Развитие предметной деятельности в группах раннего возраста
статья по окружающему миру

Самойленко Наталья Викторовна

В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предметной деятельности в группах раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н.М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей [27, с.286].

Исходя из особенностей развития ребенка в раннем возрасте, можно выделить  специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы педагога в группах данной возрастной категории:

  1. развитие предметной деятельности;
  2. развитие речи;
  3. общение и взаимоотношения со сверстниками.

Мы бы хотели более подробно остановиться на развитии предметной деятельности и привести конкретные примеры, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

  1. Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Педагог должен научить ребенка действию с предметами ближнего окружения: во время режимных моментов ребенок учится правильно пользоваться полотенцем, горшком, носовым платком, расческой, ложкой, салфеткой и т. д. Но только режимных моментов не достаточно, необходимо  оснастить и развивающую среду. В ней должны быть игровые зоны с предметами ближнего окружения,  которые также способствуют развитию орудийных действий (зеркало с расческами, кухня с посудой и т. д.). Также для осуществления этой задачи помимо обычных бытовых предметов необходимо использовать и специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (шнуровки,  бусы, пуговки, гвозди-перевертыши, лопатки, каталки, удочки с магнитом и т. д.).
  2. Во-вторых, это развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Поскольку ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками, соотнося форму или размер отдельных предметов, связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества, манипулируя предметами, педагог должен  показать правильный способ действия с предметами и вызвать и поддержать познавательную активность ребенка. Для этого можно использовать всевозможные  вкладыши, пирамидки, геометрические домики, блоки Дьеныша, башенки и т. д.
  3. В-третьих, это формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Для этого необходима помощь педагога, который помогает ребенку удерживать внимание для достижения определенной цели. Здесь можно использовать различные игры и игрушки, предполагающие получение определённого результата (пазлы, конструкторы, мозаики, магнитные игры, кубики, вкладыши Монтессори и т. д.).

Если педагог учитывает и реализует все вышесказанное, то у ребенка  формируется самостоятельная предметная деятельность – главная составляющая полноценного развития ребенка.


Библиография

1.  Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1996.

2.  Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000. - с.30.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - с.58 - 66.

4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Нисканен А.Г. - М.: Академия, 2002. - с.9 - 11.

5. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. - 1995. - № 3. - с.26 - 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальные основы развития предметной деятельности детей в раннем возрасте

Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность» и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом ...

Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение с взрослым, а предметно- манипулятивная или, точнее, орудийно-предметная деятельность....

Направления развития предметной деятельности у детей раннего возраста

Направления развития предметной деятельности у детей раннего возраста...

конспект НОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в группе раннего возраста.

laquo;Озорной котенок»конспект НОД по разделу «Развитие ребенка в предметной деятельности» в группе раннего возраста.Программное содержание:обогащать опыт детей о домашних животных...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышение квалификации «Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста »

Перспективный план по развитию познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности....

Картотека дидактических игр развития предметной деятельности у детей раннего возраста

Предметная деятельность влияет на формирование навыков действий с разнообразными предметами, развиваются психические процессы, формируетсяы мышление, сознание, речевой аппарат....

Конспект открытого занятия по развитию предметной деятельности с детьми раннего возраста «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Конспект открытого занятия по развитию предметной деятельности с детьми раннего возраста «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»...