Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Секретное письмо"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
В даннном конспекте описание опытно- экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме " Невидимые чернила"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_10.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 425 г. ЧЕЛЯБИНСКА
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)
«СЕКРЕТНОЕ ПИСЬМО»
ВЫПОЛНИЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ №7 « ПОЧЕМУЧКИ»
КОРМЩИКОВА Н.Ю.
2019г.
Цель: Установление простейших причинно- следственных связей. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых ( симпатических чернилах) посредством включения в экспериментально- исследовательскую деятельность.
Задачи: Формировать представления о веществах, используемых для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил. Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно- следственные связи. Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов.
Материалы и оборудование : листы белой бумаги на каждого ребёнка, ватные палочки, лимон, крахмал, сода, молоко, утюг, свеча, спички, йод, глубокая тарелка с водой, конверт с секретным письмом, картинки на столы: лимон, крахмал, сода, молоко, такие же картинки для детей, презентация «Тайна невидимых чернил»
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята ! Я очень рада видеть вас в нашей лаборатории! Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Правильно, проводить опыты. Надевайте халаты и подходите ко мне. ( стук в дверь) Ребята, нам принесли письмо. Давайте прочитаем : г. Челябинск, улица Молодогвардейцев , детский сад №425, Лаборатория. Только не написано, от кого это письмо. Давайте откроем конверт. ( открывают конверт, а там белый лист)
Ничего не пойму, может над нами кто-то подшутил? Или может быть письмо написано какими-то светлыми чернилами? Ребята, кажется я догадалась. Письмо написано невидимыми чернилами, а чтобы его прочитать , нам нужно провести опыт: нам поможет утюг. Подходите все к столу, где стоит утюг. Встаньте так, чтобы всем было видно и вы друг другу не мешали. Скажите, утюг – это опасный или безопасный предмет? Верно опасный. Поэтому, этот опыт буду проводить я. Я включаю утюг в розетку, жду , когда он нагреется и проглаживаю письмо горячим утюгом. Что произошло? Дети читают надпись : « Привет от Весточки!»
Ребята, теперь вы догадались от кого это письмо? Кто такая Весточка? Правильно, это девочка- символ нашего детского сада. А как вы думаете, зачем Весточка отправила нам письмо, написанное невидимыми чернилами? ( ответы детей) А вы хотите научиться делать невидимые чернила и писать ими? Тогда начинаем наши опыты. Садитесь на стулья.
Ребята, невидимые чернила по другому называют симпатические чернила. От обычных чернил симпатические чернила отличаются тем, что написанное ими сообщение невозможно увидеть , пока не будут применены определённые условия: например, тепло.
Сегодня мы с вами выясним, из каких веществ можно сделать невидимые чернила и каким способом можно их проявить, чтобы прочитать сообщение.
Сейчас я раздам вам каждому карточку, где нарисованы лимон, сода, крахмал, молоко. Мы с вами разделимся на группы. Те ребята, у кого на карточке нарисован лимон, подойдут к столу с лимоном и будут делать невидимые чернила из лимона. Те ребята, у кого на карточке нарисована коробка с содой, подойдут к столу с содой и будут делать невидимые чернила из соды .Те ребята, у кого на карточке нарисован пакет с крахмалом, будут делать невидимые чернила из крахмала. И те ребята, у кого на карточке нарисован пакет молока, будут делать невидимые чернила из молока. Но, перед тем, как начать наши опыты , мы с вами повторим правила безопасного поведения в лаборатории.
1.Правило:Ничего нельзя пробовать на вкус.
2. Правило: Нужно внимательно слушать инструкции взрослого.
3.Правило: Нельзя бегать, прыгать, толкаться и шуметь.
4.Правило: Работать дружно и не мешать товарищам.
А сейчас занимайте свои места за столами, соответственно вашим карточкам.( в группе- 4 стола, на каждом столе – картинка и необходимые материалы для опыта) Ребята, сейчас я подойду к каждому столу и дам инструкции, что нужно делать.
1 стол – выполняет опыт с лимоном. Один из ребят берёт половинку лимона и выжимает из него сок в специальную тарелочку. Затем все остальные берут ватные палочки и пишут на белом листочке своё имя. Листочки остаются на столах и сохнут.
2 стол – выполняет опыт с содой. Один берёт ложку соды и смешивает её с водой. Полученным раствором все остальные ребята пишут ватными палочками на листочке своё имя и оставляют листочек на столе.
3 стол – выполняет опыт с крахмалом. Один берёт ложку крахмала, смешивает её с водой и все пишут своё имя на листочке ватными палочками полученным раствором. Листочек остаётся на столе сохнуть.
4 стол- выполняет опыт с молоком. Один из ребят наливает немного молока в тарелочку, все берут ватные палочки и пишут на листочках свои имена. Листочек остаётся на столе сохнуть. А я , пока вы делаете задания, напишу на своём листочке обыкновенной водой. А потом мы с вами проверим, из каких жидкостей можно сделать невидимые или симпатические чернила. чернила
Ребята, инструкции получены, начинаем проводить опыты. Не забываем про правила поведения в нашей лаборатории!
Все молодцы ! Пока наши листочки сохнут, подойдите все ко мне, садитесь на стулья. Сейчас вашему вниманию будет представлена презентация про невидимые( симпатические ) чернила. Вы узнаете их историю.
( показ и обсуждение презентации « Тайна невидимых чернил»)
А сейчас проведём динамическую паузу.
« Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.( одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот.( повороты корпусом)
Приседания начинаем, ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись.( выполняют приседания)
И в последний раз присели , а теперь на место сели ( дети садятся)
Молодцы ребята ! А теперь нам пора проверить высохли ли наши листочки?
Сейчас мы будем проявлять невидимые чернила. А делать это будем разными способами. Садитесь все на стулья, Сначала посмотрим, что у нас получится с листочками, на которых ребята писали лимонным соком. Я зажгу свечу и подержу листочки над пламенем свечи. Этот опыт нужно выполнять очень осторожно, чтобы не обжечься . Поэтому, дома, если вы захотите повторить этот опыт, обязательно делать это со взрослыми. Потому что, здесь присутствует опасный компонент- огонь. ( воспитатель держит листочки над пламенем свечи и дети видят, как проявляются надписи).
Ребята, какой вывод можно сделать? Из лимонного сока можно сделать невидимые или симпатические чернила? Можно.
А теперь давайте проверим , подойдёт ли содовый раствор для изготовления невидимых чернил. А проверять мы будем тоже нагреванием, но с помощью утюга. Посмотрите, я включу утюг в розетку и нагрею его. Затем я возьму ваши листочки и проглажу горячим утюгом . ( дети видят, как проявляются надписи) Ребята, что вы можете сказать ? Подходит содовый раствор для изготовления невидимых чернил? Но, я хочу вам напомнить, что этот опыт тоже содержит опасный компонент . Какой? ( утюг) Поэтому этот опыт можно проводить только вместе со взрослыми.
Теперь нам нужно проверить, подойдёт ли раствор крахмала для невидимых чернил. Проверять мы будем другим способом. Посмотрите, я возьму чашку с водой, капну туда несколько капель йода, возьму губку и проведу этим раствором по листочкам. Что происходит? ( проявляются надписи) Какой вывод можно сделать? ( с помощью крахмала можно сделать невидимые чернила)
И у нас остались листочки, написанные молоком. Давайте проверим, проявятся ли надписи, при помощи нагревания. ( утюгом) Какой вывод можно сделать? Из молока тоже можно сделать невидимые чернила.
Ну что, осталось проверить мой листочек, на котором я писала водой. Чем будем проявлять? Давайте попробуем утюгом. ( не получается) Попробуем раствором йода. Тоже не получается. Какой вывод ? Из воды нельзя сделать невидимые чернила.
Ребята, вы сегодня были молодцы ! Самые настоящие исследователи! Давайте повторим, из чего мы с вами делали невидимые чернила ? ( из лимонного сока, содового раствора, крахмала, молока и воды) А с помощью чего проявились надписи? ( с помощью тепла от свечи и утюга , с помощью йодного раствора) Из какой жидкости не получились невидимые чернила?
( из воды)
Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось?( спросить каждого ребёнка) Мне тоже очень понравилось с вами проводить опыты. Спасибо вам! Вы можете забрать свои листочки с собой и показать родителям. Я буду очень рада, если вы дома , вместе с родителями , попробуете провести эти опыты и может быть, найдёте другие жидкости, из которых можно сделать невидимые или симпатические чернила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"
- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...
Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"
Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...
Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Россия - огромная страна"
Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Россия - огромная страна"...
Конспект ООД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кто нам хлеб растит"
Цель: дать понять, окуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет....
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»
Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Земной шар на столе»
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, с условными обозначениями: синее – вода; зеленое, желтое, коричневое – суша, расширить знания об окружающем мире....