Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Путешествие в прошлое города Кстово. Выдающиеся горожане»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Миляева Нина Александровна

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с малой родиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27

«БЕРЕЗКА»

607662, Нижегородская область, г.Кстово, ул. Свободы, д. 3.

тел. (83145) 2-51-12, 4-48-54

е-mail: kstovoDOU27@yandex.ru

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Путешествие в прошлое города Кстово. Выдающиеся горожане»

                                   Составила:

воспитатель МБДОУ д/с № 27 «Березка»

первой квалификационной категории

Миляева Нина Александровна

                                                             Кстово, 2024 год

Тема: «Путешествие в прошлое города Кстово. Выдающиеся горожане».

Группа: Подготовительная к школе группа

Цель занятия:  обогатить представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

Программное содержание:

1.Образовательные задачи:  

- Расширить представления детей о городе Кстово.

- Познакомить детей с событиями прошлого и настоящего их родного города.

- Рассказать детям о достопримечательностях родного города, познакомить с символикой города.

- Познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан.

2.Развивающие задачи:

- Развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живут, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего.

- Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

3.Воспитательные задачи:

- Воспитывать патриотические чувства к малой Родине, интерес к прошлому и настоящему города, уважение к знаменитым людям города.

Предварительная работа:

1. Беседа о достопримечательностях г. Кстово

2. Знакомство с гимном г. Кстово

3.Чтение художественной литературы 

Оборудование: магнитная доска, фотографии города Кстово, фотографии знаменитых людей города Кстово, набор букв к слову «город» и к слову «Кстово», ваза, цветы на каждого ребенка.

Ход ООД.

         Деятельность педагога

      Деятельность детей    

1.Вводная часть. Организация детей на ООД.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет увлекательное дело! А чем мы сегодня будем заниматься, узнаете, если расшифруете слово на доске.

Воспитатель обращает внимание детей к зашифрованному слову, которое лежит на столе.

Игра «Расшифруй слово»

ГДООР

15243

Воспитатель: Верно, это слово «город». Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе. Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Воспитатель: Правильно, город Кстово.

«Любимый край наш, уголок родной Отчизны,
Тебя мы славим, Кстовская Земля,
И бережём во имя новой жизни
Твои леса, озёра, реки и поля»

(сл. из гимна г. Кстово).

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое нашего Кстово и узнаем много интересного. Чтобы определить, где начнётся наше путешествие нам нужно найти в группе первую букву из слова «КСТОВО». Какая это буква?

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

Ставит букву «К» на магнитную доску.

Дети переходят к месту, где приготовлены стульчики  и демонстрационная доска.

Воспитатель: Садитесь, ребята.

Дети здороваются

Дети расшифровывают это слово, называют его

Ответы детей: город Кстово

Ответы детей: буква «К», находят и показывают букву.

Дети садятся на стульчики.

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, здесь показано место, где расположен наш город. Показывает на карте.

Воспитатель: Как вы думаете, а это что за голубая извилистая линия рядом с Кстово на карте?

Воспитатель: Правильно. Это река Волга. Она одна из самых больших  рек в нашей стране. Наш город располагается на правом берегу Волги.

Воспитатель: Посмотрите, рядом расположен город Нижний Новгород. От нашего города до Нижнего Новгорода 15 км. Поэтому Кстово входит в состав Нижегородской области.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда же произошло такое красивое название нашего города?

Воспитатель: Кратко рассказывает историю возникновения города:

Давным-давно, на правом берегу великой Волги появилось небольшая деревня.  В деревне жило племя мордвы. Они называли деревню КСТОСКОЙ. На мордовском языке «кста» обозначает земляника. То есть место, богатое земляникой или земляничная поляна. Постепенно название изменилось на Кстово.  Жители деревни пахали землю, выращивали хлеб, овощи, ловили рыбу. Потом в этой деревне построили первую каменную церковь. Показывает фото

С этого времени Кстово стало селом, а не деревней. Показывает фото. 

Кстово развивалось и росло, заняло центральное место среди других сёл и деревень.  Но тут случилась беда, началась Великая Отечественная Война.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более двадцати двух тысяч кстовчан.  Почти девять тысяч не вернулись с полей сражений. За подвиги и мужество многие из них удостоены орденов и медалей. Четырнадцать наших земляков стали Героями Советского Союза.

Воспитатель: Как вы думаете, кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?

Воспитатель: Верно, герой – это человек, который совершает подвиги. Герои храбрые, доблестные, мужественные. Это люди, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения жизни других людей.

Воспитатель: Память о героях живет не только в сердцах людей, но и в названиях улиц. Некоторые улицы нашего города также носят название героев Советского Союза. Как вы думаете, какие это улицы?

Воспитатель: Верно, ребята, самые лучшие улицы нашего города носят имена героев-земляков: Николая Степановича Талалушкина, Лаврентия Андреевича Чванова, Ивана Семеновича Рачкова, Александра Александровича Сутырина, Ивана Никифоровича Чернова. Показывает фото героев.

Воспитатель: На площади Мира горит Вечный огонь в память о погибших в годы войны и установлена стена Памяти. Проходят парады, посвящённые Дню Победы.

Воспитатель: Вот и я Вам предлагаю отправиться сейчас на парад.

Физкультминутка «Победа»

Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

Кругом цветы весенние. Руки на пояс, повороты туловища,

Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.

Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные. Вдох, круговое движение руками, изображая

Живут, живут, живут! земной шар.

Воспитатель: После Победы Кстово стало центром нефтепереработки — здесь был построен  нефтеперерабатывающий завод.  Сейчас он называется «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргси́нтез».   Показывает фото завода.

Воспитатель: Потом началось  большое строительство домов, магазинов, детских садов, школ и прочих зданий. Показывает фото строительства жилых домов.

Воспитатель: Наконец-то Кстову был присвоен статус города. Фото современного города

И как положено городу, у Кстово появился свой герб. Современный герб выглядит так. Показывает герб.

Воспитатель: Ребята, назовите, что изображено на гербе г. Кстово?

Воспитатель: Ребята, а что означает олень для нашего города, вы знаете?

Воспитатель: Красный олень на белом поле, означает, что район входит в состав Нижегородской области.

Воспитатель: А что за куст с ягодами вы догадались?

Воспитатель: Да, это куст земляники,  мы с вами помним, что название нашего города связано с земляникой.

Воспитатель: А что обозначают волны на гербе города?

Воспитатель: Волны посередине герба символизируют расположение города на берегу Волги.

Воспитатель: Наш город стал красивым и современным, благодаря талантливым жителям.

Как называют жителей города Кстово?

Воспитатель: Пора нам идти дальше. Вы помните, как мы искали первую букву? Переходим ко второй букве из слова  «Кстово». Что это за буква?

Воспитатель: Осмотритесь и найдите букву.

Дети находят стол с буквой «с», встают вокруг стола. Букву выкладывают на доску.

Воспитатель обращает внимание на конверт на столе, на котором наклеено фото спортивного комплекса  Всемирной академии самбо.

Воспитатель: Дети вы знаете это здание, как оно называется?

Воспитатель: Это кстовский спортивный комплекс «Всемирная академия самбо», для чего он нужен?

Воспитатель: Здесь воспитываются и учатся мировые чемпионы и тренеры по самбо. Проводятся соревнования. Вы ведь знаете что такое самбо?

Воспитатель: Это вид борьбы. «Самбо» расшифровывается как самозащита без оружия,

А вы знаете, благодаря кому построена  академия самбо в нашем городе?

Воспитатель: Откроем конверт и посмотрим. Достаёт фотографию.

Воспитатель: Это тренер, самбист и почётный гражданин  нашего города - Бурдиков Михаил Геннадьевич, под его руководством был построен спортивный комплекс  Всемирной Академии самбо. К сожалению, Михаила Геннадьевича уже нет с нами. В память о Михаиле Геннадьевиче  рядом с Академией был открыт памятник знаменитому тренеру-самбисту.

Воспитатель показывает фото памятника и кладёт на стол.

Воспитатель: Ребята, многие  спортсмены,  которые тренировались в Кстово и стали чемпионами и мастерами спорта по самбо, являются жителями нашего города: Игрушкин Николай Анатольевич, Баранов Николай Владимирович, Дунаев Александр Викторович и многие другие. (по одному выкладывает фото на стол).

Воспитатель: Нам пора искать, где спряталась  третья буква из названия нашего города. Что это за буква?

Дети находят букву и встают вокруг стола с буквой. Букву помещают на доску.

Воспитатель: Посмотрите на фото на конверте. Вы уже догадались, о чём пойдёт речь? Что это здесь изображено?

Воспитатель: Правильно, Кстовская спортивная школа по шахматам. Это школа основана в 1983 г. И всё это время директором школы является Рахвалов Виктор Васильевич.  Виктор Васильевич имеет много заслуг и  званий.

Воспитатель показывает фото из конверта.

Воспитатель: Он организовал первый шахматный класс  и среди ребят – российская шахматистка, будущий международный гроссмейстер среди женщин, Шадрина Татьяна Владимировна, верхний ряд третья слева.

Дети рассматривают фото.

Воспитатель: Хочется отметить, что шахматная школа нашего города занимает достойное место в шахматном мире, входит в десятку сильнейших в России. Среди ее воспитанников есть международные мастера спорта, международные гроссмейстеры, кандидаты в мастера спорта. 

Воспитатель: Нам пора дальше, переходим к следующей букве. Какая следующая буква?

Дети называют букву «о», ищут на каком столе буква. Выкладывают на доске.

Воспитатель: Правильно, а вот и нужный нам конверт, он посвящён Кстовскому центру народной культуры «Берегиня», и знаменитому кстовчанину, который связан с этим центром. А кто он мы сейчас узнаем. Достаёт фото из конверта.

Воспитатель: Как вы думаете, кто он  по профессии?

Воспитатель: На этом фото Анатолий Николаевич Разин - художник, хорошо известный в нашем городе. Он заслуженный работник культуры, автор более 500 картин и кстовского герба, создатель единственной в городе изостудии и уважаемый учитель для кстовских художников. Анатолий Николаевич мечтал о том, чтобы в Кстове был построен выставочный зал, так как художникам негде было показывать свои работы. И вот в нашем городе был создан центр народной культуры «Берегиня». Здесь рисуют и занимаются рукоделием,  оборудован выставочный зал для картин. А вот картины Анатолия Разина. Он любил изображать природу родных мест. Воспитатель показывает фото.

Воспитатель: Ищем следующую, четвёртую букву слова «Кстово».

Воспитатель: Узнали, что это за здание?

Воспитатель: Это Кстовский историко-краеведческий музей. Посмотрим кто внутри конверта. Показывает фото.

Воспитатель: Ребята, на фотографии кстовчанин  Марков Станислав Семенович. Он провел большую работу по созданию музея в Кстово. Станислав Семенович написал первую книгу о нашем городе Кстово. Он был краеведом. Как вы понимаете слово краевед?

Воспитатель: Слово краевед состоит из двух слов «край» и «ведать» т.е. знать. Он знал о нашем Кстовском крае много интересного, был краеведом. На здании Кстовского музея есть мемориальная доска, куда жители Кстово возлагают цветы в память о  Станиславе Семёновиче.  Показывает фото.

Воспитатель: Он любил кстовчан, любил Кстово, постоянно говорил: «Люблю свое Кстово до боли сердечной». Как понять выражение  «любить, до боли сердечной», как можно сказать другими словами?

Воспитатель: А вы любите Кстово?

Дети смотрят на карту

Ответы детей: река Волга

Дети рассматривают карту

Ответы детей: от названия ягоды земляника

Дети слушают воспитателя, рассматривают фотографии

Ответы детей: герой – это человек, который совершает подвиги. Мужественность, храбрость, доблесть, сила.

Ответы детей: улица Талалушкина, улица Чванова, улица Сутырина, улица Ступишина, проспект капитана Рачкова.  

Выполняют движения вместе с воспитателем

Дети слушают воспитателя, рассматривают фотографии

Ответы детей: олень, ягоды, волнистые линии.

Ответы детей: олень символ Нижегородской области

Ответы детей: земляника

Ответы детей: река Волга

Ответы детей: Кстовчане

Ответы детей: Да

Ответы детей: Буква «С»

Ответы детей: Академия самбо

Ответы детей: люди там занимаются спортом

Ответы детей: вид спорта, вид борьбы

Ответы детей: нет

Дети слушают воспитателя, рассматривают фотографии

Ответы детей: буква «Т»

Ответы детей: Шахматная школа

Дети слушают воспитателя, рассматривают фотографии

Ответы детей: Буква «О»

Ответы детей: художник, писатель, учитель

Дети рассматривают картины

Дети находят букву «В», выкладывают на доске

Ответы детей: Музей

Ответы детей: исследователь, человек, который много знает о своем крае

Дети рассматривают, задают вопросы.

Ответы детей: любить очень сильно, дорожить, переживать за кого-то.

Ответы детей: Да

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: И осталась у нас последняя буква она повторяется второй раз, поэтому рядом с ней стоит цифра 2.

Воспитатель: Вот и собралось наше слово. Прочитаем его. А значит, окончилось наше путешествие в прошлое города. Вам оно понравилось?

Воспитатель: Что особенно запомнилось?

Воспитатель: Как вы думаете, вы можете уже сейчас позаботиться о своём городе? Что вы можете сделать для этого?

Воспитатель: Каждый из вас, может стать выдающимся жителем нашего с вами родного города.

Воспитатель:  В завершении нашего путешествия в прошлое города Кстово, давайте соберём букет для нашего города. Я раздам вам по цветку.

Предлагаю вам сказать по одному слову:  какой он, наш город?  При этом, каждый из вас поставит свой цветок в вазу.  

Игра «Букет цветов».

Дети, называют «о», находят её, садятся на стульчики.

Дети произносят название города

Ответы детей: Да

Ответы детей

Ответы детей: не мусорить, не портить, не ломать ничего в городе.

Дети говорят полным предложением, добавляя своё прилагательное: «Наш город красивый (современный, прекрасный, замечательный, славный)» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области " Социально-коммуникативное образование" в старшей группе " Путешествие в страну вежливости"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности.Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа : старшая.Тема НОД: «Путешествие в...

Конспект НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в подготовительной группе на тему: «Игра – викторина «Что знаем мы о городе своем»

Данный материал поможет воспитателям закрепить знания детей о родном городе, его улицах, расширить словарь детей по теме "Мой город" определениями, глаголами;  закрепить умение правильно называть...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Цель. Познакомить детей с историей создания книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой...

Конспект НОД по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" для детей подготовительной группы "Путешествие в город Спасибоград"

Развитие  умений отражать свои представления об окружающих людях и взаимоотношениях между людьми в продуктивной деятельности....

Конспект ННОД по Образовательной Области «Социально- коммуникативное развитие». « Путешествие в "Цветочный город"».

Учить детей инсценировать.Развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопрос взрослого).Воспитывать устойчивый интерес и театрально - игровой деятельности....

Конспект НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в подготовительной группе на тему: «Игра – викторина «Что знаем мы о городе своем»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 19 «Ласточка» г. Новоалтайска       Конспект НОД ...