НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (РАЗДЕЛ «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») «Свойства воздуха»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цель:

Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах, о значении воздуха в жизни всего живого.

Задачи:

  1. Обогатить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется) и его роли в жизни человека;
  2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  3. Активизировать словарь относительных прилагательных (запах апельсиновый, луковый, чесночный), словарь синонимов (прозрачный, невидимый, бесцветный);
  4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
  5. Развивать мышление, творческое воображение.
  6. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_vozduha.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32

Кировский район Санкт-Петербурга

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(РАЗДЕЛ «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

«ЛАБОРАТОРИЯ ВОЗДУХА»

для детей подготовительной группы

Воспитатель:

Голубинская Г.В.

Санкт-Петербург

2016

Цель:

Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах, о значении воздуха в жизни всего живого.

Задачи:

  1. Обогатить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется) и его роли в жизни человека;
  2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  3. Активизировать словарь относительных прилагательных (запах апельсиновый, луковый, чесночный), словарь синонимов (прозрачный, невидимый, бесцветный);
  4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
  5. Развивать мышление, творческое воображение.
  6. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.

Предварительная работа: 

Беседа с детьми «Какие бывают лаборатории», «Правила поведения в лаборатории»

Оборудование:

Целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, крышки от фломастера, резиновый мяч, апельсин, лук, чеснок, гуашь синего, красного, желтого и зеленого цвета, альбомные листы.

ХОД  НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы превратимся в ученых и будем работать в настоящей лаборатории. Но сначала давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

- ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: ДА.

Воспитатель: Я знаю одну очень трудную загадку, попробуйте её отгадать.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Молодцы! Воздух необходим для всего живого: для растений, животных и, конечно, для человека. Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Правильно. Без еды человек может прожить примерно месяц, без воды около пяти дней, а без воздуха только три минуты. Вы уже догадались. о чем мы будем сегодня беседовать?

Дети: Да, о воздухе!

Воспитатель: А я предлагаю вам поговорить о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Скажите, а как нужно вести себя в лаборатории, какие правила необходимо соблюдать?

Дети: Не мешать друг другу, не перебивать, соблюдать тишину, работать аккуратно и внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, которую я для вас приготовила и начнем проводить настоящие опыты. Но прежде немного разомнемся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять-

С вами мы идем гулять. (дети шагают на месте)

Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево-вправо)

Мы на солнце посмотрели,

Мы на солнце посмотрели

И панамочки надели. (поднять руки вверх и положить на голову)

Зашагали по дорожке-

Левой ножкой, правой ножкой (дети шагают на месте)

Носом –вдох и выдох – ртом,

Воздух нам помощник в том.

Воспитатель: Садитесь на места. Мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Я буду вашим научным руководителем, а вы моими помощниками-лаборантами. А вы знаете как можно увидеть воздух?

Дети: Воздух нельзя увидеть, он прозрачный.

Воспитатель: Сейчас мы проведем научный опыт и проверим ваши предположения.

Опыт№1 

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой – подуть. Что мы увидели?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?

Дети: Нет. Когда мы дуем сильно, пузырьков много, а когда слабо, их мало.

Воспитатель: Так при помощи трубочки и ёмкости с водой мы смогли увидеть воздух.

Опыт№2

Воспитатель: Коллеги, вы знаете, как можно поймать воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите на столе целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закройте пакеты. Что с ними произошло?

Дети: Они надулись.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Что в них находится?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Какой он? Вы его видите?

Дети: Нет, он прозрачный, невидимый, бесцветный, легкий.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Раскрутите немного мешочек, поднесите его к лицу и слегка нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок, воздух.

Воспитатель: Воздух можно почувствовать.

Опыт№3

Воспитатель: Дорогие коллеги, можем мы услышать воздух? Как в природе шумит воздух?

Дети: Ветер шумит, свистит, воет

Воспитатель: Если подуть в свистульку мы тоже слышим воздух. Мы можем подуть в крышки от фломастера и тоже услышать воздух.

Опыт№4

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?

Дети: Можно, воздух пахнет по-разному.

Воспитатель: Нет, на самом деле воздух не пахнет, но переносит запахи.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить запах и угадать, что это (лук, чеснок, апельсин). Какой это запах?

Дети: Апельсиновый, луковый, чесночный.

Воспитатель: Вы замечательно справились и выяснили: воздух не имеет запаха, но может переносить запахи.

Опыт№5

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух вес?

Дети: Наверно, нет.

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет. Почему? Ведь мяч тяжелее? Что внутри мяча?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Делаем вывод. Воздух имеет вес, но он легче воды.

Ребята, вы много узнали о воздухе, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Дети: Нет!

Воспитатель: Эта техника называется «кляксография». Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю краски на бумагу и раздуть её при помощи трубочки в разные стороны.

Дети рисуют.

ИТОГ НОД:

Воспитатель: Итак, дорогие ребята, мы сегодня провели множество опытов  Скажите, где мы сегодня работали?

Дети: В лаборатории. Проводили опыты.

Воспитатель: Какие опыты вам больше понравились? Что мы узнали нового?

Дети: Понравились все опыты. Мы узнали, что воздух прозрачный, бесцветный, но его можно увидеть. Воздух не пахнет, но переносит запахи. Воздух легче воды.

А ещё мы воздухом научились рисовать!

Воспитатель: Мы с вами очень хорошо потрудились, вы все были внимательными и активными. Молодцы, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел «Приобщение к социокультурным ценностям») в средней группе по теме «Что такое доброта?»

Цель: формирование представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, посредством устного народного творчества (сказки). Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить &laqu...

Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область«Познавательное развитие»Возраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТип НОДОткрытие нового знанияТема НОД«Удивительные свойства воздуха».Цель«Форм...