Познавательно - исследовательский проект "Соль - волшебница"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно - исследовательский проект
«Соль – волшебница»
с детьми подготовительной группы
Участники проекта: дети группы
Руководитель: воспитатель группы
Мотив: во время обеда один из детей группы сказал, что суп совсем не солёный. Встал вопрос: «Для чего нужна соль»? Ответы детей: «Что было вкусно». Мы сделали вывод с детьми, что соль это приправа, которая придаёт пище вкус. Воспитатель поставил детям вопрос: «Откуда берётся соль» и «Нужна ли соль для жизни человека?». Дети не смогли дать точные вразумительные ответы и тогда мы решили побольше узнать о соли, о её свойствах и жизненной значимости для человека с помощью познавательно - исследовательской деятельности.
Цель проекта: формирование у детей естественно - научных представлений о веществах окружающего мира.
Задачи:
1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
2. Исследовать свойства соли опытным путём.
3. Расширить представления о добыче соли.
4. Развивать у детей стремление к поисково - познавательной деятельности.
5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Гипотеза:
Если мы проведём исследования, опыты, экспериментирования с солью, изучим литературу о ней, то мы расширим свои знания о соли, не только, как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений, и применений в детском творчестве.
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово), практические (эксперименты), игровые.
Средство обучения: презентация, заучивание пословиц, поговорок, эксперименты, опыты с солью, рисование с помощью соли.
Ожидаемый результат:
- Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
- Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
- Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
- Развитие творческих способностей детей.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная).
Отгадывали загадки о соли. Читали русскую народную сказку Ф.Н.Афанасьев «Соль», филиппинскую сказку «Почему вода в море солёная», статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
Выясняли, что про соль народ сочинил много поговорок и пословиц. Выучили некоторые из них: «Без соли невкусно, а без хлеба несытно».
Воспитатель дал детям задание узнать у мам, как они используют соль в домашнем хозяйстве.
Поговорив с мамой, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью.
Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью.
Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли.
Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее.
Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли.
Наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений.
Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, при нажатии скрипит как снег
Соль растворяется в воде
Мы взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.
Соль в воде разной температуры
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.
Соль - чистящее средство
Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Водоплавающее яйцо
Давайте проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды.
Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью воспитателей, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
При испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли
Можно соль раскрашивать и рисовать с помощью соли картины
3. Заключительный этап
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли
- Дневник наблюдений опытов.
Закончив проект, мы узнали:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
С помощью соли можно рисовать картины.
Выводы:
Гипотеза подтвердилась, можно с уверенностью сказать, что соль поистине «Волшебница». Самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Было интересно экспериментировать с солью. Опыты оказались познавательными.
Материалы для проведения проекта:
- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканы, ложки, соль, яйцо, вода, гуашь, тарелочки.
- Материал для рисования: альбом для рисования, картон, соль, клей ПВА, цветная соль, гуашь.
– презентации о соли
Использовала материалы ИНТЕРНЕТ
Приложение:
Загадки про соль
Родилась я в воде,
И по вкусу будут мне:
Мясо, рыба и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
(Соль)
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели …
(Соль)
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? ...
(Соль)
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не ... (Соль)
Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже…
(Соль)
В воде она родится,
Но странная судьба-
Воды она боится,
И гибнет в ней всегда…
(Соль)
Все ребята знать должны,
Из чего пекут блины!
Ты не знаешь что ли?
Молоко, мука, яйцо и щепотка…
(Соли)
Меня не едят,
Но и без меня мало едят.
Что за странный порошок,
С виду неприметный.
Но любое блюдо он,
Делает отменным…
(Соль)
Мясо любит и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может хватит или мало?..
(Соль)
И не красива, и не вкусна,
А без неё еда пресна…
(Соль)
В воде родилась,
В огне крестилась.
На воду пала и пропала…
В земле родится,
На солнце вырастает,
В воде умирает…
Этот слон белоголовый
На столе живёт в столовой.
(Солонка)
С солью бочонок
Приучен с пеленок
Всегда и везде
Кланяться еде.
(Солонка)
Использовала материалы ИНТЕРНЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина
Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Познавательно-исследовательский проект "Волшебница вода"
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-соль»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-соль»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница-соль"
Конспект занятия для детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в средней группе
Цель: расширение представлений у детей о значении воды и ее свойствах....