Методическая разработка итогового занятия «Экскурсия» к проекту «Остров свой хочу я знать»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно знакомиться с родным городом, начинают проявлять интерес к его улицам, домам, задают свои первые «почему» окружающему миру.
Поддержать этот интерес и помочь развить его – задача воспитателей и педагогов каждого дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пешеходная прогулка | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка итогового занятия «Экскурсия» к проекту
«Остров свой хочу я знать»
Возраст детей: 5-6лет
Составлена педагогом дополнительного образования
ГБДОУ №6 ВО Санкт-Петербурга
Приоровой Наталией Алексеевной
Санкт-Петербург
2019
В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно знакомиться с родным городом, начинают проявлять интерес к его улицам, домам, задают свои первые «почему» окружающему миру.Поддержать этот интерес и помочь развить его – задача воспитателей и педагогов каждого дошкольного учреждения.
Детям нашего детского сада повезло не только родиться в одном из красивейших городов мира, но и жить в его историческом центре, на самом красивом и большом острове Санкт–Петербурга.
Каждый день на прогулках дети видят архитектурные шедевры Санкт–Петербурга, соприкасаются с его историей. И от того, какими юными горожанами они будут в детстве, как они научатся любить и беречь свой дом, свою улицу зависит в будущем их уважение к истории и культуре своей страны
Работая в логопедическом детском саду и, учитывая особенности восприятия информации нашими детьми, мы разработали цикл интегрированных занятий по петербурговедению, состоящий из тринадцати занятий.
Тема занятия: «Экскурсия»
Цель занятия: «Вызвать интерес у детей и родителей к совместной деятельности, закрепить знания о ближайшем окружении»
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать умение устанавливать контакты и действовать в разных коммуникативных ситуациях;
- закреплять умение действовать с куклой – марионеткой;
- закреплять знания о названиях достопримечательностей ближайшего окружения;
Развивающие
- способствовать развитию способности к самовыражению, преодолению эмоциональной скованности;
- развивать творческое воображение и мышление;
- совершенствовать у детей навыки монологической и диалогической речи;
- способствовать развитию интереса к изучению родного города;
Воспитательные:
-формировать умения работать в коллективе,
- формировать уважительное отношение к партнеру;
- воспитывать бережное отношение к атрибутам и костюмам;
- формировать умения оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- повышение уровня положительного отношения к себе и к окружающему миру;
- повышение уровня позитивного, творческого отношения к театральной деятельности.
Метапредметные:
- формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- формирование умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- формирование умения вести диалог, правильно строить монологическое высказывание.
Предметные:
- закрепление знаний о достопримечательностях ближайшего окружения;
- закрепление умения действовать с куклой – марионеткой;
- улучшение навыков коммуникативного общения.
Тип занятия
Комбинированный
Форма совместная деятельность с родителями: «Ролевая игра»
Методы
Словестные:
- беседа, диалог
Наглядные:
- рисунки, плакаты, демонстрационный материал
Практические: ролевая игра, дидактическая игра.
Предварительная работа
Предварительная работа включает в себя одиннадцать занятий.
№ | Название | Содержание | Материалы Худ. Литература, | Домашнее задание |
1 | Круглый стол для родителей | Представление проекта и сроков его реализации. Обсуждение маршрута и плана занятий. Обсуждение домашней работы с папками экскурсоводов и домашних заданий. | Презентация. Карты В.О. Стихи по теме экскурсии и стихи по проекту для разучивания с детьми. План занятий и заданий для родителей. | |
2 | Мой город мой остров | Беседа о Петре Первом. Обозначение проблемы: проведения экскурсии для туристов по любимым местам. Раздача папок экскурсоводов. Работа с картой Васильевского острова (выделяем маршрут). Чтение стихов. | Презентация. Папка экскурсовода. Стихи: А.С. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…», В.Кузнецов «Островитяне», Н.Приорова «Российский царь – великий Петр». | Домашнее задание: закончить древо семьи. Выучить любое стихотворение. |
3 | В.О. и Нева | Рассматривание папки с дом. заданием, чтение стихов. Работа с картами. Изготовление аппликации и чтение новых стихов. Игра – разминка «Проплываю по Неве» | Презентация. Папка экскурсовода. Стихи: Н. Полякова «Город у залива», «Наша Нева». | Домашнее задание: закончить аппликацию, Выучить любое стихотворение. |
4 | Мастер – класс для родителей: квиллинг и бумажный туннель. | Познакомить с технологиями, изготовить примеры.
| Презентация. Материал для поделок. | Домашнее задание: сделать с детьми поделку по теме СПб, используя любую технологию. |
5 | Набережная Лейтенанта Шмидта | Рассматривание папки экскурсовода. Повтор стихов. Работа с картой (первая остановка). Подвижная игра: «Корабли и пароходы». Поделка: «Якорь» | Презентация. Стихи: С. Скаченков «Кораблик Адмиралтейства», М. Борисов «Знаменитая Нева» Материал для поделки. | Домашнее задание: принести поделку по теме СПб. Выучить любое стихотворение. Закончить поделку «Якорь» |
6 | Благовещенский мост | Рассматривание папки экскурсовода. Повтор стихов. Работа с картой: (вторая остановка). Игра: «Проплываю по Неве». Аппликация: «Мост» | Презентация. Стихи: М. Борисова «Мост», «Львиный мостик», В. Блейков «Чугунное кружево». Материал для аппликации. | Домашнее задание: Выучить любое стихотворение. Доделать аппликацию. |
7 | Площадь Трезини | Рассматривание папки экскурсовода. Повтор стихов. Работа с картой (третья остановка). Игра: «Корабли и пароходы» Аппликация: «Архитектура» | Презентация. Стихи: А.Городницкий «Дворец Трезини», Т.Беляева «Архитектура» Материал для аппликации | Домашнее задание: выучить любое стихотворение. |
8 | Академия Художеств | Рассматривание папки экскурсовода. Повтор стихов, чтение новых. Работа с картой (четвертая остановка). Изготовление аппликации: «Академия Художеств» Игра: «Проплываю по Неве». | Презентация. Стихи: Ю.Струк «Колонны, портики и шпили…», В.Бредихин «Как – то раз из пластилина», М.Каминская «Художник так же как поет…». Материал для аппликации. | Домашнее задание: выучить любое стихотворение, повторить знакомые стихи. |
9 | Сфинксы и грифоны | Рассматривание папки экскурсовода. Повтор стихов. Работа с картой (пятая остановка). Игра: «Корабли и пароходы» | Презентация. Стихи: А.Жевелев «Сфинксы на Неве», С. Скаченков «Сфинксы» | Домашнее задание: выучить любое стихотворение. |
10 | Румянцевский сад | Проверка папки экскурсовода. Повтор стихов. Работа с картой (шестая остановка). Беседа по теме. Рисунок решетки Румянцевского сада. | Презентация. Материал для рисования. Демонстрационный материал. | Домашнее задание: закончить рисунок решетки Румянцевского сада Повторить стихи. |
11 | Занятие – экзамен экскурсоводов | Театральная игра: «Экзамен», Подвижные игры: «Проплываю по Неве», «Корабли и пароходы». | Папка экскурсовода, демонстрационный материал, презентация, раздаточный материал (карточки для экзамена). | Подготовить приглашение для родителей. |
Оборудование и материалы для занятия:
- Подготовка объявления о мероприятии.
- Подготовка кабинета для проведения мероприятия (установка задника, подготовка атрибутов, плакатов, куклы-марионетки).
- Изготовление бейджиков для экскурсоводов.
- Подготовка раздаточных материалов для игр, карточек и флажков.
- Подготовка музыкального сопровождения игры – инсценировки.
Содержание занятия
I Вводная часть
Под музыку выходят дети и педагог.
Педагог: Уважаемые родители, дорогие ребята! Нам очень повезло, что мы живем в самом центре одного из самых красивых городов мира – в Санкт-Петербурге.
Санкт – Петербург – город мостов
К небу летящих святых куполов.
Город, омытый балтийской волной,
Город любимый, город родной!
Тысячи туристов каждый день из разных уголков мира приезжают полюбоваться нашим городом. Помогают ближе познакомится с его достопримечательностями, лучше узнать и его и полюбить – люди с очень интересной профессией – экскурсоводы и сегодня к нам в гости пришла знаменитый экскурсовод – Василиса Петровна.
Выходят трое детей с куклой марионеткой
Василиса Петровна: Здравствуйте дорогие гости! Зовут меня Василиса Петровна!
Педагог: Какое у Вас красивое имя!
Василиса Петровна: Да! Отчество у меня как имя основателя нашего города. Друзья, кто был основателям нашего города?
(ответы детей и гостей)
Василиса Петровна: Правильно, а имя мне дали в честь острова, на котором я живу. Какой это остров?
(ответы детей)
Василиса Петровна: Молодцы! Люблю я наш Васильевский остров и хочу пригласить вас на волшебную экскурсию.
II Основная часть
Василиса Петровна:
Российский царь – великий Петр
На берегах Невы
Решил Венецию построить
Необычайной красоты.
(Выходит царь Петр)
Петр Первый:
А остров сей – центральным сделать
Каналы стройные прорыть
И воды невские речные
Гулять, по острову пустить.
И чтоб дома из камня были
И никаких мостов кругом
Чтоб в гости мы на лодках плыли
И рыб ловили из окон.
(Петр уходит
Раздается шум ветра
Вылетает ветер)
Василиса:
Но север хладною рукою
Разрушил замысел Петра
Не каналы – стрелы линий,
Соединяют берега.
Ребенок - ветерок:
А по ним машины мчатся
Пешеходы тут и там.
Светофоры, магазины,
Разноцветные витрины.
Все здесь значимо
Все важно
Все подумано людьми
Ты куда не посмотри.
(Дети показывают движение на улице)
Дети вместе:
Это остров наш родной
Это остров деловой.
(Часть гостей (распределение по цветным флажкам) выходит на сцену, роль экскурсовода Василисы дети исполняют по очереди).
Педагог: Вот Василиса Петровна, первые туристы, можно начинать экскурсию.
Дети и Василиса на сцене:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе мы идем гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Остров свой хотим мы знать!
Дети-экскурсоводы:
Мы живем на самом - самом,
Острове большом.
На Васильевском красивом
Острове живем.
(Экскурсия подходит к набережной)
Педагог: Уважаемый экскурсовод, куда вы нас привели?
Дети-экскурсоводы:
Рядом плещется Нева
Вместе мы пришли сюда.
Здесь у набережной Шмидта
Серебристый сухогруз
И огромный белый лайнер
Он туристов нам привез.
Предполагаемые вопросы туристов - экскурсоводам:
Какие еще суда ходят по Неве?
Почему Санкт-Петербург называют город - порт?
Сколько портов в СПб?
Что такое порт?
Где был первый порт в СПб?
(ответы детей)
Педагог: Если больше нет вопросов у туристов, можно продолжить экскурсию.
(экскурсия подходит к Благовещенскому мосту)
Василиса и дети: Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе мы идем гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Остров свой хотим мы знать!
Дети-экскурсоводы: Как красиво распахнулся
Благовещенский наш мост
Словно он чуть-чуть нагнулся
Словно хочет нам сказать:
«Посмотрите, как я вырос
Заходите погулять».
Вопросы туристов: Почему мост говорит, что он вырос?
Зачем строят мосты?
Где был построен первый мост в СПб?
Где был первый мост с Васильевского острова?
Благовещенский мост так всегда назывался?
Какой мост находится рядом с Благовещенским мостом?
Нам нужны новые мосты в СПб?
Есть ли стихи про питерские мосты?
(стихи о мостах, родителей или детей по желанию)
Василиса и дети:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе мы идем гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Остров свой хотим мы знать!
(Выходит Трезини)
Василиса:
А на площади Трезини
Нас встречает сам Трезини!
Он смотрит улыбаясь
На мост и на Неву
И кажется, что город наш так нравится ему.
Трезини:
Да, крылья расправил наш город Петра
В гранитное платье одета Нева.
Домов вереница, церквей купола.
Построены верфи – выходят суда
В жизнь воплощенная воля Петра!
Василиса: Мы так рады Вас видеть!
Трезини: А Вы меня знаете?
(ответы)
Трезини: А вы знаете мое полное имя?
Из какой страны я приехал?
Кто я по профессии?
Ребята, выберите здания, которые я построил в СПб?
(ответы)
ИГРА
(Экскурсия подходит к зданию Академии Художеств)
Василиса и дети:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вместе мы идем гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Остров свой хотим мы знать!
Василиса: Какое красивое здание.
Дети:
Что за здание перед нами
И дошкольник даст ответ
Академия художеств –
Всем знакомый силуэт.
Сам Кокоринов придумал
С Де Ламотом сей проект.
А у набережной рядом
Сфинксы древние лежат,
И грифончики чуть ниже
Очень милые сидят.
Вопросы туристов:
Кто по профессии Кокоринов и Де Ламот?
Почему это здание называется Академия художеств?
Откуда привезли сфинксов?
Чем грифоны отличаются от сфинксов?
Воспитатель: Уважаемые экскурсоводы, ведите ваших туристов дальше.
(Экскурсия подходит к Румянцевскому саду)
Дети:
Вот и место назначения
Очень быстро мы дошли.
Сад Румянцевский со стелой
Посетим сегодня мы.
Вспомним Бренна
И победы на турецкой на войне.
Как российский флаг поднялся
На далекой стороне.
Вопросы туристов:
Почему здесь стоит эта стела?
Кто по профессии был Бренн?
Почему сад назван Румянцевским?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь уважаемые туристы и экскурсоводы, давайте поиграем в нашу любимую игру. Ребята будут по очереди ветерками, а мы – туристами.
(Воспитатель дает первому ребенку палочку с голубыми ленточками, и он становится ветерком, все остальные идут вокруг хороводом)
Все:
Проплываю по Неве
Камера в моей руке.
Все в тумане, все во мгле
Ничего не видно мне.
Помоги мне ветерок
Солнышка открой кусок!
Я на память снять хочу
Только что я не пойму
Подскажи мне ветерок…
(Ветерок берет у воспитателя карточку, с изображением какой - либо достопримечательности СПб и описывает ее, все пробуют отгадать название, кто первый отгадывает, становится ветерком)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
Время строиться опять.
Возвращаться в сад пора
Поспешите детвора.
(дети строятся)
Воспитатель: Уважаемые экскурсоводы, все ваши туристы на месте, никто не потерялся?
(ответы детей)
Тогда вперед.
III Заключительная часть
Разбор поведения детей на прогулке, поощрение за хорошее поведение.
Список используемой литературы
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7. – СПб.: «Паритет», 2005
- Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. Мойгород. – СПб.: «Норинт», 2000
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. – СПб.: «Паритет», 2008
- Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. – СПб.: «Паритет», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в страну « Слогарию».
Материал представлен для учителей-логопедов с целью использования ИКТ на логопедических занятиях для детей ОНР 3 уровня. Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже т...
Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.
Тема: Сундучок для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...
"Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»"
Цель: Закрепление знаний, умений и навыков детей по комплексу изученных упражнений, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движ...
Методическая разработка " Итоговое занятие по развитию речи в группе раннего возраста" на тему: " На помощь к лесным жителям"
Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время чтобы ребёнок начал говорить.А взрослые должны приложить не мало усилий , чтобы речь у ребёнка развивалась правильно и с...
Методическая разработка итогового занятия по истории Санкт- Петербурга по теме « «Богатства Петербурга». Автор- Киселёва М.В.
Этот сценарий можно использовать с детьми 6-7 лет, изучающими историю Санкт-Петербурга.Дети получают видеопослание, в котором сообщается о том, что Дедушка Мороз набирает себе помощников. Ими могут ст...
Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Хочу все знать» в средней группе " Вода – чудо природы."
Цель: обогатить представления детей о значении воды, свойствах воды, путем экспериментальной деятельности....
Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе КВН "Хочу все знать!"
Цель : Создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний полученных в познавательных и игровых ситуациях.Задачи1. Создать условия для проверки умений детей самостоятельно вып...