Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sostavlenie_zagadok_pro_kotyonka.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
|
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект
организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»
Воспитатель
Алексеева Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2022
Организованная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: «Составление загадок про котенка»
Цель: формирование умения составлять сравнительно – описательные загадки, используя модели ТРИЗ, с помощью воспитателя.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей навыки рассматривания сюжетной картины.
2. Упражнять в умении подбирать слова - признаки и слова-действия к заданному предмету.
3. Закрепить в речи навык практического употребления предлогов «как», «но».
4. Развивать словесно-логическое мышление через отгадывание и составление загадок.
5. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, оказывать помощь другу в поисках слов.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Кошка Мурка со своими котятами», маркер для зарисовки опорных картинок при составлении загадки.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня я хочу поздороваться с вами по- разному. Давайте попробуем?
«Доброе утро, ребята!»
Ответы детей.
Воспитатель. Предлагаю вам настроиться на работу, повторим наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Чисто, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла детский сад и увидела следы, как вы думаете, чьи?
Вот так загадка…
Мы разгадаем её чуть позже.
А что такое загадка? Любите ли вы отгадывать загадки?
Воспитатель. Ребята послушайте, о ком я говорю?
У порога плачет.
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет.
Замурлычет, запоет!
Ответы детей.
Воспитатель. Совершенно верно, я не только говорю о ней, но и сейчас покажу вам эту кошку.
(Демонстрируется картина «Кошка Мурка с котятами»)
Воспитатель. Познакомьтесь с нашими героями. Это кошка Мурка и ее детеныши. Кого вы видите на картине?
(Рассматривание картины по вопросам).
Ответы детей.
Воспитатель. Сколько котят у нашей кошки?
Одинаковые котята или нет? Чем они отличаются? Какие котята? Что котята делают? А чем на картине занимается мама кошка? Что она делает?
Ответы детей.
Сюрпризный момент.
Воспитатель. Ребята, вы слышите, что-то шуршит, словно кто-то возится?
Я догадалась, откуда раздаётся шум. А вы? Для того, чтобы вы поняли откуда доносится шум, отгадайте загадку:
Под крышей четыре ножки,
а на крыше суп да ложки.
Дети с воспитателем идут на поиски, находят котёнка.
Игра с котёнком «Погладь котёнка…» (Физминутка)
Воспитатель. Ребята, а хотите сегодня попробовать сами придумать загадки про котенка и вечером загадать эти загадки своим мамам и папам? Я вам немного буду помогать. Ну что, готовы попробовать?
Модель № 1 «Какой? Что бывает таким же?»
Воспитатель. Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Какой он?
Ответы детей.
(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).
Воспитатель. А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, какие предметы вокруг нас бывают рыжими, или по-другому оранжевыми.
Ответы детей.
(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Рыжий» символами фиксирует все подобранные слова, помечая самый удачный выбор детей).
Воспитатель. Вы сказали, что котенок пушистый. А что еще бывает пушистым?
Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Пушистый» все подобранные слова).
Воспитатель. И еще вы сказали, что котенок смешной. А что еще бывает смешным?
Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Смешной» все подобранные слова).
Воспитатель. А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.
Загадка: Рыжий, но не морковка, пушистый, но не шапка, смешной, но не клоун! Кто это?
Совместное проговаривание загадки дважды.
Модель № 2 «Что делает? Кто делает так же?»
Что делает? | Кто (что)делает так же? |
Дети: Попугай, ежи
Воспитатель. Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Что делает котенок?
(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, кто еще может шалить?
Ответы детей.
(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Шалит» символами фиксирует все подобранные слова).
Воспитатель: Вы сказали, что котенок прыгает. А кто или что еще могут прыгать?
Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Прыгать» все подобранные слова).
Воспитатель: И еще высказали, что котенок царапается. А кто еще может царапаться?
Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Царапается» все подобранные слова).
Воспитатель. А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним еще одну загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.
Загадка: шалит, как маленький ребенок; прыгает, как мячик; царапается, как ежик! Кто это?
Совместное проговаривание загадки дважды.
Итог.
Воспитатель. Молодцы, ребята. У нас получились отличные загадки. Вам было сложно составлять загадки? Что вызвало затруднения?
Ответы детей.
Воспитатель: Все справились с заданием. Не забудьте их загадать мамам и папам. Но отгадку не подсказывайте! Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»
Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»
Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима». (решение задач на противоречия)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по сказке "Колобок" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Формировать умение рассказывать об эпизодах сказки, используя глаголы, прилагательные. Учить детей правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложениях. Учить подбирать прила...
Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Методы и приёмы ТРИЗ - технологии творчества, поисковой активности, помогают преодолеть чувство скован...