НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Непосредственно - образовательная деятельность по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Зимующие птицы" | 33.46 КБ |
Презентация "Зимующие птицы" | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
тема «Зимующие птицы»
Воспитатель:
Сокоренко О.А.
Пыть-Ях
2016
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: формирование экологической культуры у детей через ознакомление с зимующими птицами.
Задачи:
образовательные:
- уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
развивающие:
- упражнять в навыках осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- развивать умение работать в центрах активности, опираясь на предложенный алгоритм действий, самостоятельно используя материал.
воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- вызывать стремление беречь птиц и помогать им в затруднительных ситуациях, связанных с зимним сезоном.
Используемые материалы: картинки с изображением птиц, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; материал для изготовления кормушек; крупа и семена для корма птиц; весы с гирями; фломастеры и карточки для мнемотаблиц; яблоки и хлеб; ножи и разделочные доски; схемы и алгоритмы действий в центрах активности.
Словарная работа: «зимующие», снегирь, синица, воробей, сорока, голубь, клёст; текст стихотворения «Снегири».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Организационная часть ( 3-4 минуты)
Приветствие
(произносят дети с взрослым)
Вместе с солнышком встаём,
Небу мы улыбку шлём,
Всей Земле – большой привет!
Ведь её прекрасней нет!
Всем сорокам и дроздам,
Ястребам и снегирям,
Птичек всех мы очень любим,
Обижать мы их не будем!
( дети выполняют движения в соответствии с текстом приветствия по показу педагога)
Воспитатель
- Ребята, сегодня мы с вами шли в детский сад по свежему снежку. Какие причудливые узоры «рисуют» следы от сапог детей и взрослых, от колёс автомобиля, от лап животных и птиц! А вы знаете что снег - это кристаллы замороженной воды? (ответы детей)
-Наступая на снег, в очень морозный день, мы слышим хруст. Как вы думаете, звук возможно услышать без снега, ведь в группе он очень быстро растает и превратится в воду? (ответы детей)
-А вы хотели бы услышать хруст снега прямо здесь в тёплом помещении? (ответы детей)
- Давайте поиграем в игру « Хрустящие снежки» (надувные шарики наполненные крахмалом) Выполняется упражнение с разным темпом и силой нажатия шариков.
Воспитатель
- Ребята, я слышу звук оповещения электронного письма. Как же узнать, кто нам отправил письмо и что в нём написано?
- Ольга Петровна! Будьте добры, распечатайте в кабинете у Светланы Владимировны на принтере письмо. Нам не терпится узнать, кто его прислал. ( Воспитатель уходит, через некоторое время возвращается с письмом)
Воспитатель (2)
- Ребята, в принтере совсем нет краски, поэтому я не смогла выполнить ваше поручение.
Воспитатель
- Мне кажется, я вспомнила один верный способ «оживления» невидимых картинок. Нужно взять губку, обмокнуть в слабый раствор гуашевой краски и нанести на лист бумаги. Попробуем наш эксперимент? ( Наносится краска, появляется надпись-призыв «Помогите». Использование воскографии)
Воспитатель
-Кто может прочитать, что здесь написано?( ответы детей)
-Кто отправил нам такое тревожное письмо? (ответы детей)
- Да, ребята. Это птичьи следы. Скажите, а вы хотели бы узнать, кто именно просит помощи? (ответы детей)
-Вы увидите следы птиц на снегу и услышите загадку. Отгадав загадку вы узнаете какие именно птицы просят о помощи.
Основная часть (15-16 минут)
(Воспитатель приглашает детей присесть на подушки)
(Показ слайдовой презентации « Зимующие птицы»)
Воспитатель ( загадывание загадки)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый... (Воробей)
(Ответы детей)
( изображение воробья появляется на слайде )
Воспитатель
- Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Послушайте , какую песенку поёт городской воробей. ( прослушивание голоса в записи)
-Ребята, о воробьях нам хочет рассказать Полина Симакова. Она приготовила свой рассказ с бабушкой.
Воробьи (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями)
Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Воробьи едят любую пищу. Помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. В старину, завидев на своих огородах стайку маленьких птиц, люди кричали « Вора бей!». Отсюда и пошло название воробья. Разговаривают между собой воробьи громким чириканьем и предупреждают друг друга о приближении хищника. За тёплое время года воробьиха успевает отложить яйца 2-3 раза и вывести потомство.
Воспитатель
- Послушайте следующую загадку.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
(Ответы детей).
( появляется изображение синицы на слайде)
Воспитатель
- Какой звук издаёт синица?(ответы детей) Послушайте какую песенку поёт синица. ( прослушивание голоса в грамзаписи)
- Ребята, о синицах нам расскажет Анна Большакова. Помогала ей подготовить рассказ её мама Елена Николаевна.
Синица (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями)
Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют «сии-сии», да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Синицы зимой не улетают в тёплые страны. Они переживают зиму в дупле. Синицам и их птенцам совсем нелегко найти пищу, поэтому они прилетают ближе к жилью человека, где их подкармливают зёрнышками и хлебными крошками. 12 декабря на Руси отмечали Синицын день. В этот день синиц угощали кто чем мог: кусочками сала, семенами подсолнуха. А 27 февраля люди слушали какую песню поёт синица. Если приговаривает « скинь кафтан», то весна будет ранняя.
Воспитатель
- Вот следующая загадка.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(снегири)
( появляется изображение снегиря на следующем слайде)
Воспитатель
- Послушайте, как снегирь поёт. (прослушивание записи голоса птицы)
-О снегире нам расскажет Алиса Филатова. Помогал ей её папа Алексей.
Снегирь (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Воспитатель
- Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…(Сорока)
( изображение сороки появляется на слайде)
Воспитатель
- Послушайте, как трещит сорока. (звучит запись пения птицы)
-О сороке небольшое стихотворение нам расскажет Мелания Василенко. Готовилась она со своей старшей сестрой Эмилией.
Сорока (рассказ ребёнка, подготовленный с родителями)
Сорока белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку или стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Длиннохвоста, белобока,
Говорливая сорока.
На верхушке дерева высоко сидит,
Об опасности в лесу всех предупредит.
Воспитатель
-Ребята, из рассказов девочек мы много узнали о птицах. Давайте поблагодарим девочек, которые так интересно нам рассказали о зимующих птицах. (апплодисменты)
- Теперь мы знаем, кто именно написал письмо и просит нас о помощи. Мы готовим о зимующих птицах интересные сообщения и на рабочей карточке девочки отметят птиц о которых рассказывали. (дети наклеивают смайлики на карточку с изображением птиц о которых рассказывали)
- А кто хочет приготовить с родителями дома рассказ или стихотворение о голубях и клестах к будущему вторнику? (выбор детей)
Воспитатель
-А какие птицы называются зимующими? (ответы детей)
- А как вы думаете , какие неприятности поджидают птиц зимой? (ответы детей)
-Конечно холод, голод и хищники - самые злейшие враги птиц. Какую помощь мы с вами можем оказать птицам? (ответы детей)
Физкультминутка (дети выполняют по тексту)
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
(дети выполняют движения по тексту вместе с педагогом)
Воспитатель
- Зима очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Наши новые знакомые ждут помощи. В путь! Все на помощь!
(дети направляются к центрам активности)
Реклама центров активности
Воспитатель
-В центре науки «Хочу всё знать» вас ждёт воробей со схемой приготовления витаминного птичьего коктейля из круп и семян. Я помогу вам справится с этой работой. (овёс, пшено, семена подсолнечника, горох)
(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)
-В центре литературы и грамоты «Говори - читайка» вас ждёт снегирь. Он хочет, чтобы вы его порадовали стихотворением. Поможет вам работать в центре логопед Нина Викторовна. (составление мнемотаблицы и разучивание стихотворения «Снегири»)
(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)
-В центре конструирования «Мастерилка» вас ждёт сорока со схемой изготовления кормушки. Поможет вам справится с этой сложной задачей Ольга Петровна. ( конструирование кормушек для птиц)
(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)
-В центре кулинарии « Поварёнок» с нетерпением вас ждёт синица со схемой изготовления « вкусных бус» для птичьего пира. Поможет вам работать в центре Татьяна Витальевна. (нарезка хлеба и яблок и нанизывание на шпагат)
(дети знакомятся с предложенным материалом и оборудованием центра активности)
Воспитатель
- А теперь, ребята, вы можете сделать свой выбор и занять места в центрах.
(дети расходятся по центрам активности по собственному выбору)
Работа в центрах
( самостоятельная деятельность в центрах активности)
Заключительная часть(2 минуты)
Воспитатель
(по сигналу приглашает всех детей на место итогового сбора)
-Ребята, что вам понравилось больше всего на нашей встрече? (Ответы детей)
- Что нового и интересного вы сегодня узнали о птицах? (Ответы детей)
-Расскажите, чем занимались в центрах и чем ещё планируете заняться? (ответы детей)
-Какие затруднения вы испытывали? (ответы детей)
(дети демонстрируют свои работы сверстникам и взрослым)
Воспитатель
-Ребята! Наша встреча была поучительной и полезной. Сегодня на прогулке мы развесим вкусные угощения для птиц. Думаю, птицам понравится угощение и также кормушки в которых им будет приятно полакомиться. А для хорошего настроения мы прочитаем им новое стихотворение.
-Все ребята и взрослые очень ответственно выполняли задание.
Всем спасибо за совместную, общую работу!
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Следы синицы на снегу . Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.
Следы снегиря на снегу Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ...
Следы сороки на снегу Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....