Конспект организованной образовательной деятельности по развитию экологических представлений« Юные знатоки природы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мухатаева Данара Шарафаллаевна

Тема: « Юные знатоки природы».

Вид занятия: Развитие экологических представлений.

Тип занятия: познавательное. 

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет).

Форма организации детей: подгруппа (10 человек)

Цель занятия: Ознакомление детей с многообразием растительного мира, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Дать представление детям о  многообразии растительного мира.

Познакомить детей с основными группами растений.

Познакомить детей со значением растений и их строением.

Развивать  умение выделять сходство и различие в растениях.

Обобщить представление детей о  живой и неживой природе.

Формирование у детей представления о том, что цветы можно выращивать рассадой для последующей посадки на клумбы.

Развивающие задачи:

Закрепить  знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло).

Формировать умение работать индивидуально и в группе.

Активизировать  и обогатить словарный запас детей путем введение новых слов – названий растений и их частей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе.

Формировать умение выслушивать других детей при ответе на вопрос заданный воспитателем.

Словарная работа: древесные, кустарниковые и травянистые растения; корень, стебель, ствол, листья, цветы, плод, хвоя; крона дерева;

Оборудование: презентация, чёрные шапки с кисточками на каждого ребёнка, телеграмма, карточки живой и неживой природы, для цепочки (корень, стебель, листья, цветок); конверт (деревья, кустарники, травы; круги(красный, желтый, зеленый)жетоны, ящики с землей, палочки, лейки, семена, тарелки, фартуки, клеенка; ваза с цветами, магнитная доска, медали «Знатоки природы».

 

 

 

 

 

Структура

Содержание

Вводная часть.

 

Приветствие:

Организационный момент.

 

 

                                                                                                  Активация знаний детей.

Работа

с условными знаками.

Д/игра: «Живое-неживое».

 

 

 

 

Основная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащение знаний детей.

 

 

 

 

 

Физкультминутка

«Деревья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация растений по методике «Круги Эйлера».

 

 

 

 

 

Викторина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Посадка рассады цветов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.

 Вместе строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

-Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.

-Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Загадка: Слайд 1

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

В.- Почему вы так решили?

Дети: - Природа-это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

Молодцы, вы все назвали правильно. 

Слайд 2

Воспитатель: Ой, ребята, нам пришла телеграмма (читает): «Дорогие друзья! В нашем цветочном городе случилась беда – налетел ураган и унес много цветов, город наш больше не такой красивый как раньше. И мы не знаем что делать?  Помогите»

- Ну что, готовы мы помочь жителям цветочного города? Да

- Тогда я приглашаю вас на ученый совет юных знатоков природы, чтобы проверить наши знания и принять решение, что же мы можем сделать в помощь жителям цветочного города.

 ( проходите за столы и надевайте шапочку учёных).

Юные ученые, скажите, какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая природа.

Воспитатель: Перед вами лежат карточки с условными обозначениями. А теперь поднимите карточки, которые обозначают живую; неживую природу.

В чем разница между живой и неживой природой?

Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается 

Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем в игру «живое - неживое». Перед вами на экране будет появляться картинка, если вы считаете что это живая/неживая природа, показываете карточку с живой/неживой природой. (солнце, береза, ромашка, вода, рыба, камень)

Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали.

Воспитатель:

Сегодня в связи с создавшейся ситуацией в цветочном городе мы поговорим о растениях.

Как вы думаете, на какие группы можно разделить растения?

Дети: Растения можно разделить на три основные группы: Слайд

а) древесные, это деревья.

б) кустарниковые, это кустарники.

в) травянистые, это травы.

Хотя растения выглядят по-разному, но они во многом похожи.

-Как вы думаете чем?

Дети: Почти у каждого растения есть корни, стебель листья, цветы и плоды. Слайд

А сейчас ребята, я предлагаю вам составить цепочку взаимосвязи всех частей растения. (корень, стебель, листья, цветок)

Перед вами лежат части растения, вам необходимо их поэтапно собрать.

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

Вывод: все части растения важны.

 

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех встать в круг, и немного отдохнуть.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. (руки вверх)
Наступила тишина. (присели)

 

А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки растений». У нас будет две команды. (сделайте пожалуйста два маленький круга и определите кто из вас будет капитаном). Придумайте, пожалуйста, себе название и выберите капитана.

За каждый правильный ответ, капитан команды будет получать жетон, и складывать их тарелочку. В конце определим по количеству жетонов, победителя.

Итак, команды готовы?

Задание 1: (на отдельных столах)

Классификация растений по методике «Круги Эйлера».

Воспитатель:  Перед каждой командой лежат конверты, в этих конвертах вы обнаружите картинки с изображением различных растений. Ваша задача, правильно распределить растения в круги. Деревья в красный круг, кустарники в желтый круг, травянистые растения в зеленый круг.

 

Задание 2: Ребята, а теперь я приглашаю команды занять места на подушках  для следующего задания.

Каждая команда отвечает по очереди на вопросы, за каждый правильный ответ получает 1 жетон.

1 – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

2 – У сосны шишки, а у берёзы…( серёжки)

1– посадили зернышко, вырастили солнышко (подсолнух)

2 –растет зеленый кустик, дотронешься – укусит (крапива)

1 –у какого дерева белый ствол? (у березы)

2 – какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

1 – рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (одуванчик)

2 – белые реснички у моей сестрички (ромашка)

Воспитатель: Подвожу итоги конкурса.

Дети встают в круг.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, где чище воздух в городе или в лесу? Почему? Слайд

Дети: В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе.

- А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их).

- А чем же мы можем с вами помочь жителям цветочного города? (ответы детей)

- Конечно, мы можем вырастить для них новые цветы. Что нам для этого надо? (ответы)

- Правильно, и я приглашаю вас за столы, где у нас есть всё необходимое для посадки цветов. Но для начала необходимо одеть фартуки. (дети одевают)

-Посмотрите, что лежит в тарелочках. (ответы)

-Правильно. А каких цветов эти семена? Узнайте по картинке. (ответы) Какие они? (тонкие, длинные).

-Для того чтобы цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду, и вам я тоже предлагаю сегодня посадить.

- У каждого есть стаканчик с землей. Палочкой делаем углубления.

-Что будем дальше делать? Далее польем эти углубления, теперь кладем семена и засыпаем их землей.

Приступаем к работе.

- Молодцы ребята, семена посажены, а что  теперь??? ( ответы детей будем ждать, когда появятся всходы, будем за ними ухаживать) и вырастим крепкую и здоровую рассаду. А летом наши цветы украсят клумбы на нашем участке. И мы сможем поделиться нашей рассадой с жителями цветочного города. А пока в группе напишем им письмо, в котором расскажем как выращивать цветы.

Заключительная часть.

 

Рефлексия

 

 

 

Сюрпризный момент.

Дети встают в круг.

Перед вами на доске прилеплена ваза, давайте мы украсим её цветами.  Но не просто так, подумайте, если вам понравилось сегодня на нашем учёном совете, вы узнали что – то новое,  было интересно, то поставьте в вазу красный цветок. Если было скучно и вам не было интересно сегодня, то  – голубой. И объясните свой выбор.

Сегодня вы доказали, что являетесь юными знатоками природы и я хочу вам вручить медали   « Знатоки природы»  каждый ребёнок получает медаль)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 131» Кировского района г. Саратова ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « Юные знатоки природы».

Слайд 10

«Знатоки растений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».

Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группы "Каникулы в Простоквашино".

ООД с использованием развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, закрепление представлений о цифре  и числе 7....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Обувь» для детей старшей комбинированной группы «Заинька»

 В комбинированных группах детских садов работа по развитию речи осуществляется по лексико-грамматическим темам недели. Данный конспект может быть полезен в рамках лексико-грамматической т...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»...