План -программа " Юные исследователи"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
План программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_issledovateli_esina_t.n.docx | 288.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Детский сад №109»
________________ Усанина Н.С.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные исследователи»
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы 2 года
Автор программы и руководитель деятельности:
Есина Татьяна Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории:
МДОУ «Детский сад № 109»
Пояснительная записка
В современном мире проблемы окружающей среды (Экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения- дошкольников и школьников.
Дошкольное детство-начальный этап становления человеческой личности. Дети средней группы сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой в этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают речь, если она простая и ясная, связана с непосредственным опытом. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.
Главная цель экологического воспитания-формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания- это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек, то есть он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания не являются самоцелью экологического воспитания, они представляют собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, эстетических переживаний, практической готовности бережно обращаться с вещами, не только потому, что это результат труда человека. но еще и потому, что при их изготовлении использовались материалы, взятые у природы.
Актуальность и новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе (кормим птиц зимой, сажаем цветы весной и т.д.). Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада, выращивание лука, выделять общее в строении семян и т.д. Наблюдение на метеорологической площадке используя простейшее оборудование: ловец облаков, дождемер, планшет для наблюдений за снежинками, снегомер, вертушки для наблюдения за ветром и т.д.
Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда на прогулке (метеоплощадка, чемоданчик юного исследователя) используется в познавательных целях, для развития у детей наблюдательности, умения делать простейшие выводы.
Цель программы “Юные исследователи”:
Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
1.Систематизировать и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях родного края.
2.Формировать представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
3.Расширять представление о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон.
4.Формировать практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе,
5.Формировать представление о том, что человек часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее.
6. Развивать способность детей любоваться красотой и разнообразием живой и неживой природы
7.Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
8.Воспитывать доброту, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, умение работать в коллективе.
Для реализации целей и задач предусматривается следование принципам:системности,сезонности, возрастной адресности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения с семьями.
Информация которую дети получают должна быть научно достоверной, и в то же время доступной для их понимания.
Формы и методы работы с детьми:
- Циклы наблюдений за растениями и животными, погодой,
- ведение различных календарей,
- образовательная деятельность,
- целевые прогулки,
- наблюдения за неживой природой на метеоплощадке,
- игровые обучающие ситуации,
- чтение и инсценирование литературных произведений.
- рассматривание художественных картин,
- опыты знакомящие детей с природой,
- наблюдение и труд на метеоплощадке, выращивание рассады, высадка, уход за растениями и наблюдение).
Занятие проводится один раз в неделю также в программу включены ежедневные наблюдение за явлениями живой и неживой природы.
Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год |
1 | 4 | 28 |
Формы проведения итогов реализации программы:
-видеоролики фотографий деятельности детей,
-театральные представления экологической направленности,
-выставки в детском саду,
-проведение открытых занятий, мастер классов для педагогов.
Перспективно- тематическое планирование содержания программы для детей 4-5 лет
Период | Тема | Программное содержание |
Сентябрь 1 неделя | Комплектование группы, диагностика | Определение уровня экологической воспитанности детей. |
Сентябрь 2 неделя | Диагностика продолжение Наблюдение “ Растут ли цветы на нашем участке?” Наблюдение “ Все цветы разные. Красивые цветы можно поставить в вазу” | Определение уровня экологической воспитанности детей Уточнить представление детей о том, что кроме деревьев и кустарников на территории детского сада растут цветы ( цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все они очень красивые ( на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться). Уточнить с детьми названия цветов, их строение, размер, особенности окраски,формы лепестков. листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок. Показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме и др, что красоту цветков дополняет листва Обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Учит украшать помещение цветами. |
Сентябрь 3 неделя | Диагностика (продолжение) Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы ( знакомство с метеоплощадкой) Занятие “ Огород.овощи” Чтение рассказа Е. Чарушина “ Никита-охотник” | Определение уровня экологической воспитанности детей Показать детям метеоплощадку, рассмотреть картинки на метео домике.Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением на метеодомике. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение стремление поддержать свое здоровье с помощью полезной, содержащей витамины пищи - овощей. Уточнять и расширять представления детей об отличительных особенностях овощей, о том,что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат, в сыром виде они полезнее- в них много витаминов , которые нужны для здоровья. Познакомить с произведением Е. Чарушина |
Сентябрь 4 неделя | Наблюдение “ Что появляется на растениях после цветов?” Занятие “ Что растет в саду” | Уточнять представление детей о том, что растения живые-они растут и изменяются ( растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь дни становятся короткими, темнота наступает быстро, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на их месте образуются семена, из которых могут вырасти новые растения, зрелые семена собирают, в одном цветке бывает много семян. Уточнить представление у детей о фруктах: названиях,форме,цвете,вкусе,запахе, твердости ( мягкости). Рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу. Учить объединять плоды по сходному признаку. Развивать речь, сенсорные способности. |
Октябрь 1 неделя | Продолжение чтения рассказа Е. Чарушина “ Никита -охотник” Занятие-экспериментирование “ У кого какие детки” Недельный цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе(знакомство с оборудованием метеоплощадки- дождемер) | Помочь детям освоить литературное произведение в ходе сюжетной игры Научить детей выделять общее в строении семян овощей и фруктов ( наличие ядрышка) побудить детей к названию строения семян овощей и фруктов -ядрышко, оболочка Формировать умения замечать замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображениями на метео домике. Развивать наблюдательность. Продолжать знакомить с оборудованием метео домика-дождемер. |
Октябрь 2 неделя | Занятие “ Деревья и кусты осенью” | Закреплять представления детей об окружающей природе, познакомить с характерными особенностями осенних деревьев и кустов. Расширить представления детей , что листья имеют разный окрас, развивать художественное и зрительное восприятие, мышление и связную речь. Формировать умение работать в коллективе. |
Октябрь 3 неделя | Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями в природе Занятие “ Лес-наше богатство” Чтение рассказа В.Бианки “ Как лес помогает урожаю” | Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Дать детям первоначальные знания о лесе ( в лесу растут разные деревья и кустарники, ягоды и грибы, в лесу всегда тень и прохладно ,осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами). Познакомить с произведениями искусства- картинами и репродукциями с изображением осеннего леса. Познакомить с произведением В.ю Бианки “ Как лес помогает урожаю”. |
Октябрь 4 неделя | Занятие “ Листвы прощальная краса”. Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы. Чтение рассказа М. Пришвина “ Листопад” | Воспитывать у детей любовь к родной природе. бережное и внимательное отношение к ней.Побуждать интерес к окружающему миру. Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением .Развивать наблюдательность. Измеряем количество осадков с помощью дождемера. Делаем выводы:дожди идут осенью часто, осадков выпадает с каждым днем все больше. Познакомить с произведением М. Пришвина “ Листопад” |
Ноябрь 1 неделя | Занятие “ Перелетные птицы” Начало подкормки зимующихи птиц. ( знакомство с птичьей столовой на метеоплощадке) | Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Формировать практические навык по созданию неоходимых условий для птиц на метеоплощадке. |
Ноябрь 2 неделя | Занятие “Кто живет в лесу” Чтение рассказов “Заяц”, “ Лиса”, “ Волк” Е.Чарушина Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы.Подкормка зимующих птиц. | Расширять представления детей о лесе ( в лесу живут разные животные-заяц. еж,белка,лиса,волк, медведь;все они могут жить в лесу. потому что находят там пищу) Учить детей различать животных по особенностям внешнего вида. Знакомить детей с произведенческой литературой, с творчеством Е.Чарушина Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с изображением. Развивать наблюдательность. |
Ноябрь 3 неделя | Занятие “ В гостях у курочки Рябы”(знакомство с птичьи двором) Недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы. Подкормка зимующих птиц. 12 ноября “ Синичкин День” | Уточнять представления детей о домашних птицах: курах, утках, гусях ( как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей) Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. Знакомство с птичкой синичкой, формировать умения замечать ее отличительные особенности. Изготовление съедобных кормушек, развешивание их в птичьей столовой на метеоплощадке. |
Ноябрь 4 неделя | Занятие “ В гостях у курочки Рябы”(знакомство с домашними животными) Чтение рассказа Е.Чарушина” Коза” | Познакомить детей с домашними животными: коровой, свиньей, козой, кошкой, собакой, лошадью, овцой. Дать представление о том,чем кормят животных, как за ними ухаживают, что от них получают. Уточнять представления о взрослых животных и их детенышах. Развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. Уточнять представление о козе. |
Декабрь 1 неделя | Наблюдение “ Как узнать ель?” | .Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам. Показать характерные признаки ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев( ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие , а книзу становятся все длиннее). |
Декабрь 2 неделя | Занятие “ Чудо- ёлочка”. Недельный цикл за сезонными изменениями в природе(знакомство с оборудованием метеоплощадки-снегомер).Подкормка зимующих птиц. | Формирование знаний о свойствах ели(пахнет, колется и т.д), выявить потребность веточек ели в воде сравнить где веточки дольше не осыпаются в воде или без нее, сравнение ветвей ели и сосны. Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развитие наблюдательности. |
Декабрь 4 неделя | Занятие “ Украшаем елочку цветными льдинками ” | Познакомить детей с тем,что вода замерзнет на холоде,замораживая предметы которые в ней находятся, растворяет краску.Украсить елочку цветными льдинками. |
Январь 1 неделя | Каникулы | |
Январь 2 неделя | Занятие “ 15 января-День зимующих птиц” Чтение и заучивание стихотворения А. Яшина “ Покормите птиц зимой!” | Приобщать детей принимать участие в тематических днях.Развивать умение различать виды зимующих птиц, особенности их внешнего облика и поведения.Развивать наблюдательность.Изготовить для птиц съедобные кормушки.” Чтоб весною птиц послушать, дай зимою им покушать” Знакомство с художественным произведением.Уточнять представления детей о том, что о птицах нужно заботиться в холодное время года. |
Январь 3 неделя | Занятие”Что находится в шишках ели” Недельный цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе | Познакомить детей со строением шишки и ее особенностями( пахнет смолой,на дереве ( в холоде ) висит в закрытом виде,(в тепле в помещении) раскрывает чешуйки, из- под которых выпадают семена, с семенами ели. Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображениями, развитие наблюдательности. |
Январь 4 неделя | Занятие “ Какой снег, и сколько его на участке?” | Уточнить представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. |
Февраль 1 неделя | Занятие “Как живут растения зимой. Поможем нашим деревьям пережить зиму” Наблюдение на метеоплощадке за следами птиц. Подкормка птиц. | Наблюдение за деревьями на участке, сгребание снега к деревьям. Уточнить представление о птицах, развивать наблюдательность. |
Февраль 2 неделя | Занятие“ Посадка лука”.Цикл наблюдений за подрастающим уком | Учить сажать лук.Развивать умение замечать изменения в росте растений. |
Февраль 3 неделя | Занятие “ Прогулка в зимний лес” Наблюдение за сезонными изменениями в природе.Подкормка птиц. | Выяснить зависимость изменений в жизни зверей от изменений в неживой природе.Воспитывать доброе отношение к животным. Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображениями, развитие наблюдательности. |
Февраль 4 неделя | Наблюдение “ Выращивание лука” | Отметить изменения которые произошли с луком. Учить делать зарисовку лука в банке. |
Март 1 неделя | Занятие “ Профессия метеоролог” Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Познакомить с профессией метеоролог. Формировать представление о важности и значимости профессии. Формировать умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. |
Март 2 неделя | Наблюдение “ Выращивание лука Занятие “ Первые цветы”.Чтение стихотворение В. Берестова “ Весенние цветы” | Отметить изменения которые произошли с луком. Продолжать учить делать зарисовку лука в банке по трафарету. Расширять представление о весенних цветах |
Март 3 неделя | Занятие “ Починка деревянных предметов” | Дать детям представление о том, что деревья служат материалом для изготовления различных деревянных предметов ( мебель, оконные рамы, двери и др.), что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня, ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди, все предметы из дерева нужно беречь, вовремя их чинить,чтобы спиливали меньше деревьев. |
Март 4 неделя | Занятие “ Советы Айболита” Наблюдение за ветками в вазе. | Продолжать развивать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, употреблять в пищу полезные витаминами продукты дать представления, что растения живые,для их роста нужна вода, свет и тепло. Уточнять представление об условиях, необходимых для роста растений. |
Апрель 1 неделя | Проращивание семян для выращивания цветов. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Закреплять практические навыки выращивания растений из семян. Формировать умение замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением.Развивать наблюдательность. С помощью вертушек и флажков определить силу ветра. |
Апрель 2 неделя | Занятие-наблюдение “ Какие листья у мать-и-мачехи?” | Развиватьу детей наблюдательность, умение замечть особенности листьев ( широкие, округлой формы, сверху темно-зеленые, гладкие , холодные, снизу светло-зеленые, покрытые пушком, на ощупь теплее верхней стороны листьев). Объяснять значение названия “ Мать и мачеха” |
Апрель 3 неделя | Досуг “ День Земли” Занятие “ Весна в лесу” Чтение рассказа Е. Чарушина “ Про зайчат” | Приобщать детей к праздничной культуре, развивать желание принимать участие в празднике. Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период( в весеннем лесу светло,красиво, пахнет молодой зеленью, становится теплее, тает снег, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляются трава, цветы ( мать-и-мачеха) Формировать реалистические представление о жизни лесных животных( от спячки просыпается еж,из берлоги выходит бурый медведь,заяц и белка линяют, все звери выводят потомство, птицы строят гнезда. Расширять представление о животных. |
Апрель 4 неделя | Занятие “ Где обедал воробей” Наблюдение за прорастающими семенами цветов и ветками в вазе. | Познакомить детей с произведением С. Маршака “ Где обедал воробей?” Уточнять и расширять представление детей о животных зоопарка( название, внешний облик, повадки) Развивать интерес к природе, бережное отношение к растениям, способность замечать изменения в росте растений и связывать их с условиями жизни. |
Май 1 неделя | Занятие “ Кто живет в аквариуме” Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Уточнить представление детей об обитателях аквариума.Формировать у детей представление о том, что рыбки живут в хороших условиях.Уточнить представление детей об особенностях внешнего облика рыб. Формировать умение замечать сезонные изменения в природе. развивать наблюдательность. Наблюдаем за изменением неба весной ,небо голубое, по небу плывут облака, с помощью “ Ловца” облаков пытаемся “поймать облако” и рассмотреть его. |
Май 2 неделя | Занятие “ Полевые и садовые цветы” Наблюдение за ветками в вазе и за рассадой цветов. | Знакомить с названиями цветов, их строением, учить сравнивать. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение любоваться красотой цветов, бережное отношение к ним. Дать представление о том, что растения нужны насекомым. Развивать интерес к природе, бережное отношение к растениям, способность замечать изменения в росте растений и связывать их с условиями жизни. |
Май 3 неделя | Занятие “ Насекомые” Акция “ Украсим Землю цветами” | Учить отличать насекомых по внешнему виду, характерным особенностям( по цвету, величине), некоторым особенностям движения( жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает). Дать представление о значимости насекомых. Развивать практические умения по выращиванию растений. |
Май 4 неделя | Диагностика | Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года. |
Диагностика экологической образованности детей.
Эмоционально отзывчивый | Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных( книги, картины, спектакли и пр.) Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птица зимой, полить растения в уголке природы детского сада . | 2 балла-произведения искусства, в которых переданы чувства и состояния героев, вызывают живой и эмоциональный отклик, сопереживание, ребенок делится впечатлениями, говорит о чувствах героев, о своих чувствах. 1 балл-произведения искусства сами по себе не вызывают эмоционального откликау ребенка, но когда взрослый начинает рассказывать, объяснять, ребенок эмоционально включается в изображаемые события, начинает сопереживать героям 0 баллов-произведения искусства не вызывают эмоционального отклика ни сами по себе, ни в ходе совместного обсуждения со взрослыми. 2 балла-по своей инициативе проявляет заботу о птицах, зверях, растениях, на словах и на деле (если это возможно). 1 балл-самостоятельно не проявляет заботы по отношению к объектам живой природы ,но после напоминания, объяснения с охотой это делает, проявляет сочувствие 0 баллов-не проявляет сочувствия к животным, растениям, может демонстрировать жесткость(на словах и на деле.) |
Имеющий представление о природе Овладевший необходимыми умениями и навыками. | Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи(когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло, лед тает; осенью птицы улетают в теплые края, потому что им нечем питаться; растению для жизни нужны свет, вода, земля и тд) | 2 балла-в свободном общении правильно отмечает причинно- следственные связи, пользуясь словами “ потому что”, “ из-за того что”. 1 балл-в речи самостоятельно практическ не отмечает факты причинно-следственных связей, но правильно отвечает на вопросы взрослого” что будет если…”(принести снег в комнату, подбросить вверх камешек). 0 баллов-не отмечает в речи факты причинно-следственных связей, не отвечает на наводящие вопросы взрослого или отвечает не правильно. |
Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения, знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки ухода за растениями, обращает внимание на то, что нужно вовремя закрывать кран с водой, не бросать мусор на землю. | 2 балла-на прогулках не рвет растения, ходит по дорожкам, а не по газонам, не бросает мусор, выражает готовность полить растения, кормить птиц, в разговоре может пожалеть птиц, зверей, высказать разные способы, как можно помочь им. 1 балл-самостоятельно ( в поведении) не всегда выполняет правила поведения в природе, но правильно отвечает на вопросы взрослого, исправляется если сделали замечание. 0 баллов-не знает и не выполняет правил поведения в природе, не прислушивается к замечаниям взрослого. |
Перспективно-тематическое планирование содержания программы для детей 5-6 лет.
Период | Тема | Программное содержание |
Сентябрь 1 неделя | Диагностика. | Определение уровня экологической воспитанности детей в начале учебного года. |
Сентябрь 2 неделя | « Как заполнять календарь природы» Цикл наблюдений за природой и работа с календарем природы. | Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями, учить рисовать значки, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели, развивать интерес к наблюдениям за природой. |
Сентябрь 3 неделя | «Экскурсия на метеоплощадку» | Расширять представления детей об объектах экологической направленности и о сезонных изменениях в природе. Развивать интерес, наблюдательность. |
Сентябрь 4 неделя | «Профессия метеоролог» | Формировать у детей представления о профессии метеоролог, подвести к пониманию особенностей деловых и личностных качеств людей данной профессии познакомить с различными метеорологическими приборами. |
Октябрь 1 неделя | « Берегите животных» ( 4 октября- Всемирный день животных) | Расширять представление детей о многообразии животного мира. Закреплять знания детей о животных родного края. Расширять представление о взаимосвязях животных со средой обитания. Дать элементарное представление о способах охраны животных. |
Октябрь 2 неделя | «Огород. Овощи» | Уточнять представление детей о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах употребления их в пищу, о значении свежих плодов для здоровья детей, учить готовить салат. |
Октябрь 3 неделя | « Сад фрукты» | Уточнять представление детей о внешних и вкусовых качествах фруктов ,о способах употребления их в пищу, о значении свежих плодов для здоровья детей, учить готовить салат. |
Октябрь 4неделя | «Деревья, кусты» Экологическая акция « День без бумаги» | Расширять представление детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов : лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представление о том, что для человека, экологически чистая среда является фактором здоровья. Познакомить с разными видами бумаги и ее назначением, объяснить, что бумагу делают из древесины , она очень важна для человека. |
Ноябрь 1 неделя | «Лес. Ягоды, грибы.» | Обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Знакомить детей с осенними дарами леса. Развивать внимание, память, мышление, умение различать съедобные и несъедобные грибы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Ноябрь 2 неделя | «Домашние животные» « День домашних животных» ( 30 ноября) | Расширять представление у детей о домашних животных. Дать знания о том, что человек заботиться о них, создает условия для их жизни, животные не боятся человека, приносят ему пользу. |
Ноябрь 3 неделя | Птицы. Перелетные и зимующие. « Синичкин день» | Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание , творческую активность, желание заботиться о птицах. |
Ноябрь 4 неделя | «Дикие животные» | Расширять представление детей о многообразии животного мира. Закреплять знания детей о животных родного края. Расширять представление о взаимосвязях животных со средой обитания. Дать элементарное представление о способах охраны животных. |
В этом месяце дети под руководством воспитателя включаются в проведение акции « зеленая елочка- живая иголочка». В акцию входят такие мероприятия –цикл наблюдений за елью, растущей на территории детского сада изготовление и распространение плакатов о сохранении елей. | ||
Декабрь 1 неделя | « Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие поступки от иных; воспитывать желание по доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать, познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. |
Декабрь 2 неделя |
« Одежда. Ткань и ее свойства» | Познакомить детей со свойствами ткани, (прочность, твёрдость, мягкость). Учить детей определять и называть свойства предметов, находить по словесному указанию воспитателя предметы. Обучать способам обследования предметов, включая простейшие опыты (мнётся, рвётся – не рвётся).Расширять знания детей о материалах ткань и бумага, их свойствах и качествах. |
Декабрь 3неделя | « Поможем нашей елочке» | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к живой ели. Дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и ожжет сломать( ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток) |
Декабрь 4 неделя | «Цикл наблюдений за свойствами снега, льда, воды» | Сравнить свойства воды, снега, льда. Выявить особенности их взаимодействия |
Январь 1 неделя | Каникулы | _______________________ |
Январь 2 неделя | «Зимние явления в природе» | Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас ( снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. |
Январь 3 неделя | « Покорми птиц» « День зимующих птиц» | Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период ( развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость. |
Январь 4 неделя | « Когда бывает пар» | Познакомить детей с паром, с условиями его образования. Познакомить детей, что пар-это мельчайшие легкие капельки воды, соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. |
Февраль 1 неделя | « Почва и подземные обитатели». | Расширять представления детей о почве и подземных обитателях. Развивать познавательную активность. |
Февраль 2 неделя | « Выращиваем лук» | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. |
Февраль 3 неделя | « Как люди заботятся о своем здоровье» | Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить , что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека, что организм надо укреплять и развивать, в конце зимы организм ослаблен, нужно больше бывать на воздухе, употреблять витамины. |
Февраль 4 неделя | « День полярного медведя» | Продолжать знакомить детей с животными Севера, белым медведем. обогащать знания детей о белом медведе : внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты; формировать представления об образе жизни зверей на Северном полюсе, о приспособлении к среде обитания; способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка: гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; воспитывать любознательность. |
Март 1 неделя | « Водные ресурсы земли» | Расширять представление детей о разнообразии водных ресурсов, родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни, о том как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о пользе воды для человека и животных |
Март 2 неделя | « Мать-и-мачеха- первые цветы на участке» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку. |
Март 3 неделя | « Посадка рассады бархатцев» | Продолжать приобщать детей к бережному отношению к природе, к выращиванию прекрасного; дать представление о жизни растения; познакомить с некоторыми способами выращивания рассады. |
Март 4 неделя | « Весенняя страда» | Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас ( весенняя страда, комбайн, агроном и др.) Развивать любознательность и инициативу. |
Апрель 1 неделя | « Природный материал-песок, глина, камни» | Закреплять представление детей о свойствах песка, глины, камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение использовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. |
Апрель 2 неделя | « День Земли» | Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание, рассказать детям о влиянии человека на Землю, познакомить детей с праздником День Земли |
Апрель 3 неделя | « Зоопарк» | Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек- часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представление о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери. |
Апрель 4 неделя | « Насекомые» | Расширять представления детей о многообразии насекомых. Учить выделять характерные особенности насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать желание наблюдать за насекомыми. |
Май 1 неделя | « Цветы» | Расширять представления о весенних изменениях в природе; о растениях цветника. Высадка в цветник и на клумбы рассады цветов. |
Май 2 неделя | « Солнце воздух и вода- наши верные друзья» | Расширять представление о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Побуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. |
Май 3 неделя | Диагностика | Определение уровня экологической воспитанности детей в конце учебного года. |
Май 4 неделя | Диагностика | Определение уровня экологической воспитанности детей в конце учебного года. |
Список используемой литературы.
1.”Экологическое воспитание в средней группе детского сада.” С.Н. Николаева МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА 2022
2.”Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО” А.В.Миронов Волгоград Издательство “ Учитель”
3.”Экологическое образование дошкольников” Л.М. Потапова Ярославль 2005
4. “Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе ДОО” Воронкевич О.А. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020
5. “ Времена года комплексные занятия для детей 4-7 лет”Л.Б. Фесюкова, О.О. Григорьева Харьков 2008
6. “ Мир природы и ребенок”методика экологического воспитания дошкольников. Под редакцией Л.М.Маневцовой. Санкт Петербург “ Детство-пресс” 2000
7. « Ознакомление с природой в детском саду» Старшая группа Соломенкова О.А. Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва 2014
8. « Юный эколог» система работы в старшей группе Николаева С.Н.МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"
Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...
Авторская программа "Юные исследователи"
Актуальность программы заключается в создании организационно-педагогических условий в ДОУ, необходимых для развития мотивации к познанию и творчеству, формировании предпосылок исслед...
Рабочая программа "Юный исследователь"
Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду....
инновационная программа "Юный исследователь"
программа для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности....
календарно-тематическое планирование к программе "Юный исследователь"
план опытов и экспериментов на год...
Рабочая программа "Юные исследователи" средняя группа
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практическ...
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"
Дополнительная образовательная программа "Юный исследователь"...