Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Алексеева Елена Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sostavlenie_zagadok_pro_kotyonka.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности «Составление загадок про котенка»

                                                                                         Воспитатель

                                                                          Алексеева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2022

Организованная образовательная деятельность по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: «Составление загадок про котенка»
Цель: формирование умения составлять сравнительно – описательные загадки, используя модели ТРИЗ, с помощью воспитателя.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей навыки рассматривания сюжетной картины.
2. Упражнять в умении подбирать слова - признаки и слова-действия к заданному предмету.
3. Закрепить в речи навык практического употребления предлогов «как», «но».
4. Развивать словесно-логическое мышление через отгадывание и составление загадок.
5. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, оказывать помощь другу в поисках слов.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Кошка Мурка со своими котятами», маркер для зарисовки опорных картинок при составлении загадки.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.
Воспитатель
: Доброе утро, ребята! Сегодня я хочу поздороваться с вами по- разному. Давайте попробуем?
«Доброе утро, ребята!»
Ответы детей.

 Воспитатель. Предлагаю вам настроиться на работу, повторим наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Чисто, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.        

 Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла  детский сад и увидела следы, как вы думаете, чьи?

Вот так загадка…

Мы разгадаем её чуть позже.

А что такое загадка? Любите ли вы отгадывать загадки?
Воспитатель. Ребята послушайте, о ком я говорю?
У порога плачет.
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет.
Замурлычет, запоет!
Ответы детей.

Воспитатель. Совершенно верно, я не только говорю о ней, но и сейчас покажу вам эту кошку.
(Демонстрируется картина «Кошка Мурка с котятами»)

Воспитатель. Познакомьтесь с нашими героями. Это кошка Мурка и ее детеныши. Кого вы видите на картине?
(Рассматривание картины по вопросам).
Ответы детей.

Воспитатель. Сколько котят у нашей кошки?
  Одинаковые котята или нет? Чем они отличаются? Какие котята? Что котята делают? А чем на картине занимается мама кошка? Что она делает?
Ответы детей.
Сюрпризный момент.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, что-то шуршит, словно кто-то возится?

Я догадалась, откуда раздаётся шум. А вы? Для того, чтобы вы поняли откуда доносится шум, отгадайте загадку: 

Под крышей четыре ножки,

а на крыше суп да ложки.

Дети с воспитателем идут на поиски, находят котёнка.

Игра с котёнком «Погладь котёнка…» (Физминутка)
Воспитатель. Ребята, а хотите сегодня попробовать сами придумать загадки про котенка и вечером загадать эти загадки своим мамам и папам?  Я вам немного буду помогать. Ну что, готовы попробовать?
Модель № 1 «Какой? Что бывает таким же?»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/11/76476_650142425bd863cc799fe6be5bdba4c6.jpg.jpg


Воспитатель. Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Какой он?

Ответы детей.
(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово).
Воспитатель. А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, какие предметы вокруг нас бывают рыжими, или по-другому оранжевыми.
Ответы детей.
(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Рыжий» символами фиксирует все подобранные слова, помечая самый удачный выбор детей).
Воспитатель. Вы сказали, что котенок пушистый. А что еще бывает пушистым? 

Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Пушистый» все подобранные слова).
Воспитатель. И еще вы сказали, что котенок смешной. А что еще бывает смешным? 

Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Смешной» все подобранные слова).
Воспитатель. А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.
Загадка: Рыжий, но не морковка, пушистый, но не шапка, смешной, но не клоун! Кто это?
Совместное проговаривание загадки дважды.

Модель № 2 «Что делает? Кто делает так же?»

Что делает?

Кто (что)делает так же?

Дети: Попугай, ежи

Воспитатель. Посмотрите на этого котенка и назовите три самых красивых слова. Что делает котенок?
(Воспитатель в левой части доски схематично фиксирует символами каждое предложенное слово). 

Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, посмотрим вокруг и вспомним, кто еще может шалить?
Ответы детей.
(Воспитатель в правой части доски напротив слова «Шалит» символами фиксирует все подобранные слова).
Воспитатель: Вы сказали, что котенок прыгает. А кто или что еще могут прыгать?
Ответы детей.
 (Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Прыгать» все подобранные слова).
Воспитатель: И еще высказали, что котенок царапается. А кто еще может царапаться?
Ответы детей.
(Воспитатель аналогично фиксирует в правой части доски напротив слова «Царапается» все подобранные слова).
Воспитатель. А теперь с помощью маленьких слов – помощников мы с вами сочиним еще одну загадку про котенка. Я начинаю фразу, а вы мне помогаете с помощью наших картинок.
Загадка: шалит, как маленький ребенок; прыгает, как мячик; царапается, как  ежик! Кто это?
Совместное проговаривание загадки дважды.
Итог.
Воспитатель.  Молодцы, ребята. У нас получились отличные загадки. Вам было сложно составлять загадки? Что вызвало затруднения?

 Ответы детей.
Воспитатель: Все справились с заданием. Не забудьте их загадать мамам и папам. Но отгадку не подсказывайте! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»

Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить  знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники «Лесной гость»

Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию речи детей при заучивании стихотворений с использованием мнемотехники и в игре с технологией ТРИЗ и ИКТ;- расш...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по сказке "Колобок" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Формировать умение рассказывать об эпизодах сказки, используя глаголы, прилагательные. Учить детей правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложениях. Учить подбирать прила...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Методы и приёмы ТРИЗ - технологии творчества, поисковой активности, помогают преодолеть чувство скован...