность проекта

Исторически сложилось так, что наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждении воспитываются дети разных национальностей. Поэтому важно не только формирование у дошкольников чувство гордости за свое национальное «Я», но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.

Цель проекта:

Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам, воспитание патриотизма

Задачи:

  1. Познакомить детей с бытом, культурой народов России
  2. Обобщать и расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, танцах народов России
  3. Совершенствовать исследовательские умения: анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы и делать выводы
  4. Воспитывать уважение к культуре и обычаям других национальностей

Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители

Вид проекта – познавательный, групповой, среднесрочный

Сроки реализации проекта – март – май 2017г

  Гипотеза:

Участвуя, в мероприятиях дети смогут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, башкир, армян и чувашей; об особенностях быта и культуры народов России; об особенностях национальной одежды и обуви

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировать его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Этапы работы над проектом

- подготовительный

- практический

- заключительный: Занятие – викторина «В путешествие по России».

1этап. Разработка проекта:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы
  • Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по патриотическому воспитанию
  • Составить план мероприятий

2этап. Практический.

План мероприятий

Мероприятие

Задачи

Образовательные области

НОД  «Моя Родина – Россия»

НОД «Культура и быт татарского народа»

НОД «Кукла Сарпи знакомит детей с культурой чувашского народа»

НОД «Знакомство с Республикой Башкортостан»

НОД «Знакомство с Арменией»

Закрепить знания детей о символике страны: флаг, герб. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Познакомить с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

Познакомить с символикой Чувашии. Формировать элементарное представление о чувашском народе. Познакомить с народными традициями, бытом, одеждой.

Познакомить с государственной символикой (флаг, герб) Республики, с национальным костюмом.

Познакомить с армянским государством, его народом, обычаями, сказками, играми.

Познавательная

Речевая

Социально-коммуникативная

Русские народные игры:

«Краски», «Гуси-лебеди», «Тише едешь», «Горелки»

Татарские народные игры:

«Бег в мешках» (качык йегереш), «Скок перескок» (кучтем-куч), «Займи место» (буш урын), «Продаем горшки» (чулмакуены)

Чувашские народные игры:

«Надеть тухью» ( тухьян тахан), «Пустая изба» (пуша пуртле), «Ручейки» (юхан шывсем)

Башкирские народные игры:

«Липкие пеньки» (йэбешкек букэндэр), «Юрта», «Замри» (катыргыс), «Бег с ложками» (калак мнэн югереу)

Армянские народные игры:

«Пастух» (овивы), «Цветы и ветерки» (царик ев каминер), «Земля, вода, огонь и воздух»

Передать знания о традициях, обычаях. Формировать представления о культуре народов.

Физическая

Речевая

Социально-коммуникативная

Познавательная

Татарские сказки: «Шурале», «Сестры», «Зилян»

Чувашские сказки:

«Богач и бедняк», «Большой заяц», «Дети ветра»

Башкирские сказки:

«Сказ о курае», «Лентяйка», «Сарбай»

Армянские сказки:

«Мастер и восемь шапок», «Самая нужная вещь», «Царь и ткач», «Два брата»

Стихотворения:

В. Степанова «Российская семья»,  «Необъятная страна»

«Башкирия, родимый край», Е. Веревочникова «Башкортостан»,  А. Кубашина «Хвала тебе, Чувашия, мой дом, Сандр Немцов «Тот, кто был в Чувашии раньше…», К. Афанасьева «Мой Татарстан»,  М. Пережогин «Республика Татарстан», «Арарат», С. Амирханян «Армения моя»

Расширять словарь детей. Развивать любознательность. . мудрости народных сказок.

Познавательная

Речевая

Социально-коммуникативная

Рассматривание иллюстраций по теме «Национальные костюмы народов России», «Государственная символика народов России»

Сформировать представления об особенностях национальной одежды и обуви разных народов.

Познакомить с государственной символикой разных народов.

Познавательная

Речевая

Д.и. « Собери герб», «Узнай флаг», «Собери костюм»

Закрепить знания детей о государственной символике и национальных костюмах разных народов

НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами Татарстана»

(курай,мандолина,гармонь)

Познакомить с музыкальной культурой татарского народа. Воспитывать уважение к традициям народа.

Музыкально-эстетическая

Познавательная

Речевая

НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами, Башкортостана» (курай, кубыз, зурна, думбыра, дунгур, гармонь)

 Формировать представления о культуре народа Башкортостана. Расширять словарь детей.

Музыкально-эстетическая

Познавательная

Речевая

НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами, Чувашии» (сарнай, шахлич, купас, кёсле, параппан, тункар)

Познакомить с музыкальной культурой чувашского народа. Воспитывать уважение к его традициям.

Музыкально-эстетическая

Познавательная

Речевая

НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами Армении» (дудук, зурна, паркапзук, саз, канон, дхол)

Формировать представления о культуре народа Армении. Расширять словарь детей.

Музыкально-эстетическая

Познавательная

Речевая

НОД «Знакомство с народными танцами, музыкальными инструментами России»

(гусли, ложки, гармонь, трещотки, рожок, бубен, балалайка и т.д.)

Закрепить знания детей о культуре русского народа

Музыкально-эстетическая

Познавательная

Речевая

НОД «Здравствуйте!» на разных языках»:

Башкортостан: «Хаумы»-«Здравствуй»

«Хаубул»- «До свидания»

Татарстан:«Исэнмесез»- «Здравствуй»

«Сау бул!»- «До свидания»

Чувашия: «Салам»-привет»

«Чибэр кай» -«до свидания»

Армения: «Барев дэз»- «Здравствуй»

«Цтесутюн»-«До свидания»

Развивать любознательность,

 расширять словарный запас детей.

Познавательная

Речевая

Заключительным этапом проекта стало обобщающее занятие-викторина «В путешествие по России»

Мониторинг знаний детей  проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1.  Какие национальности проживают в России?
  2. Что ты можешь рассказать о традициях и обычаях других народов?
  3. Какие национальные праздники ты знаешь?
  4. Какие национальные музыкальные инструменты тебе известны?

В начале проекта  мониторинг показал, что большая часть детей затрудняются ответить на поставленные вопросы. В конце проекта  мы можем  сказать, что наши воспитанники имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, танцами, музыкальными инструментами, сказками татарского, русского, башкирского, чувашского, армянского народов. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов.

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий,  и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, дети  могут приобрести новые знания о некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, башкир, армян и чувашей; об особенностях быта и культуры народов России; об особенностях национальной одежды и обуви.

Литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика. – Синтез, 2017
  2. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003
  3. Г.Н. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: изд. «Скрипторий», 2003, 2010
  4. «Национальные костюмы народов России». Автор: С. Вохринцева. Дидактические материалы
  5. О.А. Ботякова «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010
  6. «С чего начинается родина?» ( опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: « Удивительные странички знаний». Учителя-дефектолога: Алексеева Н.Е.

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :   показать знания детей с нарушением зрения в области математики, логики, познавательной деятельности, т.е. умение  классифициро-  вать, сравнив...

"Удивительная страна пальчиков".

"День Здоровья" во второй младшей группе с родителями....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительная страна-Осень"

Интегрированое занятие для подготовительной группы с использованием социоигровых технологий....

ОД "Путешествие в удивительную страну знаний"

Открытая ОД для учителей начальных классов....

Консультация для родителей и воспитателей «Удивительная страна - природа»

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по – разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя неж...