Методическая разработка итогового занятия «Экскурсия» к проекту «Остров свой хочу я знать»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Приорова Наталия Алексеевна

В старшем дошкольном возрасте дети начинают  активно знакомиться с родным городом,  начинают проявлять интерес к его улицам, домам, задают свои первые «почему» окружающему миру.

           Поддержать этот интерес и помочь развить его – задача воспитателей и педагогов каждого дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пешеходная прогулка90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка итогового занятия «Экскурсия» к проекту

«Остров свой хочу я знать»

Возраст детей: 5-6лет

Составлена  педагогом дополнительного образования

ГБДОУ №6 ВО Санкт-Петербурга

Приоровой Наталией Алексеевной         

  

           

Санкт-Петербург

2019


В старшем дошкольном возрасте дети начинают  активно знакомиться с родным городом,  начинают проявлять интерес к его улицам, домам, задают свои первые «почему» окружающему миру.

           Поддержать этот интерес и помочь развить его – задача воспитателей и педагогов каждого дошкольного учреждения.

Детям нашего детского сада повезло не только родиться в одном из  красивейших городов мира, но и жить в его историческом центре, на самом красивом и большом острове Санкт–Петербурга.

          Каждый день на прогулках дети видят архитектурные шедевры Санкт–Петербурга, соприкасаются с его историей. И от того, какими юными горожанами они будут в детстве, как они научатся любить и беречь свой дом, свою улицу зависит в будущем их уважение к истории и культуре своей страны  

         Работая в логопедическом детском саду и, учитывая особенности восприятия информации нашими детьми, мы разработали цикл интегрированных занятий по петербурговедению, состоящий из тринадцати занятий.  


     

Тема занятия: «Экскурсия»

Цель занятия: «Вызвать интерес у детей и родителей к совместной деятельности, закрепить знания о ближайшем окружении»

Задачи занятия:

Образовательные:

- формировать умение устанавливать контакты и действовать в разных коммуникативных ситуациях;

-  закреплять умение действовать с куклой – марионеткой;

- закреплять  знания о названиях достопримечательностей ближайшего окружения;

Развивающие

- способствовать  развитию способности  к самовыражению, преодолению  эмоциональной скованности;

- развивать творческое воображение и мышление;

- совершенствовать у детей навыки монологической и диалогической         речи;

- способствовать развитию интереса к изучению родного города;

Воспитательные:

-формировать  умения работать в коллективе,

- формировать уважительное отношение к партнеру;

- воспитывать бережное отношение к атрибутам и костюмам;  

- формировать умения оценивать свою работу и работу своих товарищей.

 Планируемые результаты: 

 

 Личностные:

 -  повышение уровня  положительного отношения к себе и к окружающему миру;

 - повышение уровня позитивного,  творческого отношения к театральной деятельности.

Метапредметные:

- формирование  умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

- формирование умения  принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- формирование умения вести диалог, правильно строить монологическое высказывание.

Предметные:

- закрепление  знаний о достопримечательностях ближайшего окружения;

- закрепление  умения  действовать с куклой – марионеткой;

- улучшение навыков коммуникативного общения.

                                               

Тип занятия

Комбинированный

Форма совместная деятельность с родителями: «Ролевая игра»

Методы

Словестные:

 - беседа, диалог

Наглядные:

 - рисунки, плакаты, демонстрационный материал

Практические: ролевая игра, дидактическая игра.

Предварительная работа

Предварительная работа включает в себя одиннадцать занятий.

Название

Содержание

Материалы

Худ. Литература,

Домашнее задание

1

Круглый стол для родителей

Представление проекта и сроков его реализации.

Обсуждение маршрута и плана занятий.  

Обсуждение домашней работы с папками экскурсоводов и домашних заданий.

Презентация.

Карты В.О.

 Стихи по теме экскурсии и стихи по проекту для разучивания с детьми. План занятий и заданий для родителей.

2

Мой город мой остров

Беседа о Петре Первом. Обозначение проблемы: проведения экскурсии для туристов по любимым местам.

Раздача папок экскурсоводов.

Работа с картой Васильевского острова (выделяем маршрут).

Чтение стихов.

Презентация.

Папка экскурсовода.

Стихи: А.С. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…»,

В.Кузнецов «Островитяне», Н.Приорова «Российский царь – великий Петр».

Домашнее задание: закончить древо семьи.

Выучить любое

стихотворение.

3

В.О. и Нева

Рассматривание папки с дом. заданием, чтение стихов.

Работа с картами.

Изготовление аппликации и чтение новых стихов. Игра – разминка «Проплываю по Неве»

Презентация.

Папка экскурсовода.

Стихи: Н. Полякова «Город у залива», «Наша Нева».

Домашнее задание: закончить аппликацию,

Выучить любое

стихотворение.

4

Мастер – класс для родителей:

квиллинг и бумажный туннель.

Познакомить с технологиями,

изготовить примеры.

     

Презентация.

Материал для поделок.

Домашнее задание: сделать с детьми поделку по теме СПб, используя любую технологию.

5

Набережная Лейтенанта Шмидта

Рассматривание папки экскурсовода.

Повтор стихов.

Работа с картой (первая остановка).

Подвижная игра: «Корабли и пароходы».

Поделка: «Якорь»

Презентация.

Стихи: С. Скаченков «Кораблик Адмиралтейства», М. Борисов «Знаменитая Нева»

Материал для поделки.

Домашнее задание: принести поделку по теме СПб.

Выучить любое

стихотворение.

Закончить поделку «Якорь»

6

Благовещенский мост

Рассматривание папки экскурсовода.

Повтор стихов.

Работа с картой: (вторая остановка).

Игра: «Проплываю по Неве».

Аппликация: «Мост»

Презентация.

Стихи: М. Борисова «Мост»,

«Львиный мостик», В. Блейков «Чугунное кружево».

Материал для аппликации.

Домашнее задание:

Выучить любое

стихотворение.

Доделать аппликацию.

7

Площадь Трезини

Рассматривание папки экскурсовода.

Повтор стихов.

Работа с картой (третья остановка).

Игра: «Корабли и пароходы»

Аппликация: «Архитектура»

Презентация.

Стихи: А.Городницкий «Дворец Трезини», Т.Беляева «Архитектура»

Материал для аппликации

Домашнее задание:

выучить любое

стихотворение.

8

Академия Художеств

Рассматривание папки экскурсовода.

Повтор стихов, чтение новых.

Работа с картой (четвертая остановка).

Изготовление аппликации: «Академия Художеств»

Игра: «Проплываю по Неве».

Презентация.

Стихи: Ю.Струк «Колонны, портики и шпили…», В.Бредихин «Как – то раз из пластилина», М.Каминская «Художник так же как поет…».

Материал для аппликации.

Домашнее задание:

выучить любое

стихотворение, повторить знакомые стихи.

9

Сфинксы и грифоны

Рассматривание папки экскурсовода.

Повтор стихов.

Работа с картой (пятая остановка).

Игра: «Корабли и пароходы»

Презентация.

Стихи: А.Жевелев «Сфинксы на Неве»,  С. Скаченков «Сфинксы»

Домашнее задание:

выучить любое стихотворение.

10

Румянцевский сад

Проверка папки экскурсовода.

Повтор стихов.

Работа с картой (шестая  остановка).

Беседа по теме.

Рисунок решетки Румянцевского сада.

Презентация.

Материал для рисования.

Демонстрационный материал.

Домашнее задание: закончить рисунок решетки Румянцевского сада

Повторить стихи.

11

Занятие – экзамен экскурсоводов

Театральная игра: «Экзамен»,

Подвижные игры: «Проплываю по Неве», «Корабли и пароходы».

Папка экскурсовода, демонстрационный материал, презентация, раздаточный материал (карточки для экзамена).

Подготовить приглашение для  родителей.

Оборудование и материалы для занятия:

- Подготовка объявления о мероприятии.

- Подготовка кабинета для проведения мероприятия (установка задника, подготовка атрибутов, плакатов, куклы-марионетки).

- Изготовление бейджиков для экскурсоводов.

- Подготовка раздаточных материалов для игр, карточек и флажков.

- Подготовка музыкального сопровождения  игры – инсценировки.

 

Содержание занятия

I Вводная часть

Под музыку выходят дети и педагог.

Педагог:  Уважаемые родители, дорогие ребята! Нам очень повезло, что мы живем в самом центре одного из самых красивых городов мира – в Санкт-Петербурге.

                     Санкт – Петербург – город мостов

                     К небу летящих святых куполов.

                     Город, омытый балтийской волной,

                     Город любимый, город родной!

Тысячи туристов каждый день из разных уголков мира приезжают полюбоваться нашим городом. Помогают ближе познакомится с его достопримечательностями,  лучше узнать и его и полюбить – люди с очень интересной профессией – экскурсоводы и сегодня к нам в гости  пришла знаменитый экскурсовод – Василиса Петровна.

Выходят трое детей с куклой марионеткой

Василиса Петровна: Здравствуйте дорогие гости! Зовут меня Василиса Петровна!

Педагог: Какое у Вас красивое имя!

Василиса Петровна: Да! Отчество у меня как имя основателя нашего города. Друзья, кто был основателям нашего города?

(ответы детей и гостей)

Василиса Петровна: Правильно, а имя мне дали в честь острова, на котором  я живу. Какой это остров?

(ответы детей)

Василиса Петровна: Молодцы! Люблю я наш Васильевский остров и хочу пригласить вас на волшебную экскурсию.  

II Основная часть

Василиса Петровна:

Российский царь – великий Петр

На берегах Невы

Решил Венецию построить

Необычайной красоты.

(Выходит царь Петр)

Петр Первый:

А остров сей – центральным сделать

Каналы стройные прорыть

И воды невские речные

Гулять, по острову пустить.

И чтоб дома из камня были

И никаких мостов кругом

Чтоб в гости мы на лодках плыли

И рыб ловили из окон.

(Петр уходит

Раздается шум ветра

Вылетает ветер)

Василиса:

Но север хладною рукою

Разрушил замысел Петра

Не каналы – стрелы линий,

Соединяют берега.

Ребенок - ветерок:

А по ним машины мчатся

Пешеходы тут и там.

Светофоры, магазины,

Разноцветные витрины.

 

Все здесь значимо

Все важно

Все подумано людьми

Ты куда не посмотри.

(Дети показывают движение на улице)

Дети вместе:

Это остров наш родной

Это остров деловой.

(Часть гостей (распределение по цветным флажкам) выходит на сцену, роль экскурсовода Василисы  дети исполняют по очереди).

Педагог: Вот Василиса Петровна, первые туристы, можно начинать экскурсию.

Дети и Василиса на сцене:

                Раз, два, три, четыре, пять!

        Вместе мы идем гулять.

                Раз, два, три, четыре, пять!

                Остров свой хотим мы знать!

Дети-экскурсоводы:

                Мы живем на самом -  самом,

                Острове большом.

                На Васильевском красивом

                Острове живем.

(Экскурсия подходит к набережной)

Педагог: Уважаемый экскурсовод, куда вы нас привели?

Дети-экскурсоводы: 

        Рядом плещется Нева

        Вместе мы пришли сюда.

        Здесь у набережной Шмидта

        Серебристый сухогруз

          И огромный белый лайнер

          Он туристов нам привез.    

          Предполагаемые вопросы туристов - экскурсоводам:

Какие еще суда ходят по Неве?

Почему Санкт-Петербург называют город - порт?

Сколько портов в СПб?

Что такое порт?

Где был первый порт в СПб?

(ответы детей)

Педагог:  Если больше нет вопросов у туристов, можно продолжить экскурсию.

(экскурсия подходит к Благовещенскому мосту)

Василиса и дети: Раз, два, три, четыре, пять!

        Вместе мы идем гулять.

        Раз, два, три, четыре, пять!

        Остров свой хотим мы знать!

Дети-экскурсоводы:      Как красиво распахнулся

                                Благовещенский наш мост

                                Словно он чуть-чуть нагнулся

                                Словно хочет нам сказать:

                                «Посмотрите, как я вырос

                                Заходите погулять».

Вопросы туристов: Почему мост  говорит, что он вырос?

Зачем строят мосты?

Где был построен первый мост в СПб?

Где был первый мост с Васильевского острова?

Благовещенский мост так всегда назывался?

Какой мост находится рядом с Благовещенским мостом?

Нам нужны новые мосты в СПб?

Есть ли стихи про питерские мосты?

(стихи о мостах, родителей или детей по желанию)

Василиса и дети:

          Раз, два, три, четыре, пять!

        Вместе мы идем гулять.

        Раз, два, три, четыре, пять!

        Остров свой хотим мы знать!

(Выходит Трезини)

Василиса:

А на площади Трезини

Нас встречает сам Трезини!

Он смотрит улыбаясь

На мост и на Неву

И кажется, что город наш так нравится ему.

Трезини:

Да, крылья расправил наш город Петра

В гранитное платье одета Нева.

Домов вереница, церквей купола.

Построены верфи – выходят суда

В жизнь воплощенная воля Петра!

Василиса: Мы так рады Вас видеть!

Трезини: А Вы меня знаете?

(ответы)

Трезини: А вы знаете мое полное имя?

Из какой страны я приехал?

Кто я по профессии?

Ребята, выберите  здания, которые я построил в СПб?

(ответы)

ИГРА

(Экскурсия подходит к зданию Академии  Художеств)

Василиса и дети:

          Раз, два, три, четыре, пять!

        Вместе мы идем гулять.

        Раз, два, три, четыре, пять!

        Остров свой хотим мы знать!

Василиса: Какое красивое здание.

Дети:

        Что за здание перед нами

        И дошкольник даст ответ

        Академия художеств –

        Всем знакомый силуэт.

        Сам Кокоринов придумал

        С Де Ламотом сей проект.

        А у набережной рядом

        Сфинксы древние лежат,

        И грифончики чуть ниже

        Очень милые сидят.

Вопросы туристов:

        Кто по профессии Кокоринов и Де Ламот?

        Почему это здание называется Академия художеств?

        Откуда привезли сфинксов?

        Чем грифоны отличаются от сфинксов?

Воспитатель: Уважаемые экскурсоводы, ведите ваших туристов дальше.

(Экскурсия подходит к Румянцевскому саду)

Дети:

        Вот и место назначения

        Очень быстро мы дошли.

        Сад Румянцевский со стелой

        Посетим сегодня мы.

        Вспомним Бренна

        И победы на турецкой на войне.

        Как российский флаг поднялся

        На далекой стороне.

Вопросы туристов:

        Почему здесь стоит эта стела?

        Кто по профессии был Бренн?

        Почему сад назван Румянцевским?

(ответы детей)

Воспитатель: А теперь уважаемые туристы и экскурсоводы, давайте поиграем в нашу любимую игру. Ребята будут по очереди ветерками, а мы – туристами.

(Воспитатель дает первому ребенку палочку с голубыми ленточками, и он становится ветерком, все остальные идут вокруг хороводом)

Все:

        Проплываю по Неве

        Камера в моей руке.

        Все в тумане, все во мгле

        Ничего не видно мне.

        Помоги мне ветерок

        Солнышка открой кусок!

        Я на память снять хочу

        Только что я не пойму

        Подскажи мне ветерок…

(Ветерок берет у воспитателя карточку, с изображением какой - либо достопримечательности СПб и описывает ее, все пробуют отгадать название, кто первый отгадывает, становится ветерком)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять

                       Время строиться опять.

                       Возвращаться в сад пора

                       Поспешите детвора.

(дети строятся)

Воспитатель: Уважаемые экскурсоводы, все ваши туристы на месте, никто не потерялся?

(ответы детей)

Тогда вперед.

 

                   

III Заключительная часть

Разбор поведения детей на прогулке, поощрение за хорошее поведение. 

Список используемой литературы

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7. – СПб.: «Паритет», 2005
  2. Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. Мойгород. – СПб.: «Норинт», 2000
  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. – СПб.: «Паритет», 2008
  4. Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. – СПб.: «Паритет», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну « Слогарию».

Материал представлен для учителей-логопедов с целью использования ИКТ на логопедических занятиях  для детей ОНР 3 уровня. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже т...

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

"Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»"

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков детей по комплексу изученных упражнений, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движ...

Методическая разработка " Итоговое занятие по развитию речи в группе раннего возраста" на тему: " На помощь к лесным жителям"

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время чтобы ребёнок начал говорить.А взрослые должны приложить не мало усилий , чтобы речь у ребёнка развивалась правильно и с...

Методическая разработка итогового занятия по истории Санкт- Петербурга по теме « «Богатства Петербурга». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий можно использовать с детьми 6-7 лет, изучающими историю Санкт-Петербурга.Дети получают видеопослание, в котором сообщается о том, что Дедушка Мороз набирает себе помощников. Ими могут ст...

Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Хочу все знать» в средней группе " Вода – чудо природы."

Цель: обогатить представления детей о значении воды, свойствах воды, путем экспериментальной деятельности....

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе КВН "Хочу все знать!"

Цель : Создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний полученных в познавательных и игровых ситуациях.Задачи1. Создать условия для проверки умений детей самостоятельно вып...