Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Секретное письмо"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

В даннном конспекте описание опытно- экспериментальной деятельности  для детей старшего   дошкольного возраста по теме " Невидимые чернила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_10.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  № 425 г. ЧЕЛЯБИНСКА

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

                    СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА (5-7 лет)

                                 «СЕКРЕТНОЕ  ПИСЬМО»

 

                           ВЫПОЛНИЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ №7 « ПОЧЕМУЧКИ»

                           КОРМЩИКОВА Н.Ю.

                                                            2019г.

Цель: Установление  простейших причинно- следственных связей. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых ( симпатических чернилах) посредством включения в экспериментально- исследовательскую деятельность.

Задачи: Формировать  представления о веществах, используемых для получения  симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил. Осуществлять познавательное  развитие  детей в процессе экспериментальной деятельности, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно- следственные связи. Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов.

 Материалы и оборудование : листы белой бумаги на каждого ребёнка, ватные палочки, лимон, крахмал, сода, молоко,  утюг, свеча, спички, йод, глубокая тарелка с водой, конверт с секретным письмом, картинки на столы: лимон, крахмал, сода, молоко, такие же картинки для детей,  презентация «Тайна невидимых чернил»

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята ! Я очень рада видеть вас в нашей лаборатории!  Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Правильно, проводить опыты. Надевайте халаты  и подходите ко мне. ( стук в дверь) Ребята, нам принесли письмо. Давайте   прочитаем : г. Челябинск,  улица Молодогвардейцев , детский сад №425, Лаборатория. Только не написано, от кого это письмо. Давайте откроем  конверт. ( открывают конверт, а там  белый лист)

Ничего не пойму, может над нами кто-то подшутил? Или может быть письмо написано какими-то светлыми чернилами? Ребята, кажется я догадалась. Письмо написано невидимыми  чернилами, а чтобы его прочитать , нам нужно провести опыт: нам поможет утюг. Подходите все к столу, где стоит утюг. Встаньте так, чтобы всем было видно и вы друг другу не мешали. Скажите, утюг – это опасный или безопасный предмет? Верно опасный. Поэтому, этот опыт буду проводить я. Я включаю утюг в розетку, жду , когда он нагреется и проглаживаю письмо горячим утюгом. Что произошло?  Дети читают надпись : « Привет от Весточки!»  

Ребята, теперь вы догадались от кого это письмо? Кто такая Весточка? Правильно, это  девочка- символ нашего детского сада. А как вы думаете, зачем Весточка отправила нам письмо, написанное невидимыми чернилами? ( ответы детей) А вы хотите научиться делать невидимые чернила и писать ими?  Тогда начинаем наши опыты. Садитесь на стулья.

Ребята, невидимые чернила по  другому  называют симпатические чернила. От обычных чернил симпатические чернила отличаются тем, что написанное ими сообщение  невозможно увидеть , пока не будут применены определённые условия: например, тепло.

Сегодня мы с вами выясним, из каких веществ можно сделать невидимые чернила и каким способом можно их проявить, чтобы прочитать сообщение.

Сейчас я раздам вам каждому карточку, где нарисованы  лимон, сода, крахмал, молоко. Мы с вами разделимся на группы. Те ребята, у кого на карточке  нарисован лимон, подойдут к столу с лимоном   и  будут делать невидимые чернила из лимона. Те ребята, у кого на карточке нарисована  коробка с содой, подойдут к столу с содой и будут делать невидимые чернила из соды .Те ребята, у кого на карточке нарисован пакет с крахмалом, будут  делать невидимые чернила из крахмала. И те ребята, у кого на карточке нарисован пакет молока, будут делать невидимые чернила из молока. Но, перед тем, как начать наши опыты , мы с вами повторим правила безопасного поведения в лаборатории.

1.Правило:Ничего нельзя пробовать на вкус.

2. Правило: Нужно внимательно слушать инструкции взрослого.

3.Правило: Нельзя бегать, прыгать, толкаться и шуметь.

4.Правило: Работать дружно и не мешать товарищам.

А  сейчас занимайте свои места за столами, соответственно вашим карточкам.( в группе- 4 стола, на каждом столе – картинка и необходимые материалы для опыта) Ребята, сейчас я подойду к каждому столу и  дам инструкции, что нужно делать.

1 стол – выполняет опыт с лимоном. Один из ребят берёт половинку лимона и  выжимает из него сок в специальную тарелочку. Затем все остальные берут ватные палочки и  пишут на белом листочке своё имя. Листочки остаются на столах и  сохнут.

2 стол – выполняет опыт с содой. Один  берёт ложку соды и смешивает её с водой. Полученным раствором все остальные ребята пишут  ватными палочками на листочке своё имя и оставляют листочек на столе.

3 стол – выполняет опыт с крахмалом. Один берёт ложку крахмала, смешивает её с водой и все пишут своё имя на листочке ватными палочками полученным  раствором. Листочек остаётся на столе сохнуть.

4 стол- выполняет опыт с молоком. Один из ребят наливает немного молока в тарелочку, все берут ватные палочки и пишут на листочках свои имена. Листочек остаётся на столе сохнуть. А я , пока вы делаете задания, напишу на своём листочке  обыкновенной водой. А потом мы с вами проверим, из каких жидкостей можно сделать невидимые или симпатические чернила. чернила

Ребята, инструкции получены, начинаем проводить опыты. Не забываем про правила поведения  в нашей лаборатории!

Все молодцы ! Пока наши листочки сохнут, подойдите все ко мне, садитесь на стулья. Сейчас вашему вниманию будет представлена презентация про невидимые( симпатические ) чернила. Вы узнаете их историю.

( показ  и обсуждение презентации « Тайна невидимых чернил»)

А  сейчас проведём динамическую паузу.

« Мы  устали, засиделись,  нам размяться захотелось.( одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.( повороты корпусом)

Приседания начинаем, ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись.( выполняют приседания)

И  в последний раз присели , а теперь на место сели ( дети садятся)

Молодцы ребята ! А теперь нам пора проверить высохли ли наши листочки?

Сейчас мы будем  проявлять невидимые чернила. А делать это будем разными способами. Садитесь все на стулья, Сначала посмотрим, что  у нас получится с листочками, на которых ребята писали лимонным соком. Я зажгу свечу и подержу  листочки над пламенем свечи.  Этот опыт нужно выполнять очень осторожно, чтобы не обжечься . Поэтому, дома, если вы захотите повторить этот опыт, обязательно делать это со взрослыми. Потому что, здесь присутствует опасный компонент- огонь. ( воспитатель держит листочки над пламенем свечи и дети видят, как проявляются  надписи).

Ребята, какой вывод можно сделать? Из лимонного сока можно сделать невидимые или симпатические чернила?  Можно.

А теперь давайте проверим , подойдёт ли содовый раствор для изготовления невидимых чернил. А проверять мы будем тоже нагреванием, но с помощью утюга. Посмотрите, я включу утюг в розетку и нагрею его. Затем я возьму ваши листочки и проглажу горячим утюгом . ( дети видят, как проявляются надписи)  Ребята, что вы можете сказать ? Подходит содовый раствор для изготовления невидимых чернил?  Но, я хочу вам напомнить, что этот опыт тоже содержит опасный компонент . Какой? ( утюг) Поэтому этот опыт можно проводить только вместе со взрослыми.

Теперь нам нужно проверить, подойдёт ли раствор крахмала для невидимых чернил. Проверять мы будем другим способом. Посмотрите, я возьму чашку с водой, капну туда несколько капель йода, возьму губку и проведу этим раствором по листочкам. Что происходит? ( проявляются надписи) Какой вывод можно сделать? (  с помощью крахмала можно сделать невидимые чернила)

И у нас остались листочки, написанные молоком. Давайте проверим, проявятся ли надписи, при помощи нагревания. ( утюгом) Какой вывод можно сделать? Из молока тоже можно сделать невидимые чернила.

Ну что, осталось проверить мой листочек, на котором я писала водой. Чем будем проявлять? Давайте попробуем утюгом. ( не получается) Попробуем  раствором йода. Тоже не получается. Какой вывод ? Из воды нельзя сделать невидимые чернила.

Ребята, вы сегодня были молодцы ! Самые настоящие исследователи!  Давайте повторим, из чего мы с вами делали невидимые чернила ? ( из лимонного сока, содового раствора, крахмала, молока  и воды) А с помощью чего проявились надписи? ( с помощью тепла от свечи и утюга , с помощью йодного раствора) Из какой жидкости не получились невидимые чернила?

( из воды)

Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось?( спросить каждого ребёнка) Мне тоже очень понравилось с вами проводить опыты. Спасибо вам! Вы можете забрать свои листочки с собой и показать родителям. Я буду очень рада, если вы дома , вместе с родителями , попробуете провести эти опыты и может быть, найдёте другие жидкости, из которых можно сделать  невидимые  или симпатические чернила.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"

- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...

Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...

Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Россия - огромная страна"

Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Россия - огромная страна"...

Конспект ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кто нам хлеб растит"

Цель: дать понять, окуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет....

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»

Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить  с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Земной шар на столе»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, с условными обозначениями: синее – вода; зеленое, желтое, коричневое – суша, расширить знания об окружающем мире....