План-конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности "Увлекательное путешествие в бумажную страну"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Журбина Елена Николаевна

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_uvlekatelnoe_puteshestvie_v_bumazhnuyu_stranu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова

«Увлекательное путешествие в бумажную страну»

Цель: Продолжать формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

Задачи:

             • Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пластичная, непрочная. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

             • Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

              • Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Демонстрационный материал: почтовая посылка, поделки и предметы из бумаги, головной убор и накидка (мантия) академика, набор бумаги формат А 4, книга поделок из бумаги, фотослайды   «изготовление бумаги», магнитная доска, простой карандаш, карточка с символическими изображениями «методов исследования», фотографии.

Лаборатория:  три коробки с крышками, фартуки и нарукавники, емкость с водой, кораблики из салфеток и из бумаги; набор бумаги разного качества, ватный диск, кожницы, клей, спички.

                                               План образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Приветствует детей. Обращает их внимание на гостей, предлагает поздороваться и ними. Предлагает детям надеть фартуки и отправиться в путешествие в «Волшебную лабораторию» и стать настоящими учёными, которые делают множество разных и интересных открытий.

Дети здороваются с гостями.

Вызван интерес к предстоящей деятельности

- Сегодня мы будем учиться проводить  исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Мне нужен помощник, я прошу быть им Тимуру.

- Тему исследования  вы узнаете, если отгадаете  загадку. Загадываю загадку:

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов цветной (бумаги)

- Правильно ребята, это бумага.                                  

  -  Как догадались?                                                          

 - Какие слова вам подсказали?
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете.

- А  знаете ли вы, из чего делают бумагу? Вывешиваю иллюстрации «процесс изготовления бумаги» на доску.                                                            - Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Вот послушайте стихотворение:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги:
Для журнала, книги и тетради.

Обращаю внимание детей на посылку.

- Как вы думаете, а что могла прислать нам Бумажная Фея?  - Для чего людям бумага? Где ее используют?
- Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги свое название.
- Давайте  посмотрим: достаю из ящика лист бумаги и предлагаю ребенку назвать, что это за бумага и где ее можно использовать (дети выдвигают разные гипотезы).
Достаю из почтового ящика предметы, которые сделаны из бумаги (бумажная тарелка, стакан, поделка или игрушка из бумаги или картона, книжка)
- Из какой бумаги сделаны эти предметы?                    

- Почему   использовали именно эту бумагу?      

Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет бумага

Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения

Называют вид бумаги               (например, картон) и

 рассказывают для чего и где ее используют

Рассматривают предметы, называют их

Активизирован процесс  мышления, памяти

- А сейчас немного расслабимся и выполним динамические упражнения.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка (возвращаемся за столы)

Выполняют упражнения динамической паузы

Удовлетворена потребность в физической активности

- Я предлагаю вам  дети перейти к следующему методу исследования «Эксперимент».  Для чего на каждый стол ставится «волшебный ящик».

1 ящик: емкость с водой, бумажные кораблики.

 Результат опыта: бумага намокает, теряет форму.

2 ящик: разные виды бумаги (альбомный лист, картон, наждачная бумага, подарочная, обои), ватный диск. Результат: бумага бывает: гладкая, шероховатая, толстая).

3 ящик: газетный лист, писчая бумага, толстый картон. Результат: бумагу можно рвать, мять, резать ножницами, склеивать клеем.

Наблюдаю за работой детей в группах, направляю, подсказываю.

Показываю опыт № 4: спички, кусочки бумаги и картона, металлическая тарелка, влажная салфетка, вода.

Результат: бумага горит

- Предлагаю, кто уже закончил свое исследование, зарисовать результат на карточке.

.

Дети стоят вокруг столов по подгруппам, выбирается старший в подгруппе. Выполняют опыты. У каждой подгруппы своя коробка с материалом для опыта.

1 опыт:  опускают бумажный кораблик в воду, он намокает и теряет форму.

2 опыт: с помощью ватного диска определяют. Что бумага бывает гладкая, диск с нее легко падает, а бывает шероховатой, диск на ней задерживается.

3 опыт: рвут бумагу руками, режут ножницами, мнут, клеят.

Наблюдают за опытом с горением бумаги.

Дети зарисовывают результат, возвращаются на стулья

Развитие способов умственной деятельности (сравнивать, анализировать), умения наблюдать, навыки проведения эксперимента

- А сейчас руководитель  из каждой подгруппы расскажет нам о проведённом исследовании.                                          

 - Подтвердились ли ваши гипотезы?                            

  - Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?

Из каждой подгруппы детей один ребенок рассказывает о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы (если есть) Помощник(секретарь) в это время зарисовывает результаты опыта .

Совершенствование умения анализировать проделанную работу

- А сейчас перед нами выступит с докладом секретарь и расскажет все, что все мы узнали во время исследований о волшебной бумаге.

 Надеваю на выступающего шапку академика и мантию. (Если требуется помощь, помогает составить рассказ)

Ребенок одевается академиком, готовит доклад, рассказывает о том, что узнали во время проведения эксперимента.

Совершенствование умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять  повествовательный  монолог с элементами  описания

Подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими учёными и поэтому узнали много нового.

Благодарит всех детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования

Помогают воспитателю организовать выставку рисунков.

Развитие умения взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект нод по познавательно-исследовательской деятельности

План-конспект нод по познавательно-исследовательской деятельности...

План конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема "Мы волшебники"

План конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности в средгей группе на тему: "Мы волшебники"...

Конспект образовательной деятельности с детьми по по экспериментальной деятельности Тема: «Путешествие в бумажную страну».

Познакомить детей со свойствами бумаги посредством опытно-экспериментальной деятельности...

План – конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками во II младшей группе Тема: «Путешествие в деревню»

План – конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками во II младшей группеТема:  «Путешествие в деревню»Интеграция образовательных областей: ...