Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Экологический светофор"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekologicheskiy_svetofor.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе
Тема. «Экологический светофор»
Цель: воспитывать экологическую культуру, осознанное гуманное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о характерных признаках весны; закрепить знания о правилах поведения в лесу, приёмов бережного отношения к природе; формировать умение различать геометрические фигуры, цвет, ориентироваться на листе.
Развивающая: развивать связную речь, пополнить словарный запас; развивать умение согласовывать имена существительные с прилагательными, называть детенышей диких животных.
Воспитательная: воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.
Ход непосредственно образовательнойдеятельности
1. Организационный момент (играет спокойная музыка):
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
2. Мотивация деятельности.
- Какое время года сейчас? (Весна)
- Посмотрите пожалуйста на эту картинку. Как можно рассказать про весну? Какая она бывает?
(цветущая, звенящая, прекрасная, зеленая, долгожданная, веселая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, радужная, дождливая, звонкая.)
Игра «Хорошо-плохо»
- Весной хорошо. Почему?
(Солнце весной светит ярче, дни становятся длиннее, растаял снег, начинают распускаться на деревьях листочки, цветут цветы, прилетают перелетные птицы)
- Весной плохо. Почему?
(Часто идут дожди, грязно, воздух сырой).
Звучит аудиозапись (голоса леса)
- Что за звуки вы слышите? (весенняя капель)
- Где подобные звуки мы можем услышать? (в лесу, в парке …)
Показ слайдов
(слайды с изображением весеннего леса) 3-4
- Посмотрите пожалуйста на эти картины. Что можно рассказать про весенний лес лес? Какой он?
(Сказочный, дремучий, таинственный, большой, зеленый, красивый, прекрасный, шумный, тихий, цветущий.)
- Приглашаю вас в весенний лес. А перенесут нас туда волшебные капельки.
(под музыку дети кружаться).
3. Закрепление изученного материала.
- Вот мы с вами оказались в весеннем лесу. Давайте все вместе произнесём чистоговорку четко и ясно.
Чистоговорка
Ла - Ла - Ла - к нам пришла весна.
Ло - ло - ло - на улице тепло.
Пель - пель - пель - на улице капель.
Ля - ля - ля - расцветай земля!
- А сейчас давайте покажем, как мы будем шагать по лесу.
Динамическая пауза «В путь».
В весенний лес мы шагаем (дети маршируют)
Ноги выше поднимаем (высоко поднимая колено)
Потопают ножки по прямой дорожке (топаем ногами)
И похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Мы погреемся немножко (обнимают за плечи себя).
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее (ходьба по кругу, взявшись за руки)
Топ, топ, топ (останавливаются и притопывают).
- Ой, какие вы у меня молодцы! Ребята, посмотрите, а для чего в лесу поставлен светофор?
Игра «Экологический светофор».
(на мольберте светофор)
(Чтобы ребята соблюдали правила поведения в лесу.)
- Я буду показывать вам сигналы светофора, а вы будете называть, что они означают.
(Красный цвет говорит об опасности. Жёлтый предупреждает. Зелёный разрешает, что нужно сделать).
- Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие).
- Назовите обитателей зимнего леса.
- Посмотрите, как выглядят дикие животные?
(Показ слайдов)
Медведь - большой, неуклюжий.
Белка - маленькая, ловкая.
Лось - сильный, могучий.
Заяц - слабый, трусливый.
Волк - злой, серый.
Лиса - хитрая, пушистая.
- Скажите, а кто весной появляются у диких животных? (Детеныши)
- Верно! Назовите детенышей: медведя, белки, лося, зайца, волка, лисы.
- Правильно, молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Чей дом?»
Игра «Чей дом?»
- Назовите жилище диких животных.
(Воспитатель следит, чтобы воспитанники отвечали развёрнутой фразой)
Медведь живёт в берлоге.
Белка живёт в дупле.
Волк живёт в логове.
Заяц живёт под кустом.
Лиса живёт в норе.
Заключение: Лес для зверушек - это родной и любимый дом.
Динамическая пауза «Лиса».
- Дети, давайте представим, что мы с вами лисички и немного поиграем.
У лисицы острый нос (показывает)
У неё пушистый хвост, (поглаживает хвост, бока, грудь)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает. (ходят по кругу, покачивая головой)
Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу, подкрадусь
И тихонько затаюсь. (тихонько крадутся и пригибаются)
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу! (вскакивают, хватают и уносят добычу)
Решение проблемных ситуаций
Проблемная ситуация 1
Под ёлочкой лиса с перевязанной лапой.
- Ребята, посмотрите, под ёлочкой лиса с порезанной лапкой. Обо что поранилась лиса? (бутылку, жестяную банку).
- Почему так произошло? (человек оставил мусор)
Правило! Нельзя в лесу раскидывать мусор (у светофора зажигается красный свет)! Посмотрите на эти знаки и выберите тот, который подходит к этой ситуации.
Проблемная ситуация 2
Рычит медведь на расшумевшихся ребят.
- Посмотрите, а тут рычит медведь. «Вы что расшумелись, спать мне не даёте?»
Какое правило следует? (В лесу шуметь нельзя.)
Ставим красный знак у светофора.
Вывод: В лесу человек - гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.
Проблемная ситуация 3
- Весной трудно живётся птичкам и животным, потому что еще мало корма. Как помочь обитателям леса зимой? (насыпать в кормушку корм для птиц и класть корм для белочек) (насыпаем корм в кормушку)
Правило! Помогай братьям меньшим. («Зажечь» на светофоре жёлтый свет).
- Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте сфотографируем красоту весеннего леса на память («Зажигается» зелёный свет).
- Какой вывод сделаем? (Можно фотографировать природу).
- Ребята, посмотрите, какие знаки у нас ещё остались? Что они означают?
- Молодцы, верно ответили!
- Вот ребята, наше время заканчивается и нам пора возвращаться домой. (Зажигается красный свет?)
- Ой, погодите, погодите. Ребята, светофор нам говорит, что нельзя нам возвращаться в группу, пока мы не выполним задания. Согласны? (Да)
Дидактическая игра «Узнай фигуру».
- Тогда подойдите к столу, перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).
- Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
- Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
- Назовите дерево, которое находится между деревьями с овальной и треугольной кроной.
- Назовите дерево, которое стоит между деревьями с треугольной и прямоугольной кроной.
- Назовите дерево, которое стоит перед деревом с овальной кроной.
- Назовите дерево, которое стоит после дерева с треугольной кроной.
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
- А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовленные для работы картонные геометрические фигуры.
- Поставь квадрат в правый верхний угол.
- Поставь круг в середину листа.
- Поставьте треугольник в левый нижний угол.
- Поставьте овал в левый верхний угол.
- Поставьте треугольник в правый нижний угол.
- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь нам можно возвращаться в группу? (Зажигается зеленый свет)
Подойдите ко мне поближе.
Ну - ка, все встали в круг
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять
Ручками махать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Всем домой пора.
- Вот и вернулись мы с вами в нашу группу.
4. Подведение итога.
- Ребята, мне очень жаль, но наше занятие подошло к концу. Мне с вами было очень интересно. Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? (в лесу)
- Вам там понравилось? (да)
- О ком мы с вами говорили на занятии? (о диких животных)
- А что мы еще в лесу видели? (светофор)
- А зачем он нужен в лесу? (ответы)
- А какие правила леса мы знаем? (ответы)
- Молодцы, я благодарю вас за работу. А сейчас можете отдыхать.
Самоанализ.
Так как сейчас у нас в стране объявлен год экологии, мною было проведено занятие в старшей группе на тему: «Экологический светофор».
Цель занятия: воспитывать экологическую культуру, осознанное гуманное отношение к природе.
Задачи занятия:
Образовательные: расширять представления детей о характерных признаках весны; закрепить знания о правилах поведения в лесу, приёмов бережного отношения к природе; формировать умение различать геометрические фигуры, цвет, ориентироваться на листе.
Развивающая: развивать связную речь, пополнить словарный запас; развивать умение согласовывать имена существительные с прилагательными, называть детенышей диких животных.
Воспитательная: воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.
Организационная деятельность, подготовка к занятию.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, а также применялись ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации общеобразовательного процесса. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. На протяжении всего занятия - перемещение по группе, во время поиска выхода из проблемной ситуации с лисой, медведем. На занятии использовались физминутки. Быстрая сменяемость приемов и движение детей по группе в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дети чувствовали себя комфортно.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей: речевое развитие - развитие связной речи, пополнение словарного запаса; развитие умений согласовывать имена существительные с прилагательными, называть детенышей диких животных; познавательное развитие - обобщение представления детей о характерных признаках весны; закрепление знаний о правилах поведения в лесу, приёмов бережного отношения к природе; формирование умений различать геометрические фигуры, цвет, ориентироваться на листе; физическое развитие - развивала двигательное воображение и координацию движений.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
В каждом моменте занятия я старалась активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно -ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игрового момента. На занятии было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»
Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".
Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...