План кружка "Мы исследователи"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Основная цель программы кружка:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 2 раза в месяц;
продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
«Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Учебно-тематический план работы
кружка «Мы исследователи»
№ п/п | Наименование раздела | Количество занятий | Форма проведения |
1. | Экспериментирование с песком, глиной | 1 | Обследование, практическая деятельность |
2. | Экспериментирование с водой | 1 | Практическая деятельность |
3. | Экспериментирование с воздухом | 1 | Практическая деятельность |
4. | Наблюдение за жизнью растений | 1 | Практическая деятельность |
5. | Человек | 2 | Практическая деятельность |
6. | Экспериментирование с предметами | 12 | Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого |
Итого | 18 |
Перспективный план работы кружка
«Мы - исследователи»
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Сентябрь | Песок и глина – наши помощники | 1 |
2. | Удивительные свойства воды | 1 | |
3. | Октябрь | Удивительные свойства воздуха | 1 |
4. | Почва живая земля | 1 | |
5. | Ноябрь | Как устроена дыхательная система человека | 1 |
6. | Что умеют наши глаза и уши | 1 | |
7. | Декабрь | Испытание магнита | 1 |
8. | Мир бумаги | 1 | |
9. | Январь | Как принцесса Ниточка всю семью одевала | 1 |
10. | Сами монтеры | 1 | |
11. | Февраль | Свойства дерева и металла | 1 |
12. | Мир камней | 1 | |
13. | Март | В мире стекла | 1 |
14. | Волшебное зеркало | 1 | |
15. | Апрель | Волшебное электричество | 1 |
16. | Как работает термометр | 1 | |
17. | Май | Извержение вулкана | 1 |
18. | Катапульта | 1 | |
Итого | 18 |
Тематический план занятий
Тема: «Песок и глина — наши помощники»
Задачи:
- Дать представление о свойствах песка и глины.
- Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
- Воспитывать любознательность.
- Активизация словаря: сыпучий, твердая.
Тема: «Удивительные свойства воды»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
- Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Тема: «Почва – живая земля»
Задачи:
- Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
- Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
- Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека
Тема: «Как устроена дыхательная система»
Задачи:
- Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
- Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
- Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
- Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
Тема: «Что умеют наши глаза и уши»
Задачи:
- Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
- Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
- Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
- Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.
Тема: «Испытание магнита»
Задачи:
- Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
- Развивать у детей мышление, сообразительность.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
Тема: «Мир бумаги»
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
- Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).
Тема: «Как принцесса Ниточка семью одевала»
Задачи:
- Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.
- Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
- Познакомить с понятием «ателье и заказ».
- Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.
- Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
- Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
- Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.
Тема: «Сами монтёры»
Задачи:
- Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
- Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
- Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
- Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.
Тема: «Свойства дерева и металла»
Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
- Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Тема: «Мир камней»
Задачи:
- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Тема: «В мире стекла»
Задачи:
- Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
- Развивать любознательность.
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
Тема: « Волшебное зеркало»
Задачи:
- Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
- Развивать познавательные способности детей.
- Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
- Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Тема: «Волшебное электричество»
Задачи:
- Обобщать знания детей об электричестве;
- Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
- Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Тема: «Как работает термометр»
Задачи:
- Познакомить с работой термометра;
- Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;
- Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;
- Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Тема: «Извержение вулкана»
Задачи:
- Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
- Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
- Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
Тема: «Катапульта»
Задачи:
- Продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной деятельности;
- Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
- Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
- Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.
Литература
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
Список детей :
1.Гузанова Инна
2.Копосов Алексей
3.Дойкова Катя
4. Карпова Варвара
5. Бауров Ярослав
6.Ступак Ира
7.Арсентьева Арина
8.Авадень Максим
9.Шпаковская Вика
10.Савин Артём
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"
Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...
Перспективный план кружка "МЫ-исследователи"
Перспективный план кружка...
Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"
Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....
Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"
В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....
Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»
Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...
календарно-тематический план кружка по познавательному развитию "Маленькие исследователи"
содержит распределение тем по экспериментированию на год...
календарно тематический план по темам: "Весна пришла" и "Маленькие исследователи"
календарно - тематический план...