Конспект НОД по познавательному развитию «По сугробам, по снегам – отпечатки тут и там» (разновозрастная группа детей с ЗПР)
план-конспект занятия по окружающему миру

Моисеева Людмила Мидхатовна

Создать условия для расширения и обогащения знаний детей об особенностях зимней природы, обитателях леса их повадках, следах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

«По сугробам, по снегам – отпечатки тут и там»

(разновозрастная группа детей с ЗПР)

Моисеева Л.М.

Цель: Создать условия для расширения и обогащения знаний детей об особенностях зимней природы, обитателях леса их повадках, следах.

Задачи:

1. Образовательные: обеспечить развитие у детей познавательного интереса, умения слушать вопрос и чётко формулировать свои мысли, бережного отношения к природе;

2. Развивающие: обеспечить развитие умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращаются в воду, на морозе вода замерзает и превращается в снег;

3. Воспитательные: пробудить чувства сопереживания, вызвать желание помочь;

Обогащение словарного запаса детей (белый, пушистый, блестящий, легкий, искристый, рыхлый, холодный, мокрый).

Методы и приёмы: Сюрпризный момент: появление Снежка; рассматривание знаков с правилами поведения в лесу; дорожки со следами животных; появление тазика со снегом; кинезиологические упражнения; художественное слово; музыкальное сопровождение; решение проблемной задачи.

Предварительная работа: Беседы о времени года, о приметах зимы. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о зиме. Рассматривание снега на прогулке, следов птиц и людей на снегу. Игры со снегом. Знакомство с животными Прибайкалья. Дидактические игры.

Материал и оборудование: телевизор, музыкальное сопровождение, Снежок, снежинки, картинки «Зимующие птицы», мышка, заяц, лиса, волк, олень, сорока, следы животных на снегу, тазик со снегом, деревянные палочки, рукавички, бумажные салфетки или полотенца.

Ход деятельности:

I.1. Создание мотивационного поля (организационный момент). Ребята, посмотрите, мы с вами попали в «Снежное царство».

Зима – волшебница, зима – чародейка поселилась в этом царстве. Посмотрите, как здесь красиво!

Давайте возьмемся за руки, закроем глазки и представим: (два – три раза глубоко вдохните и выдохните…)

Упражнение на релаксацию «Путешествие в сказочный лес»

Я хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес. Чувствуете, как какой чистый, морозный и свежий воздух в лесу, ветерок дует. Здесь все спокойно, тихо и может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Вокруг высокие, красивые деревья…кто-то прячется за ними…Хотите увидеть, медленно откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

2. Беседа о зиме: во время путешествия мы будем говорить об особенностях зимней природы, посмотрим, кто поселился в этом сказочном лесу.

Хорошее время года- зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. У зимы есть цвет! Какого цвета зима?

Какая у нас зима? (Холодная, снежная, красивая, пушистая, белоснежная, весёлая, потому что много веселых игр зимой. Одна из них «Снежки» - показ снежка)

II. Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации.

1. В «Зимнем лесу» нас встречает Снежок, но он почему-то грустный.

Что случилось, Снежок?

Снежок мне сказал, что здесь были гости и сломали его дом-сугроб и ему теперь негде жить. Просит помочь наладить его дом-сугроб. Для этого надо набрать много снежинок, выполнив задания, спрятанные в «Зимнем лесу». Поможем Снежку?

2. Но в лесу есть правила, которые нельзя нарушать. Давайте посмотрим на знаки: (рассматриваем знаки)

- «Не шуметь» Как вы думаете, почему? (можно испугать жителей этого царства и слышать их голоса и шорохи)

- «Ходить по дорожкам, протоптанным в снегу» (чтобы не сбиться с пути);

- «Не задевать кустов» (так как зимой замёрзшие ветки легко ломаются);

- «Быть внимательным» (чтобы не пропустить следы на снегу или увидеть красивые пейзажи).

3. Давайте рассмотрим вокруг, может что-нибудь заметим.

По сугробам, по снегам –

Отпечатки тут и там:

Капли, ленты и цепочки.

Петли, крестики и точки.

Разгадай скорей секрет –

Где тут чей оставлен след.

(показ следов мышки, рассматривание)

1. Посмотрите, какие маленькие следы, с полоской по середине. Кто же тут пробегал такой маленький? Как нам узнать кто здесь пробегал? Найти подсказку, оставленную Снежком, загадку:

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки. (мышь)

Давайте проверим, откроем картинку.

У мышей почерк мелкий. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо поэтому получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.

Правильно угадали, получите снежинки и положите их на стол, где мы будем строить дом-сугроб для Снежка.

2. Посмотрите, а это чьи следы? Два следа рядом, один как-бы впереди, петляет, как будто убегает от кого-то. Загадка:

Летом серый, зимой белый,

Длинные ушки, быстрые ножки. (заяц)

Давайте проверим, откроем картинку.

Первый помощник зайца зимой — это заячьи «лыжи»! Да, почти настоящие! Откуда же у зайца лыжи? Послушайте:

Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!

Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».

И с этим заданием справились правильно угадали, получите снежинки и положите их на стол, где мы будем строить дом-сугроб для Снежка.

3. Идем дальше. А это чьи следы? Ровные, аккуратные, как будто идет след в след. Нам поможет загадка:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - … (лиса)

Давайте проверим, откроем картинку.

Зимой узорчатые цепочки лисьих следов причудливо пересекают поля, перелески, овраги, теряясь на дорогах и тропах и переплетаясь вокруг скирд соломы, копен сухих соевых стеблей, куч валежника и в других местах, где обитают мыши и полевки.

И с этим заданием справились правильно угадали, получите снежинки и положите их на стол, где мы будем строить дом-сугроб для Снежка.

4. А это чьи такие четкие отпечатки следов? Похожи на след собаки. Давайте отгадаем загадку:

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый…(волк)

Давайте проверим, откроем картинку.

Следы лап волка похожи со следами собак. Подушечки пальцев и подошвенные мякиши волков более выпуклы, отчего отпечаток волчьей лапы кажется более рельефным.

И с этим заданием справились правильно угадали, получите снежинки и положите их на стол, где мы будем строить дом-сугроб для Снежка.

5. Этот след похож на копыта. Раздвоенный, его можно увидеть возле сухой травы, деревьев. Отгадать чей это след нам поможет еще одна загадка:

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется … (олень)

Давайте проверим, откроем картинку.

Олень – парнокопытное животное с ветвистыми рогами. Кожа оленя покрыта мехом, тонким и коротким летом, а зимой более длинным и густым. След оленя — продолговатый и узкий.

И с этим заданием справились правильно угадали, получите снежинки и положите их на стол, где мы будем строить дом-сугроб для Снежка.

6. Чьи это следы, я думаю, вы сразу узнаете и без загадки, потому что эти следы мы с вами уже видели на прогулке.

Птичий след определить очень легко: от трёх передних пальцев – крестики на снегу, сзади от четвёртого – прямая черточка.

Назовите зимующих птиц, посмотрите на картинку, она вам поможет.

Плакат «Зимующие птицы»

Почему этих птиц называют зимующими?

И с этим заданием справились правильно угадали, получите снежинки и положите их на стол, где мы будем строить дом-сугроб для Снежка.

7. А тут, посмотрите, прошёл человек.

Давайте и мы с вами походим, помаршируем:

Физкультминутка «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Раз, два, три, четыре

Ноги выше, руки шире.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений.

Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

III. 1. Открытие детьми нового знания.

Подвести детей к столу, где дети оставляли снежинки

Ребята, посмотрите, какой сугроб из снежинок у нас получился. Можно сделать дом для Снежка?

Беседа «Почему снежинки кружевные?»

Вы знаете, ребята, что одна из главных примет зимы – с неба падает снег. В зависимости от погоды меняется форма снежинок. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звёздочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. Они долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю, танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется со снежинками, играет.

Подумайте, почему зимой идёт снег, а не дождь? (Зимой, когда холодно, капельки воды в тучах на небе замерзают и превращаются в снежинки, поэтому тёплым летом идёт дождь, а холодной зимой – снег).

Посмотрите, сколько снежинок весит над нами. Давайте проверим легкие они или нет? Подуем на них подойдите ближе.

Дыхательное упражнение «Свеча»

И. п. – стоя. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом сдуть одну самую большую снежинку. А теперь сделайте глубокий вдох и задуйте 3 снежинки, маленькими порциями выдоха. Повторить 5-6 раз.

Легкие снежинки? Летают?

Пока дети делают упражнение, на столе появляется тазик со снегом

IV. 1. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Ну, а теперь пойдем строить дом-сугроб для Снежка.

Посмотрите, сколько здесь снега. Что мы можем рассказать про снег? Он какой…

Дидактическое упражнение «Какой?»

Белого цвета…значит… правильно, белый

Блестит…блестящий

Легко падает с неба…легкий

Искрится на свету… искристый

Посмотрите сколько его много, создает объем… пушистый

2. Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег. Что вы обнаружили? А пальчиком? Снег можно проткнуть.

Легко продавливается и палочкой, и пальчиком… рыхлый, мягкий

Мерзнет пальчик от прикосновения со снегом? …холодный

Опыт №2. А сейчас положите на одну ладошку немного снега. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега в тёплых ладошках. Что вы чувствуете? Что появилось на ладошках? Откуда взялась вода?

Снег холодный, он тает на ладошках, потому что ладони тёплые.

Снег тает он… мокрый.

Что можно делать из снега? Да, горку и на ней кататься, залить каток и надев коньки, веселиться, кататься на лыжах, лепить снежки и снеговиков.

3. Давайте сделаем большой дом-сугроб для Снежка.

Постройка дома для Снежка из снега.

V. Рефлексия (итог): Беседа: что мы делали? Что мы сначала не знали? Какой способ нам помог справиться с затруднением? Что мы собирали? Зачем? Мы смогли построить дом-сугроб для Снежка? Почему? Что было самым интересным? Вам понравилось больше всего в путешествии? О чем сегодня расскажете маме и папе.

Молодцы, ребята. Все у нас получилось. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (математика) на тему: "У нас в гостях Винни - Пух"для детей 2 младшей группы.

Развивать стремление детей самостоятельно выполнять предложенные педагогом задания; находить ответы на вопросы; способствовать развитию логического мышления....

Конспект ОД по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникативных и игровых технологий «Домашние животные » для детей 1 младшей группы

Конспект ОД по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникативных и игровых технологий «Домашние животные » для детей 1 младшей группы...

Конспект ОД по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникативных и игровых технологий «Домашние животные » для детей 1 младшей группы

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное.Используемые технологии: игровая, ИКТ.Цель: Закрепление зн...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...