Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница-соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дорофеева Любовь Евгеньевна

Конспект занятия для детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnitsa_sol.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Волшебница – соль»

Цель: Создание условий для самостоятельной творческой деятельности детей; стимуляции поисковой познавательной активности окружающего мира.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования, её значении в природе, в жизни человека;

- создать условия для обучения детей анализу, установлению причинно- следственных связей;

- создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, использование нетрадиционной техники рисования;

- формировать и развивать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Виды  деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации деятельности: игры, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (картина из окрашенной соли).

Оборудование: мультимедийный проектор; сундучок; мешочки с разным наполнением; соль, вода, клей, стаканы, ложки, тарелки, музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу поделиться  своим настроением  с вами. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки друг другу и улыбнитесь нашим гостям. Теперь я вижу, что у всех отличное настроение.

- Ребята, я принесла вам волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадку.

1.Я конечно всем нужна

Без меня еда не та

Не засолишь огурца

Не заправишь холодца

Но не только лишь в еде

Я живу в морской воде

Если льёт слеза из глаза

Вкус припомнишь мой ты сразу.

2.На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Без неё, ребята, повар, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль...

Вы, конечно, догадались сразу, это - (соль)

Догадались? А что вам подсказало, что это соль?

 

Давайте посмотрим, правильно мы отгадали, что у меня в сундучке (соль)

Ребята, однажды я  услышала такое выражение «Волшебница соль»

Мне стало интересно. А вы хотите узнать, почему так говорят? Тогда садитесь поудобнее на стульчики.

Получение соли ( Слайд 2)В глубокой древности люди ели не приправленную ничем пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской воды (Слайд 3). В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась.

Слайд (7).  Соль бывает: 

(Слайд 8-10) Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания .

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски и скрабы. Используют, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.  

(Слайд 11) Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец.

Так почему же соль волшебница? (соль применяют…

-Ребята, в сундучке есть ещё какие-то мешочки, я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

- Возьмите по одному мешочку в руки, и на ощупь попробуйте определить, что в них. Отгадайте у кого в мешочке соль? (соль, синтепон, горох, гречка, фасоль, камушки, пуговицы, бумага). Передай мешочек другим ребятам. Молодцы. 

Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире

Любопытнее ребят.

Не грустим, не унываем,

Мы исследуем и знаем,

Что для края и страны

Наши знания нужны!

(Пришли в лабораторию).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы  произнесем волшебные слова «Влево, вправо повернись и в ученых превратись».

Здесь открываются секреты!

На всё находятся ответы!

Не унывай, забудь про скуку!

Добро пожаловать в науку!

-А теперь, ребята,  приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.  А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят опыты. Проходите.

 Но в лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам

-бережно обращаться с оборудованием.

 Воспитатель: Запомнили правила? Тогда садитесь за столы поудобнее.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете?

Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.

Воспитатель: Подведем итог, что вы можете сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая).

Воспитатель: Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание) На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)

Воспитатель: Про соль говорят «В воде родится, а воды боится». Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? (ответы детей). А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте.

-Что произошло с солью? 

 - Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.

Совсем недавно мы с вами проводили опыты. Давайте вспомним о них и расскажем.

Слайд 12 Опыт –веточка ели в снегу

Слайд14 Опыт-вырастим кристаллы соли

Слайд 16 Опыт Заморозим воду

Воспитатель: Сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.

Попробуйте воду в стакане. (она пресная). Положите  яйцо в воду и посмотрите, что получится. (Яйцо опустилось на дно банки). В другой стакан с водой  добавить соли и хорошенько размешать. Опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Как вы думаете, почему такое получилось. Ребята, вы знаете, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена. Что нового и интересного вы узнали о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, похожа на зернышки и кристаллики, соль в воде растворяется, кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу).

А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка .

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (идут по кругу с поднятыми руками)

Побежал в саду ручей (бег), прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (приседают), а цветочки подрастают (руки вверх, на носочках)

Давайте ребята нарисуем эту разминку (работа с интерактивным столом)

 Воспитатель: Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Если окрасить и просушить эту соль можно использовать для изготовления картин.

   Предлагаю вам пройти в творческую лабораторию и изготовить из соли красивые картины. Вы будете работать парами. Проходите, садитесь за столы. Перед вами бумага с рисунком и цветная соль. Мы изготовим картину из соли. Вам нужно намазать тщательно клеем рисунок и засыпать цветной солью.  Приступайте к работе. Дайте высохнуть рисунку и стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите, какая картина у вас получилась. 

Пока картина сохнет, давайте поиграем. Так почему же «Соль-волшебница»? Вы по очереди говорите, а я даю вам на память маленькое солнышко. Ребята, а кто воспользуется дома свойствами соли?

 Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Большое вам спасибо! А теперь дежурные уберут всё оборудование со столов, наведут в группе порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...