НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») «Свойства воздуха»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Цель:
Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах, о значении воздуха в жизни всего живого.
Задачи:
- Обогатить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется) и его роли в жизни человека;
- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Активизировать словарь относительных прилагательных (запах апельсиновый, луковый, чесночный), словарь синонимов (прозрачный, невидимый, бесцветный);
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
- Развивать мышление, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_vozduha.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32
Кировский район Санкт-Петербурга
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(РАЗДЕЛ «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
«ЛАБОРАТОРИЯ ВОЗДУХА»
для детей подготовительной группы
Воспитатель:
Голубинская Г.В.
Санкт-Петербург
2016
Цель:
Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах, о значении воздуха в жизни всего живого.
Задачи:
- Обогатить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется) и его роли в жизни человека;
- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Активизировать словарь относительных прилагательных (запах апельсиновый, луковый, чесночный), словарь синонимов (прозрачный, невидимый, бесцветный);
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
- Развивать мышление, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Какие бывают лаборатории», «Правила поведения в лаборатории»
Оборудование:
Целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, крышки от фломастера, резиновый мяч, апельсин, лук, чеснок, гуашь синего, красного, желтого и зеленого цвета, альбомные листы.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы превратимся в ученых и будем работать в настоящей лаборатории. Но сначала давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: ДА.
Воспитатель: Я знаю одну очень трудную загадку, попробуйте её отгадать.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Молодцы! Воздух необходим для всего живого: для растений, животных и, конечно, для человека. Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Правильно. Без еды человек может прожить примерно месяц, без воды около пяти дней, а без воздуха только три минуты. Вы уже догадались. о чем мы будем сегодня беседовать?
Дети: Да, о воздухе!
Воспитатель: А я предлагаю вам поговорить о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Скажите, а как нужно вести себя в лаборатории, какие правила необходимо соблюдать?
Дети: Не мешать друг другу, не перебивать, соблюдать тишину, работать аккуратно и внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, которую я для вас приготовила и начнем проводить настоящие опыты. Но прежде немного разомнемся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять-
С вами мы идем гулять. (дети шагают на месте)
Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево-вправо)
Мы на солнце посмотрели,
Мы на солнце посмотрели
И панамочки надели. (поднять руки вверх и положить на голову)
Зашагали по дорожке-
Левой ножкой, правой ножкой (дети шагают на месте)
Носом –вдох и выдох – ртом,
Воздух нам помощник в том.
Воспитатель: Садитесь на места. Мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Я буду вашим научным руководителем, а вы моими помощниками-лаборантами. А вы знаете как можно увидеть воздух?
Дети: Воздух нельзя увидеть, он прозрачный.
Воспитатель: Сейчас мы проведем научный опыт и проверим ваши предположения.
Опыт№1
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой – подуть. Что мы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Дети: Нет. Когда мы дуем сильно, пузырьков много, а когда слабо, их мало.
Воспитатель: Так при помощи трубочки и ёмкости с водой мы смогли увидеть воздух.
Опыт№2
Воспитатель: Коллеги, вы знаете, как можно поймать воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите на столе целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закройте пакеты. Что с ними произошло?
Дети: Они надулись.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Что в них находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Какой он? Вы его видите?
Дети: Нет, он прозрачный, невидимый, бесцветный, легкий.
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Раскрутите немного мешочек, поднесите его к лицу и слегка нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок, воздух.
Воспитатель: Воздух можно почувствовать.
Опыт№3
Воспитатель: Дорогие коллеги, можем мы услышать воздух? Как в природе шумит воздух?
Дети: Ветер шумит, свистит, воет
Воспитатель: Если подуть в свистульку мы тоже слышим воздух. Мы можем подуть в крышки от фломастера и тоже услышать воздух.
Опыт№4
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Дети: Можно, воздух пахнет по-разному.
Воспитатель: Нет, на самом деле воздух не пахнет, но переносит запахи.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить запах и угадать, что это (лук, чеснок, апельсин). Какой это запах?
Дети: Апельсиновый, луковый, чесночный.
Воспитатель: Вы замечательно справились и выяснили: воздух не имеет запаха, но может переносить запахи.
Опыт№5
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух вес?
Дети: Наверно, нет.
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет. Почему? Ведь мяч тяжелее? Что внутри мяча?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Делаем вывод. Воздух имеет вес, но он легче воды.
Ребята, вы много узнали о воздухе, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Эта техника называется «кляксография». Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю краски на бумагу и раздуть её при помощи трубочки в разные стороны.
Дети рисуют.
ИТОГ НОД:
Воспитатель: Итак, дорогие ребята, мы сегодня провели множество опытов Скажите, где мы сегодня работали?
Дети: В лаборатории. Проводили опыты.
Воспитатель: Какие опыты вам больше понравились? Что мы узнали нового?
Дети: Понравились все опыты. Мы узнали, что воздух прозрачный, бесцветный, но его можно увидеть. Воздух не пахнет, но переносит запахи. Воздух легче воды.
А ещё мы воздухом научились рисовать!
Воспитатель: Мы с вами очень хорошо потрудились, вы все были внимательными и активными. Молодцы, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел «Приобщение к социокультурным ценностям») в средней группе по теме «Что такое доброта?»
Цель: формирование представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, посредством устного народного творчества (сказки). Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить &laqu...
Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Удивительные свойства воздуха».
Образовательная область«Познавательное развитие»Возраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТип НОДОткрытие нового знанияТема НОД«Удивительные свойства воздуха».Цель«Форм...
конспект непосредственной образовательной деятельности область «Познавательное развитие» раздел «ФЭМП» "Путешествие в Африку"
обобщить математические представления в подготовительной группе...
конспект непосредственной образовательной деятельности область «Познавательное развитие» раздел «ФЭМП» "Космическое путешествие"
конспект занятия по математике подготовительная группа...
конспект непосредственно- образовательной деятельности область "Познавательное развитие" раздел ФЭМП "В гостях у сказки "Теремок"
Обобщить математические представления в средней группе...
конспект непосредственно- образовательной деятельности область "Познавательное развитие" раздел ФЭМП «В гости к Лесовичку»
обобщить математические представления детей младшей группы....
конспект непосредственно- образовательной деятельности область "Познавательное развитие" раздел ФЭМП "Подводное путешествие"
обобщить математические представления детей подготовительной группы....