Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Подойницына Елена Валерьевна

Открытый просмотр опытно-эксперементальной деятельности "Тайны снега и льда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе «Мышата»

(открытое занятие)

МБДОУ д/с № 2 «Сказка»

 

Разработала: воспитатель

I квалификационной категории

Подойницына Елена Валерьевна


Холмск

2018 г.

НОД . Экспериментальная деятельность (открытое занятие)

Тема: "Тайны снега и льда."

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

  • расширять знания детей о признаках зимы, ее месяцах;
  • продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);
  • формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий, твёрдый; не тонут в воде; тают в тепле);
  • развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; 
  • учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.


Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

- О каком времени года это стихотворение? Какие признаки зимы описаны в стихотворении?

 Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»

-Сколько Зимних месяцев ? Назовите их? Какой месяц сейчас? Какой будет?

Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

Послушайте ещё загадки:

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

        Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)

Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований каждый из активных исследователей получит эмблему научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Переходим к изучению снега и льда

Опыт № 1.Определение прочности 

Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Вывод: лёд – хрупкий, а снег – рыхлый.

Опыт № 2. «Какой на ощупь».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.

Вос-ль: А снег?

 Ответы детей. Холодный, лёгкий, рыхлый, белый.

Вывод: снег и лёд – это замёрзшая вода, в твёрдом состоянии.

Опыт № 3«Воздействие температуры».

Воспитатель:

Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Вывод:  снег и лёд тают от тепла.

Опыт№ 4:Определение запаха. 

А теперь давайте проверим , есть ли запах у льда и снега

Ответы детей

Вывод: снег и лёд, так же как и вода не имеют запаха.

Опыт № 5. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.

Ответы детей: «Под снегом не видно, а подо льдом - видно».

Вывод: Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный».

Опыт № 6. «Тонет – не тонет»

Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит.

 Вывод: не тонут, легче воды.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками. 

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Опыт №7. Исследование чистоты снега. 
Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим какая она.

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.

Вывод: нельзя есть снег

Подведение итогов

 - Что вы делали сегодня?

- Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные, )

-А чем они отличаются?

Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный...

-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).

-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

 Что еще узнали?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег легкий, а лед …

Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?

- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.

 Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.

-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?

А теперь наша экспертная комиссия вручит эмблемы самым активным исследователям.

1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.


2. Почему же снег не похож на лед?
Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления. 
Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.


3. Скрип снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
После полеченной информации мы начали исследовать свойства снега.

4. Откуда берется снег?

Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда, льдинки растут и  увеличиваются их лучики, и постепенно они  становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда»

Татьяна Горячева 
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о свойствах снега и льда;

• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связиснег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

• обогащать словарный запас детей: опыт, экспериментснегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный

Развивающие:

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• развивать связную речь;

• развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Материалы и оборудование: емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав, посылка, игрушка Снеговикснеговички – фишки, по 2 снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов:

- лед попадает в тепло – вода;

снег попадает в тепло – вода;

- вода замерзает – лед.

Ход занятия:

Вос-ль:

Здравствуйте, дети! Вместе со мной к вам в гости пришел СнеговичокСнег-к:

Здравствуйте, ребята!

Вос-ль:

Снеговичок, а почему ты пришел в гости именно к этим ребятам?

Снег-к:

Я услышал, что есть такой д/сад «Солнышко», а в нем живут веселые, добрые, как лучики солнца, дети. Я захотел их увидеть.

Вос-ль:

-Ну, что же, покажем Снеговику, какие мы веселые, добрые, умные. Так как у нас необычное занятие, то дети, которые будут отвечать, получат вот таких веселых снеговичков.

Звучит песня «Кабы не было зимы…»

Вос-ль:

-О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А за что вы любите зиму? Вам помогут иллюстрации. Ответы.

- А теперь послушайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. Ответы.

Вос-ль: А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег? Снежинки. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Даже в загадке говорится«станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?

Физкультминутка: А сейчас давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Звучит фонограмма).

- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Стук в дверь).

-Кто-то стучится. Входите.

Снегурочка: Здравствуйте! Торопилась к вам, друзья,

Принесла посылку я.

Вос-ль: Спасибо! Интересно, от кого? Читаю«От Деда Мороза».

Снегурочка, оставайся с нами.

Снег-ка: А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле?

Ответы детей.

Вос-ль: Спасибо, Снегурочка, за посылку. Приходи к нам на Новый год.

(Открываю посылку)

-Чтобы узнать, что здесь, отгадайте загадку.

Он сковал большую реку, Ровный, гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.

Дети: Это лед.

Достаю кусочек льда и показываю детям. А что такое лед?

Дети: Это замерзшая вода.

Вос-ль: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт №1. «Определение цвета».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.

Вос-ль: А снег? – ответы детей.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Ответы детей: «Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).

Опыт №3. «Воздействие температуры».

Воспитатель:

Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снегначали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика).

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Итог.

- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег легкий, а лед …

- Молодцы! Спасибо!

Конспект

НОД по познавательно – исследовательской  деятельности

 в старшей группе «Солнышко»

 «Хочу все знать о секретах снега и льда»

                                                                 Воспитатель: Попова Е.А.

                                              Декабрь 2013 г.

Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.

 Задачи:

 Образовательные:

-  расширять представления детей о свойствах снега и льда;

-  учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

-  учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

-  обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный

 Развивающие:

 - развивать познавательные интересы, инициативу и самостоятельность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

-  развивать связную речь;

- развивать мелкую моторику.

 Воспитательные:

 -  Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской  деятельности и желание заниматься ею;

-  аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие – способствовать становлению, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;   - речевое развитие: развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое отношение к окружающему миру;

физическое развитие: обеспечить двигательную активность в течение занятия.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулке за свойствами снега, чтение художественной литературы о природных явлениях.

 Материалы и оборудование:  емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на 2 ребят), цветные листы бумаги.

 Ход занятия:

 Воспитатель достаёт «Волшебный сундучок».

- Как вы думаете, что в нем (версии детей)?

- Да. Там может быть все, что угодно. А чтобы вы догадались совершенно точно, загадаю вам загадку:

 « Он сковал большую реку,

 Ровный, гладкий, красота!

 Он поможет человеку обходиться без моста.

 А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

 Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки».

- Что это?

Воспитатель

  • Как вы думаете, нам нужно поторопиться или это делать не обязательно? Почему (лед растает)?
  • Кому мы доверим достать лед (ребенок достает)?

-   Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он быстрее  превратился в воду?

- А хотите проверить?

Опыт №1. «Определение цвета» (работа в парах)

 - Найдите себе пару. Возьмите в ладони по кусочку льда.

- Расскажите друг другу, что вы чувствуете?

- Какой лед на ощупь?

- А чем он пахнет?

- Что с ним стало происходить и почему?

- Теперь положите свои льдинки  в один общий стаканчик. Накройте салфеткой.

- Как вы думаете, что произойдет со льдом?

- Это произойдет быстро или медленно.

- А пока лед тает, давайте посмотрим, может еще что-то есть в сундучке. Кому доверим?

- Что это за листок? На нем что-то написано.

- Кто сможет прочитать (воспитатель или ребенок)?

Читаем загадку.

«Он пушистый, серебристый,

  Но рукой его не тронь.

  Станет капелькою чистой,

 Лишь поймаешь на ладонь»

Воспитатель

- Что это?

- А может снеговик нам и снежку принес?

- Кто внимательно посмотрит, что еще есть в сундучке  (ребенок вынимает банку со снегом, открывает ее)?

- Возьмите каждый по не многу снежка, положите себе на середину ладошки.

- Хотите узнать, что сейчас с ним произойдет?

- Тогда давайте помолчим и понаблюдаем.

- Что происходит?

- Почему снег превращается в воду?

- Почему это происходит так быстро?

- А почему лед тает медленно?

  Физкультминутка

Воспитатель

-  Вправо-влево повернись и в снежинку превратись!

- Кто сможет показывать   движения снежинки для всех детей?

- Проверим, все ли внимательны. Выполняем точь- в – точь, как ведущая снежинка.

- Как вы думаете, а не пора ли нам вернуться к нашим льдинкам?

- Расскажите друг другу, что произошло.

- А кто расскажет всем детям?

- А у остальных парочек все так же или по-другому?

- А какого цвета вода (прозрачная, бесцветная)?

- Как вы думаете, а снег и лед прозрачны?

- А как это можно проверить?

Опыт №2. «Определение прозрачности» (работа в группах)

- Давайте разделимся на три команды, чтобы сразу про все узнать. По сколько человек будет в команде?

- Выберите в своей команде командиров, которые подойдут к этому столу, возьмут любой лист цветной бумаги и букву  и положат все это  на стол, где будет заниматься его команда.

- Чья команда расскажет всем, какая у вас буква (остальные по очереди тоже называют свои буквы)?

- Как вы думаете, что обозначают буквы  В -  «вода», Л -  «лед», С-  «снег»?

- У вас есть лист цветной бумаги. Теперь доверьте кому-нибудь из своей команды взять то, что обозначает ваша буква.

- Как вы думаете, как можно проверить прозрачность снега, льда и воды (положить  или поставить на цветной лист бумаги и посмотреть)?

- Сделайте это и обговорите в своей команде, есть прозрачность или нет. Но помните наше правило – не мешать другим командам.

- Чья команда может рассказать другим командам о результатах своего эксперимента (выслушиваем выступления каждой команды, добавляем, подводим итог).

Воспитатель

- Открою вам одну тайну. Снеговик, который к нам приходил не простой, а настоящий волшебник, потому что пока он был здесь, не заметно для вас познакомил меня с интересной новой игрой. Хотите ее узнать? Тогда готовьте свои пальчики. Они сегодня много играли, пусть теперь отдохнут.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)  

Мы во двор пришли гулять.

 ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

 Птичек крошками кормили

 (Крошащие движения всеми пальцами),

 С горки мы потом катались,

 (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 Все в снегу домой пришли.

 (Отряхиваем ладошки),

 Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...