Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Сирант Елена Вадимовна

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром  «Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса» разработан мною для детей 1 младшей группы и проведён рамках тематического контроля в ДОУ.

Цель:

Дать детям представление об основных отличительных чертах комнатных растений.

Задачи:

- Показать основные отличительные черты комнатных растений.

- познакомить со  строением  цветка (стебель, листья, бутон, цветок).

- Закрепить знания об уходе за растением (полив, рыхление, удаление пыли).

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

- Развивать умение наблюдать (сосредотачивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные признаки).

- Расширять словарный запас детей (Комнатное растение, фиалка, фикус, рыхлить, поливать, протирать, шершавый,  ворсинки).

- Развивать чувство цвета и композиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

«Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса».

Цель:

Дать детям представление об основных отличительных чертах комнатных растений.

Задачи:

- Показать основные отличительные черты комнатных растений.

- познакомить со  строением  цветка (стебель, листья, бутон, цветок).

- Закрепить знания об уходе за растением (полив, рыхление, удаление пыли).

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

- Развивать умение наблюдать (сосредотачивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные признаки).

- Расширять словарный запас детей (Комнатное растение, фиалка, фикус, рыхлить, поливать, протирать, шершавый,  ворсинки).

- Развивать чувство цвета и композиции.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, что нужно сказать гостям?

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Но это еще не все гости, посмотрите кто еще к нам пришел?

Воспитатель (вносит куклу и цветок): Дети, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Ой, Даша, а что это у тебя?

Кукла: - Да сама даже не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришла к вам, может, вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.

Воспитатель: - Дашенька, ну конечно, это цветок. Это комнатное растение. Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения? (нет)

-Почему не растут? (зима, холодно)

-Правильно, растения зеленеют сейчас только в комнате,  в тепле. И называются поэтому –комнатными. Ребята давайте повторим, как называются такие растения. Дашенька ты запомнила?

Кукла: Да, это комнатное растение.

Воспитатель: Комнатные растения  маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, а потом они вырастают большими и красивыми. Давайте все вместе покажем, как растут комнатные растения.

(дети приседают, медленно встают и тянутся вверх, изображая, как растет растение. Потом растение набирает бутончик и распускается цветок.

 Пальчиковое упражнение «Цветок».

Вот бутоны ,вот цветки

Распускают лепестки.

Повторить 2 раза.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: - Дашенька, этот  цветок называется фиалка. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется Дашин цветок(фиалка).

Воспитатель: Скажите ребята а все ли цветы маленькие  ,как фиалка? (нет, и есть больше).

  Я хочу познакомить вас с ещё одним комнатным растением. Это фикус.

 Давайте их сравним.

У всех растений есть корень. Его не видно, потому что он находится в земле.

 Листочки у фикуса большие, а у фиалки- маленькие .(вопрос: какие у фикуса, а какие у фиалки).

 У фикуса листья гладкие, а у фиалки – покрыты ворсинками, шершавые(дать потрогать и ещё раз проговорить).

 У фикуса стебель один прямой, а у фиалки стебель почти невидно.

 Фикус высокий, а фиалка низкая.(вопросы: высокий -какой? низкий- какой?).

 Все растения разные, но у них одинаковое строение.

Давайте вспомним, из каких частей состоит растение. ( корень, стебель, листочки, бутон, цветок).

 Ребята, а как нужно  ухаживать за комнатными растениями ?(нужно поливать, протирать листья, рыхлить землю).

Начнём с рыхления земли. Землю нужно рыхлить  у растений , чтобы она стала мягкой и вода хорошо проходила к корням. Для этого нужна палочка для рыхления.

(ребенок берет нужный инструмент для рыхления и начинает рыхлить землю).

Как нужно рыхлить, сильно? (Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение).

А теперь нужно полить наше растение. А как узнать, что растение нужно полить?

 ( Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно).

- Верно. ( ребенок выбирает нужное растение и поливает). Я помогу тебе. Нужно леечку прислонить к горшку с цветком  и потихоньку лить воду. Много воды лить не нужно, растение может погибнуть от того, что постоянно находится в воде. Молодец, водичка дошла до самого корня и напоила наше растение.

Ребята, а ещё  нужно  протирать листья растений, а знаете зачем?

Для ответа  давайте проведём опыт: закройте себе носик и попробуйте подышать. Хорошо вам дышать с закрытым носом? (Плохо)

 Вот и растение плохо дышит, если у него пыль на листьях. Поэтому нужно его протирать. Нужно на ладошку положить листок и аккуратно его протереть мокрой тряпочкой) (протирание листьев фикуса детьми).

Молодцы, ребята, вы так хорошо работали, но я вижу ещё один предмет. Зачем нам кисточка? Не знаете? У нас есть растения - фиалка, на листьях которых есть ворсинки.

Такие листья не протрёшь от пыли тряпочкой, нужно кисточкой смахнуть пыль. Попробуйте (несколько детей по очереди смахивают пыль с растения).

 Какие вы молодцы, ребята. Вы очень хорошо потрудились. Растения очень вам благодарны.

А теперь давайте станем цветочками и сделаем зарядку .

Физкультминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай(наклоны головой)

Утром солнышко встречай (руки вверх)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (наклоны)

А теперь водой умойся,

Отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Дидактическая игра «Собери цветок»

 Ребята, у вас на столах лежат  части цветочка. Давайте для Даши соберём цветок

Дети подходят к своим местам за столом. Работают стоя.

На доске схема цветка

Даша: спасибо, ребята!  В благодарность я хочу вам подарить раскраски-цветочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме " Моя семья".

Конспект образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром потеме "Планета Земля-наш дом" и использованием ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме «Жил – был слоненок» (II младшая группа)

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме «Жил – был слоненок»(II младшая группа)...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Прогулка к реке"

В процессе занятия дети знакомятся с речными камнями, их свойствами, учатся подбирать антонимы, быть дружелюбными, любознательными, развивают мелкую моторику рук, отгадывают загадки....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".

В конспекте представлены задания,  игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш дом» с детьми подготовительной к школе группы (образовательная область «Познание»)

Цель: Расширять представление детей о своём доме.Задачи:1.    Образовательные:-Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт ребёнок, количества этажей в доме; этажа, на котором н...