НОД "Удивительные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»
Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Удивительные птицы».
Провела:
Кокорина Екатерина
Владимировна
- г.
Конспект НОД по познавательной деятельности
Тема: «Удивительные птицы»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Цели: обобщение знаний детей о птицах.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц «зимующие и перелётные птицы», «водоплавающие», «хищные», «ночные», «певчие», «экзотические», «домашние»;
- закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида, повадках, о месте их обитания, корме, птенцах;
- закреплять признаки весны;
- закреплять умение соотносить запись чисел с количеством предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки >, <, =, для фиксации результатов сравнения, тренировать счетные умения, умение решать простейшие задачи на сложение.
- формировать умение выкладывать птиц из геометрических фигур по схеме.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц;
- развивать умение группировать предметы по признакам, устанавливать
- причинно – следственные связи;
- развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
- развивать словарный запас;
- способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательная:
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им; доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Оборудование: ноутбук, слайдовая презентация «Птицы», письмо, перо,
железные доски, магниты, мяч, карточки: птицы, солнце, снежинка, дерево,
капля; пластмассовые чашки с водой, пиалки с маслом, кисточки, подставка
для кисти, салфетки (по количеству детей),
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 10, знаки >, <, =;
схемы для конструирования птиц, счётный материал (по количеству детей).
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, загадка, вопросы.
Наглядные – показ слайдов ИКТ технология.
Практические – игровые упражнения, подвижная игра.
Игровые – сюрпризный момент, игровая мотивация.
Приёмы: беседа, вопросы, указания, дополнение, поощрение, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: Загадывание загадок о птицах; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, рассматривание картин и фотографий с птицами; беседа о зимующих и перелетных птицах, их строении, о местах обитания, строении яйца, птенцах, о помощи птицам зимой, разучивание физкультминуток по теме, чтение сказок.
Использование современных образовательных технологий:
- элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка);
- ИКТ-технология (презентация к НОД).
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Сегодня придя в детский сад, я нашла у себя на столе письмо. Интересно от кого оно! Как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте откроем его и прочтём.
Воспитатель открывает и читает письмо.
Воспитатель: «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас к себе в гости в наш удивительный мир». Нас приглашают в гости, а кто, не написано, подписи нет.
Воспитатель заглядывает в конверт.
Воспитатель: Смотрите там, что - то ещё лежит!
Воспитатель достаёт из конверта перышко, показывает детям.
Воспитатель: Здесь перо. Как вы думаете от кого это письмо?
Дети: Это письмо от птиц.
Воспитатель: Значит, это птицы приглашают нас к себе в гости. Пойдём?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а как же мы с вами попадем к птицам? (Ответы детей)
Воспитатель: А перышко то волшебное. Сейчас мы с вами закроем глаза, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – волшебное перышко к птицам нас перенеси!» и попадём к ним.
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались у птиц в гостях в их удивительном мире.
Звучит фонограмма «голосов» птиц.
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Кто это нас встречает весёлым пением?
Дети: Нас встречают птицы.
Воспитатель: Почему птицы так весело и громко поют свои песни?
Дети: Потому что наступила весна.
Воспитатель: Конечно. А какая она весна?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
Воспитатель: Скажите, а какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются лужи и текут ручейки; появляются проталины, набухают почки; солнце не только светит, но и греет, с крыш домов свисают сосульки, просыпается медведь после зимней спячки, с тёплых стран прилетают птицы, пробивается травка, появляются первые цветы.
Воспитатель: Вот такие чудеса происходят весной, пробуждается природа. Интересно, какие птицы встретили нас? Чтобы это узнать, нужно отгадать загадки.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, на слайде появляется картинка с изображением птицы.
Угадайте, что за птица Я летаю очень быстро,
Скачет по дорожке, Много ем, но всё в полёте.
Собирает хлебные крошки. Быть дождю — летаю низко.
По ночам кочует, Вы меня не узнаёте?
Зернышки ворует! (Стриж)
(Воробей)
Чернокрылый, красногрудый, Всё время стучит,
И зимой найдет приют: Деревья долбит,
Не боится он простуды – Но их не калечит,
С первым снегом А только лечит.
Тут как тут! (Дятел)
(Снегирь)
Воспитатель: Посмотрите сколько птиц встретило нас. А на какие две большие группы можно разделить всех этих птиц?
Дети: Всех этих птиц можно разделить на перелётных и зимующих.
Воспитатель: А почему птиц называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Верно. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы не могут делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях, замерзают речки, озера, птицам негде добывать еду.
Воспитатель: Конечно, самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками, самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Какие птицы улетают первыми?
Дети: Те, которые питаются насекомыми.
Воспитатель: Какие птицы улетают последними?
Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Эти птицы называются зимующие.
Воспитатель: А как вы думаете, почему эти птицы круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так
холодно зимой.
Воспитатель: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети: Человек развешивает кормушки на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах; подкармливает птиц.
Воспитатель: Молодцы. Вы всё верно сказали. Встретила нас целая стая птиц и
не разберёшь, где перелётные, где зимующие. Давайте поможем птицам и
разделим их на две группы. Перелётных птиц поместим на поляну с солнышком, а зимующих – на поляну со снежинкой.
Дети берут по одной птице и прикрепляют их на соответствующую «поляну».
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы разобрали всех птиц.
Воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Как здорово, что мы разделили птиц на группы. А давайте посчитаем сколько птиц в каждой группе, сколько перелётных, а сколько зимующих птиц. Посчитайте.
Дети считают птиц.
Воспитатель: Сколько перелётных птиц на поляне?
Дети: На поляне 3 перелётных птицы.
Воспитатель: А сколько зимующих?
Дети: Зимующих птиц на поляне 5.
Воспитатель: Верно. Ребята, подойдите пожалуйста к столам, займите место.
Дети подходят к столам, занимают места.
Воспитатель: Перед вами набор с цифрами, найдите среди них те, которые указывают на количество птиц в группах.
Дети находят цифры.
Воспитатель: Какое число больше? Найдите и поставьте знак больше, меньше или равно.
Дети определяют большее и меньшее число, ставят соответствующий знак, воспитатель проверяет выполнение задания.
Воспитатель: Посмотрите на экран, так ли у вас получилось.
Дети смотрят на экран, проверяют.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте внимательно, на поляне сидело …. сколько зимующих птиц?
Дети: 5.
Воспитатель: К ним прилетело, сколько перелётных?
Дети: 3.
Воспитатель: Сколько всего стало птиц на поляне?
Дети: Всего стало на поляне 8 птиц.
Воспитатель: Выложите пожалуйста это при помощи цифр и знаков, составьте пример.
Дети составляют пример и выкладывают его из цифр и знаков на столе, воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо посчитали всех птиц. Выходите ко мне, вставайте в круг, немного поиграем.
Дети выходят из-за столов, встают в круг.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
Воспитатель: А давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети: Водоплавающие, морские, домашние, ночные, певчие, хищные, экзотические.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц!
Скажите пожалуйста, а чем же похожи все птицы?
Дети: Все птицы похожи тем, что у всех есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья.
Воспитатель: Верно. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Дети: Люди различают птиц по внешнему виду.
Воспитатель: Так чем же они отличаются друг от друга?
Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У птиц разное оперение по окрасу, длине. Разные яйца, большие и маленькие, разного цвета. А ещё у птиц разные голоса.
Воспитатель: Чем покрыты все птицы?
Дети: Птицы покрыты перьями.
Воспитатель: Птицы умеют плавать, ходить по земле. А самое главное, что они ещё делают?
Дети: Все птицы умеют летать.
Воспитатель: А это что? Что-то в этих местах никто не живёт. А вот и птицы!
Воспитатель обращает внимание детей на мольберты с картинками, называем.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем птицам найти свой дом, где бы они могли обитать. (на болоте, на деревьях, водоплавающие).
Дети берут по птице и «селят» в соответствующее место.
Воспитатель: Отлично справились с заданием, теперь эти птицы не потеряют свой дом. А теперь они хотят поиграть с нами. Поиграем?
Дидактическая игра «Четвертый лишний?»
Воспитатель: На слайде показаны картинки, нужно определить, кто лишний и
почему?
Ласточка, павлин, воробей, цапля. (Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, жаворонок, клёст. (Клёст не певчая птица).
Дятел, голубь, стриж, индюк. (Индюк – домашняя птица).
Снегирь, ворона, гусь, ласточка. (Гусь - водоплавающая птица).
Воспитатель: А вы знаете, что делают все птицы весной?
Дети: Весной у птиц много забот они строят гнезда.
Воспитатель: А из чего они делают свои гнёзда?
Дети: Птицы строят свои гнёзда из сухой травы, веток, глины, перьев, мха.
Воспитатель: А где птицы стоят свои гнёзда?
Дети: Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.
Воспитатель: Посмотрите какие гнёзда бывают у птиц.
Дети смотрят на экране изображение различных гнёзд.
Воспитатель: А какая птица не вьёт гнезда?
Дети: Не вьёт гнёзда кукушка.
Воспитатель: Вот, когда гнёзда птиц готовы, какая же следующая забота у птиц?
Дети: Отложить яйца.
Воспитатель: Давайте рассмотрим из чего оно состоит?
Дети: Яйцо состоит из скорлупы, желтка, белка, жгутиков, воздушной камеры.
Воспитатель: Молодцы и это вы знаете. А кто вылупляется из яиц?
Дети: Из яиц вылупляются птенцы.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.
Дети: Это делает мама – птица, самка и папа самец.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Ребята, а какие правила в лесу вы знаете?
Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить и тогда птенцы погибнут.
Воспитатель: Молодцы, вы всё верно сказали! А давайте сыграем ещё в одну
игру, становитесь в круг.
Дети встают в круг.
Воспитатель: А игра называется «У кого кто?».
Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а дети называют как называется этой птицы птенец.
Воспитатель: У совы - совята. У кукушки - кукушата. У вороны - воронята.
У журавля - журавлята. У аиста - аистята. У грача - грачата. У утки - утята.
У лебедя - лебедята. У гуся - гусята. У стрижа - стрижата. У чижа - чижата.
Воспитатель: Ребята, а давайте угостим птиц, посмотрите на экран, чем можно
накормить каждую из них.
На экране появляется слайд с изображением птиц и разного корма для них, дети называют птицу и что она ест.
Воспитатель: Здорово! Накормили столько птиц!
Ребята, а знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Ответы детей)
Воспитатель: Птицы смазывают свои перья жиром, который выделяет жировая железа, находящаяся у птицы в хвостовой части. Этим жиром водоплавающая птица клювом смазывает каждое пёрышко, и он отталкивает воду. Давайте проверим, так ли это? Подойдите пожалуйста к столу и займите место.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу и занимают места.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стоит чашка с водой, закатайте рукава и опустите руку в воду.
Дети закатывают рукав и опускают руку в воду.
Воспитатель: А теперь выньте руку и легонько стряхните её. Какая рука?
Дети: Рука мокрая.
Воспитатель: Возьмите салфетку и насухо вытрите руку. Салфетку аккуратно положите на место.
Дети берут салфетку, вытирают руку, кладут на место.
Воспитатель: Посмотрите на стол, перед каждым из вас стоит пиалка с растительным маслом и кисточка. Возьмите кисточку, хорошо окуните её в масло и смажьте ею ладонь.
Дети берут кисточку, окунают в масло и мажут ею свою ладонь.
Воспитатель: Опустите снова руку в воду, выньте, легонько стряхните. Что вы обнаружили?
Дети: Вода капельками слетает с руки.
Воспитатель: Верно. А какая рука?
Дети: Рука сухая.
Воспитатель: Возьмите салфетку и вытрите руку. Салфетку аккуратно сложите и положите на место.
Дети берут салфетку, вытирают руку, складывают её и кладут на место.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Дети: Жирный предмет не мокнет в воде.
Воспитатель: Конечно. Так и происходит с перьями птиц, они в воде не мокнут, и птица всегда сухая.
Молодцы ребята, хороший опыт мы с вами сделали. А теперь подойдите ко мне.
Дети вместе с воспитателем отходят от столов.
Воспитатель: А хотите, чтобы к каждому из вас прилетела птичка? Подойдите к столу, посмотрите перед вами набор с геометрическими фигурами и схемы. Выберите себе понравившуюся и выложите по ней птицу.
У каждого ребенка набор с геометрическими фигурами. Дети выбирают схему и самостоятельно выкладывают птиц.
Воспитатель: Как много птиц у нас получилось. Молодцы! А давайте ваших птиц оставим жить с остальными птицами в лесу?
Дети: Давайте.
Воспитатель: Какие добрые вы ребята. Выходите из-за столов, подходите ко мне.
Дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю.
Воспитатель: Вот и побывали мы в гостях у птиц, много разных птиц увидели, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Возьмём волшебное перышко, закроем глаза, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – волшебное перышко в детский сад нас перенеси!».
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались в детском саду.
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания о птицах? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы очень много знаете о птицах, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.
Ребята, а вы знаете, что птицы издавна считались в народе предвестниками тепла и доброты. Люди верили, что птицы могут принести счастье. Если на дереве, возле вашего дома уселось много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю, чтобы ваши желания и мечты всегда сбывались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....
- Мне нравится (1)