Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Баранникова Надежда Александровна

Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_ekologii_3.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Баранникова Надежда Александровна, воспитатель,

г. Архангельск.

МБДОУ муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида №131 «Радуга».

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по развитию экологических представлений

в подготовительной группе

«Путешествие в лес».

Цель: способствовать накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях.

Задачи: 

Образовательная: -уточнять и расширять знания детей о растениях и животных леса, представления о значении леса в жизни человека, о правилах поведения в лесу

Развивающая: -развивать познавательную активность детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный и содержательный ответ на них.

Воспитательная: -воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям

Материал: пейзажные картинки, иллюстрации с изображением леса, растений и животных, обитающих в тайге и лесах (ели, сосны, кедра, березы, дуба, ольхи, черники, мха и других растений; медведя, лисы, волка, ежа, муравьев, пауков, дятла, кукушки и других животных), гербарий растений леса, зеленый квадрат 15 на 15 см., цифры от 1 до 6, ковер, фонограмма звуков леса, ботаническое лото или дидактическая игра  «С какой ветки детки», дидактическая игра «Правила поведения в лесу», обручи, условные обозначения леса, животных, растений, печенье, раскраски,

Ход

Организационный момент

    На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности звучит фонограмма звуков леса.

Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.

- Ребята, нас сегодня приглашают в путешествие по одной природной зоне, а по какой и кто вас приглашает,  вы должны отгадать. Готовы внимательно слушать?

- Ответы детей.

- Это царство колючей хвои. Рядом стоят сосны и ели, а на Севере растут пихты, кедры и лиственницы. Встречаются там и кудрявая, стройная березка, и тонкая рябина, и плакучая ива. А наклонишься или присядешь, увидишь и грибы и ягоды. Прислушаешься и услышишь, как стучит клювом лесной доктор, как где-то закукукала кукушка, как затрещали ветки от тяжелого косолапого мишки. Пойдешь по звериной тропке и встретишь огромный дом-муравейник, а вокруг суетятся деловые муравьи. Поднимешь голову вверх, а там белочка прыгает с дерева на дерево.

- О какой природной зоне идёт речь?

- Ответы детей.

- Правильно. Эта природная зона называется «зона лесов». А как вы, ребята, догадались? Какие названия растений я упомянула? Как мы можем обозначить  зону лесов?

- Ответы детей. (зеленым цветом) 

-Давайте посмотрим на экране как выглядит эта зона (на экране появляется картина леса и квадрат зеленого цвета).

- А кто может пригласить вас в путешествие по этой природной зоне?

- Ответы детей (Лесовичок).

В это время  на экране появляется Лесовичок, звучит фонограмма голоса.

-Здравствуйте дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в гости, а чтобы вам было интересно, приготовил для вас сюрприз. Но чтобы его получить,  вы должны побывать в каждом уголке моего леса и выполнить все задания. Хотите попутешествовать в моем лесу?

- Ответы детей.

- Тогда внимательно посмотрите на карту. Желаю удачи.

Дети рассматривают карту на экране.

Основная часть

- Ребята, давайте рассмотрим карту. Что нарисовано в начале пути?

 - Ответы детей. (Крылья)

- Что бы это могло означать?

 - Ответы детей. (Путешествие)

- Да, ребята, чтобы попасть в мой лес, надо до него сначала на чем-то добраться. Я предлагаю вам отправиться на ковре-самолете, вы согласны?

- Ответы детей.

-Тогда присаживайтесь на ковер-самолет. Закройте глаза и представьте, кем или чем вы бы хотели стать в лесу.

  - Ответы детей.

-Вот мы и попали в мой лес

- Давайте посмотрим на карте, куда нам предлагает отправиться Лесовичок.

Воспитатель с детьми обсуждают, куда они отправляются и находят уголок леса №1.

  Уголок леса №1.

  Дети подходят к столу, на котором разложены различные  картинки, большая часть которых относится к лесу.

- Посмотрите, что здесь разложено. Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал картинку, которая подходит природной зоне - лес, поместил ее на доску и объяснил свой выбор.

Дети выполняют задание.

- Давайте обратим внимание на карту, куда мы отправляемся дальше?

  Воспитатель с детьми обсуждают, куда они отправляются и находят уголок леса №2.

 Уголок леса №2.

   Дети подходят к столу, на котором нарисована картина леса и вокруг разложены карточки с правилами поведения в лесу.

- Ребята, посмотрите, здесь исчезло несколько кусочков картины леса. Как вы думаете, из-за чего это могло произойти?

- Ответы детей  (не соблюдение правил поведения в лесу).

   Я предлагаю вам взять любую карточку, перевернуть её  и рассказать, какое правило поведения изображено у него на картинке.

Дети рассказывают. После ответа каждого ребенка  воспитатель убирает с картины белый листок бумаги.

-Какие вы молодцы. Посмотрите, все части леса снова появилась, только теперь не хватает животных. Давайте их поселим в лесу каждого на свое место.

Дети берут с подноса по одной картинке с изображением животных, называют его и выкладывают её на свое место.

-Как вы думаете, все ли мы здесь с вами сделали? Давайте спросим у Лесовичка.

-Молодцы, на этой станции вы все сделали просто замечательно. Можете отправляться дальше.

   Уголок леса №3.

  Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед экраном (На экране нарисована цифра 3 и знак вопроса)

- Ребята, что здесь нарисовано?

- Ответы детей.

- Как вы думаете, что нам здесь приготовил Лесовичок?

- Ответы детей.

- Здесь вас ждут загадки-ребусы. Посмотрите внимательно на экран, я  буду вам загадывать загадки-ребусы, а вы должны отгадать, описание какого животного или растения я зашифровал. Готовы? (Детям предлагаются такие схемы: это зверь, живет в лесу, впадает в спячку, имеет шерсть коричневой окраски (медведь), это птица, живет в лесу, не спит ночью, охотится на мышей (сова), это растение, растет в лесу, имеет сережки, белый в черную крапинку ствол (береза), это насекомое, живет в лесу, строит огромный дом (муравей), это растение, растет в лесу, у него корень, похожий на мочалку, имеет иголки (ель, сосна, лиственница, кедр), это животное, имеет кисточки на голове, рыжий окрас, пушистый хвост (белка).

-Как здорово вы справились и с этим заданием. Отправляйтесь  дальше.

  Воспитатель с детьми обсуждают, куда они отправляются и находят уголок леса №4.

  Уголок леса №4

Проводится физкультминутка «Есть в лесу»

 Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)

 Ели — елки - елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)

 Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

 На елках - птичьи голоса, (Руки в стороны.)

 Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)

Воспитатель с детьми обсуждают, куда они отправляются и находят уголок леса №5.

Уголок леса №5

   Дети подходят к ковру, на котором разложены обручи в виде кругов Эйлера (большой обруч с обозначением леса, два обруча поменьше с обозначением растений и животных) и картинки с различными растениями и животными.

- Ребята, здесь я хочу попросить вас отобрать только те растения и тех животных, которые растут или живут в  лесу.

Дети выполняют  задания. 

-Как здорово вы выполнили это задание, но как вы думаете, если в лес поселят слона, сможет ли он тут выжить?

- Ответы детей.

-  А что необходимо сделать для того, чтобы он смог здесь жить?

- Ответы детей.

- Молодцы, отправляемся дальше, и, судя по карте, нас ждет последнее задание Лесовичка.

Воспитатель с детьми обсуждают, куда они отправляются дальше, находят уголок леса №6.

   Уголок леса №6.

   Дети рассаживаются на стульчики, рядом с которыми стоят елки, березы и другие деревья (муляжи или нарисованные).

-Дорогие ребята, я вам предлагаю достать из волшебного ящика по одной картинке и сказать, что это. (Если ребенку достается шишка или веточка с ягодами, или листок, то он должен сказать с какого дерева этот предмет, если достается гриб – назвать его).

-Ребята, я тоже хочу достать что-нибудь.

Воспитатель  достает картинку с изображением человека. 

-Скажите мне, пожалуйста, а для чего лес нужен человеку?

- Ответы детей.

- И с последним заданием вы справились успешно. Ребята, давайте посмотрим на экран. Нам что-то хочет сказать Лесовичок.

В это время  на экране появляется Лесовичок, звучит фонограмма голоса.

-Дорогие ребята. Я наблюдал за всем вашим путешествием по моему лесу. Вам понравилось?

-Ответы детей.

-Я очень рад, что вы справились со всеми заданиями. И для вас приготовил сюрприз, он находится у вас в группе. Чтобы вам покинуть мой огромный лес, надо снова сесть на ковер самолет. Удачи вам и до скорой встречи. Ваш Лесовичок.

   Дети садятся на ковер, проводится подведение итогов, после педагог выключает фонограмму леса.

Подведение итогов

-  Ребята, вам понравилось путешествие? Какие задания вызвали у вас затруднения, а какие показались легкими? Что запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели еще поиграть?

-Ответы детей.

-Давайте посмотрим, какой сюрприз нам приготовил Лесовичок (Дети находят в группе коробку с подарком).

Детям вручается коробка с игрой «Правила поведения в лесу» и лесное печенье.

 

   Список используемой литературы:

1.Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. -М.: Просвещение, 1992

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы "Путешествие в академию Всезнаек"

Закрепление знаний детей по математике, грамоте, окружающему миру и родному городу Санкт - Петербург.Используются виды деятельности детей: игровая, коммуникативная и продуктивная....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной  группе «Путешествие в страну Математики»Программные задачи:Учить детей составлять число 5 из двух ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе “Путешествие с цифрами.”

Непосредственная образовательная деятельность ( образовательная область “Познание”) Интегрированное занятие “Путешествие с цифрами.” ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе . "Путешествие в страну сказок".

(Тип занятия: итоговое) Цель: Проверка уровня сформированности мыслительной операции , познавательного процесса. Задачи: 1. Закреплять умение раскладывать предметы по высоте в убывающем порядке о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе " Путешествие в страну Математика".

«Путешествие в страну математика»Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления .Задачи: Образовательные: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе «Путешествие по городу Здоровья»

Представленное занятие по ОБЖ «Путешествие по городу Здоровье» проводилось в рамках проекта «Береги здоровье с молоду». На данном занятии использованы здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимна...