Конспект занятия «Удивительные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
· Формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eti_udivitelnye_kamni.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Удивительные камни»
Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
- Обучающие: формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
- Развивающие: развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление; закреплять навыки работы с увеличительными приборами; способствовать развитию слухового восприятия.
- Воспитательные: воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам; формировать чувство взаимного уважения, самоуважения, умения считаться с интересами других; воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Развивающая среда: картины гор и горных ландшафтов, «волшебный мешочек», шапка ученого, набор камней - по числу детей, лупы, стакан с водой, ложка, большие подносы, салфетки.
Предварительная работа: беседа с детьми о горах, рассматривание картин, глобуса, карты мира, чтение сказки П.Бажова «Каменный цветок», рассматривание минералов и камней.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в лабораторию, где будем проводить опыты.
Дети встают возле стола, на нем лежит «волшебный мешочек», по очереди подходят к нему, просовывают руку и ощупывают предмет. Делают вывод, что внутри мешочка лежит камень.
В: Догадались, с чем мы будем проводить опыты? (ответы детей). Верно с камнями. Садитесь за столы. Давайте вспомним, какие нам нужны «помощники» для экспериментов?
(напоминание о предназначении каждого органа человека (глаза, нос, руки, уши).
Начинаем наш первый опыт.
Опыт №1: «Определить цвет и форму».
В: Самым первым начинают работу наши глаза. Внимательно осмотрите все камни.
Дети: Камни разного цвета (серый, белый, красный, синий и т.д).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
В: Очень хорошо справились с первым опытом.
Опыт №2: «Определение размера».
В: Все камни одинакового размера?
Д: Нет.
В: Покажите самый большой, средний, маленький камень. Какого размера бывают камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт №3: «Определение фактуры поверхности».
В: Для этого опыта нам нужны ваши очень чувствительные пальчики. Сейчас по очереди мы погладим каждый камень. Поверхность камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий и самый шершавый камень. (дети показывают).
Вывод: Камень может быть гладким и шероховатым.
Физминутка: «Гора»
Стоит гора-старушка Поднимают руки вверх
До небес макушка. Тянутся на цыпочках вверх.
Её ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Её дождик поливает, Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает Прикладывают ладошки к щекам, качают головой
И камешки теряет. Дети медленно отходят назад.
И каждый день
И каждую ночь
Катятся, катятся По сигналу воспитателя дети
Камешки прочь. Разбегаются в стороны.
Раскатились камни, Прикладывают ладошки
И с той самой поры к щекам и качают головой.
Ничего не осталось Двумя руками показывают на
От нашей горы опустевшее место.
Мы немножко отдохнули и готовы к новым открытиям.
Опыт №4: «Рассматривание камней через лупу»
В: Для того, чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. (рассматривание детьми лупой свои камни). Что вы увидели, ребята?
Д: Ямочки, дорожки, крапинки, узоры.
Вывод: Камни имеют разные рисунки.
В: А вы знаете, что все предметы имеют вес. Хотите узнать, сколько весят камни? Это уже будет следующий опыт,
Опыт № 5: «Определение веса»
В: Мы сейчас на минутку станем весами. Что делают весы? Да, взвешивают.
Ребята по очереди держат в руках камни и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни бывают по весу разные: легкие и тяжелые.
В: Ребята положите ладошки на щеки, а потом быстро на стол. Стол какой? (холодный). А щеки? (теплые). Да, наша кожа может определить температуру. Как вы думаете, а у камней одинаковая температура? Сейчас проверим на следующем опыте.
Опыт № 6: «Определение температуры»
В: Ребята мы с вами проведем очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Что нужно для этого сделать?
Дети предлагают разные способы действий, проводят опыт. Предлагается согреть холодный камень своим дыханием.
Дыхательная гимнастика. Дети берут камни, кладут в ладони, делают вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой (3раза).
Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
Физминутка (выполняется в соответствии с текстом).
Миша шел, шел, шел Дети шагают на месте
Белый гриб нашел удивляются грибу
Раз грибок, два грибок наклоняются собирают грибы
Положил он в кузовок кладут в кузовок
В: Ребята, а что будет с камнем если его положить в воду? (ответы детей). Почему вы так думаете? (доводы детей). А что нужно сделать, чтобы узнать? (предположения детей).
Сейчас проверим ваши ответы и доводы. Проведем опыт.
Опыт № 7: «Плавучесть»
Дети в посуду с водой осторожно кладут камень. Наблюдают. Делятся мнениями друг с другом. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, он стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Дети вытирают салфеткой камни.
В: Ребята, а сейчас мы с вами станем учеными и будем делать вывод о свойствах камней.
Ребята по очереди рассказывают обо всех проделанных опытах.
Приводят свои рабочие места в порядок. Проводится выставка на тему: «Камни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл занятий "удивительные камни"
одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...
Конспект занятия "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....
Конспект занятия "Удивительные камни"
Конспект НОД по образвоательной области "Познавательное развитие" Удивительные камни для старшей группы...
Конспект занятия "Удивительные камни"
Конспект занятия "Удивительные камни" для детей 5-6 лет (эксперементально - исследовательская деятельность)...
Конспект открытого занятия "Удивительные камни"
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней....
Конспект занятия "Удивительные камни"
конспект опыты и эксперименты...
Конспект открытого занятия " Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.Задачи:Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома;Развивать память, глазомер, логическое мышле...