Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Обувь» для детей старшей комбинированной группы «Заинька»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васёха Светлана Юрьевна

   В комбинированных группах детских садов работа по развитию речи осуществляется по лексико-грамматическим темам недели. Данный конспект может быть полезен в рамках лексико-грамматической темы недели «Обувь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi-_obuv.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему «Обувь» для детей старшей комбинированной группы «Заинька»

Цель: формировать представления детей об обуви.

Задачи:

Образовательная: учить составлять рассказ – описание с опорой на схему; развивать умение составлять простые распространенные предложения; обогащать активный словарь; познакомить с назначением обуви; учить образовывать и использовать множественное  и единственное число существительных; расширять словарный запас глаголами и прилагательными.

Развивающая: развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику;  познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе;  развивать самоконтроль и взаимоконтроль речи, диалогическую речь, умение классифицировать; развивать фонетико-фонематическую систему языка.

Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к использованию обуви для сохранения своего здоровья, формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям, воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование: картинка Кота в сапогах; предметные картинки с изображением обуви; картинки- символы, обозначающие время года (снежинка, подснежник, солнышко, листок); схема описания предмета обуви; показ слайдов по телевизору; сюжетная картинка с опорными схемами; обувь для игры в магазин; полоски-схемы для определения  места звука в слове.

Ход занятия.

Кот. Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги мои порвались, даже подошва отвалилась, а на улице зима, холодно, лапы мерзнут, болят. Где мне взять новые сапоги?
Ответы детей. В обувном магазине, на рынке.
Воспитатель. Ты, кот, и зимой и летом, в одних сапогах ходишь, поэтому у тебя и лапы болят и сапоги быстро износились. А ведь обувь разная бывает.
Кот. Какая разная?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем котику всё об обуви. Вы согласны?

 

1.Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны не только досказать словечко, но и назвать этот предмет ласково. (детям раздаются картинки обуви, у кого какая картинка, тот и называет)

1. Лужи, грязь, нам не враги,

Коль обуешь …. (сапоги)

2. Истоптал я все тропинки,

Продырявил все…. (ботинки)

3. Шерстяные спаленки

Детским ножкам… (валенки)

4. У сестренки, у  Наталии

На двух ножках… (сандалии)

5. Чтоб дышали летом ножки

Надевайте… (босоножки)

(зимние сапоги, коньки, галоши, туфли, шлёпанцы)

 Кот. Так много обуви. Но зачем? Ведь можно всегда и везде ходить в одних сапогах.
Воспитатель. Нет, это вредно для здоровья. Обувь надо тщательно выбирать, чтоб ноги были здоровы, не уставали и не болели. Вот, например, ребята подскажут.
- Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю)
- Летом …….
- Осенью ……
- Мужчины носят – мужскую.
- Женщины ……..
- Дети ……….
2. Игра «Разложи обувь по сезонам» На доске выставляются картинки- символы, обозначающие время года.(снежинка, подснежник, солнышко, листок)Детям предлагается определить, какая обувь соответствует каждому времени года.

Воспитатель:   Зимой обувь какая? (зимняя)

                          Весной и осенью какая? (демисезонная)

                          Летом какая? (летняя)

Воспитатель. Ребята, расскажите Коту, как правильно выбрать обувь, какая она должна быть.
Ответы детей. Обувь должна быть удобная, нужного размера, для спорта – спортивная, для холода – теплая, для жары – легкая.
3.Составление описательных рассказов по схеме.

4. Пальчиковая гимнастика

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовочка –

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

5. Д/и «Много-один» (по телевизору на слайдах) Дети стоят полукругом. На картинке называется множественное число существительных, дети должны назвать единственное число.

Женские сапоги- женский сапог

Мужские сапоги- мужской сапог

Резиновые сапоги- резиновый сапог

Ботинки- ботинок

Детские ботинки- детский ботинок

Детские сандалии- детская сандалия

Зимние сапоги –зимний сапог

Зимние валенки- зимний валенок

Унты - унт

Мужские сандалии- мужская сандалия

Женские босоножки – женская босоножка

Обувь на платформе - обувь на платформе

Женские туфли- женская туфля

Мужские туфли – мужская туфля

Кроссовки – кроссовок

Бутсы – бутс

Кеды – кед

Макасины – макасин

Тапки – тапка

Шлёпанцы – шлёпанец

Лапти – лапоть

Чешки – чешек

Коньки – конёк

Лыжные ботинки – лыжный ботинок

 6. Д/и «Поймай звук» Дети хлопают в ладоши, если услышат звук (с), объясняют где стоит звук: в начале, в конце, в середине. Дают характеристику звука (согласный, мешают язык, зубы) Воспитатель говорит слова: ботинки, сапоги, туфли, кеды, сандалии, чешки, кроссовки, валенок, бутс, тапки, босоножки.

7.Работа по картинке. Составление предложений по опорным схемам.

8.Физминутка

9. Игра «Магазин» На верхней полке мужская обувь, на средней – женская, на нижней – детская. Дети называют, какую обувь они хотели бы купить. (Например: Я хочу купить мужские коричневые ботинки для папы.)

10.Словарная работа: -Ребята, а почему обувь назвали обувью? Это название получилось от слова обуваться. Какие действия можно совершать с обувью: обувать, снимать, надевать, чистить, чинить, ремонтировать, забивать, клеить и т.д.

-Ребята, а кто чинит обувь? (сапожник)

-Почему его так назвали? (от слова сапоги) Что делает сапожник: ремонтирует, стучит, прибивает, клеит, мажет, чистит.

-Мы должны ухаживать за обувью, чтобы она дольше носилась.

11. Ошибки Кота в сапогах.

              1. Какое слово лишнее: обувь, обувной, обуваться, обувщик, обруч.

               2. Красная сапог. (красный сапог)

                Кот: Значит у меня на обеих ногах красный сапог.(красные сапоги)

Воспитатель: Ребята, 2 сапога- это пара. Обувь всегда мы покупаем и носим парой.

Угадайте,  4 ботинка - это сколько пар обуви.( 2 пары)

Воспитатель: Ну, что, Котик, научили тебя ребята различать обувь. Скажи нам, ты теперь понял, для чего нужна обувь?

Кот: Я понял, люди придумали обувь, чтобы оберегать свои ноги от травм, от укусов насекомых, от холода. Спасибо вам, ребята.

Воспитатель: Ребята, вы довольны, что Кот теперь правильно будет выбирать себе обувь?

Чему мы сегодня научили нашего друга? (ответы) Вы, дети, все молодцы, всем спасибо.

Кот: А на прощанье я вам подарю свою фотографию, чтобы вы меня вспоминали. До свидания, до новых встреч!

Воспитатель: Ребята, а мы раскрасим разную обувь и подарим нашему другу, чтобы он не забывал, как называются предметы обуви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Первый в космосе» в рамках комплексно - тематической недели «Космические просторы» в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему "Первый в космосе" в рамках комплексно - тематической недели "Космические просторы" в подготовительной...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему ««В гостях у зайчика» группа раннего возраста

Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о животных....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Колючий житель леса» в младшей группе.

Цель: за                                 Цель: закрепить и уточнить представления о жизни ежа.Задачи орга...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе комбинированной направленности....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Чаепитие» для детей второй младшей группы

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи на тему «Чаепитие» для детей второй младшей группы...