Конспект занятия в образовательной области "Коммуникация"."Зимующие птицы."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Данный конспект занятия будет интересен и воспитателям, и логопедам. В процессе игры дети лучше усвоят материал, а использование мнемотаблицы поможет быстрее запомнить стихотворение Н.Нищевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №26 «Василёк»
Конспект занятия
в образовательной области «Коммуникация»
на тему:
Разработала и подготовила
воспитатель подготовительной группы:
Васильева Наталья Александровна
Декабрь 2011г
Задачи:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
- Упражнять в определении первого звука в словах и в умении соотносить его с буквой.
- Помочь запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
- Закреплять умение детей составлять загадку описание.
- Развивать мелкую моторику рук, слуховое внимание, психические процессы и оптико-пространственные представления.
- Закреплять умение составлять предложения с разными предлогами.
- Формировать навыки самоконтроля за речью.
- Закреплять навыки чтения по слогам.
Оборудование:
- Диск с записями голосов птиц.
- Конверт с письмом.
- Карта-план из 20 цветных квадратов, на пяти из которых изображены задания со схематическими рисунками (всего пять заданий).
- Разрезные картинки с изображением «зимующих птиц» и разноцветные прищепки для определения первого звука в слове. Прищепки.
- Мнемотаблица к пальчиковой гимнастике «Кормушка»
- Куб «Предлоги» (на гранях куба-схемы предлогов), куб «Читай-ка» (слоги Синица ВОрона ДЯтел ГОлубь СНЕгирь СО рока).
- Четыре буквы (К УБ И К) на магнитных карточках.
- Ширма с изображением дерева и кормушки, на котором сидят птицы (прикреплены с помощью липучек).
- Сундучок, в котором лежат книги В.В. Бианки «Синичкин календарь».
3 | |||
2 | |||
5 | |||
1 | |||
4 |
- Одна клетка вверх и одна вправо.
- Две клетки вверх и одна влево.
- Две клетки влево и одна клетка вверх.
- Одна клетка вправо и четыре клетки вниз.
- Одна клеточка влево и две вверх.
Ход занятия
- Организационный момент
Дети, передавая игрушку (сердечко) по кругу, желают друг другу доброго утра, последний – передаёт сердечко воспитателю.
«Доброе утро, Машенька и т. д.»
- Введение в тему
Звучат голоса птиц. На столе появляется конверт с письмом.
Воспитатель. «Кого вы слышали? Каких птиц по голосу вы узнали?
Ребята, птицы прислали вам письмо. Давайте откроем конверт и прочтём его:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приготовили для вас сюрприз «Сундучок сказок». Чтобы отыскать клад, вам надо отгадать ключевое слово, выполнив задания на волшебных листочках. Желаем удачи!»
Хотите найти клад?
- Основная часть
Воспитатель. Давайте рассмотрим карту-план и найдём листочек с заданием №1. Слушайте внимательно: одна клеточка вверх и одна вправо. Кто хочет открыть квадрат? Открываем (на квадрате нарисованы отдельные части тела птиц, знак вопроса и кружочки-символы звуков).
1. Игра «Собери картинку»
Воспитатель. Вам надо собрать картинку, назвать её и определить первый звук, прикрепив прищепку нужного цвета.
Воспитатель проверяет работу детей. Задаёт вопросы: Какая птица у тебя получилась? Держи картинку. Какой первый звук в слове синица? Какого цвета прищепку ты прикрепил?
Дети. У меня получилась синица. Первый звук Сь. Это мягкий согласный звук. Прикрепил зелёную прищепку.
Воспитатель выставляет ширму с изображением дерева. Воспитатель. Посмотрите, какие птицы к нам прилетели. А как мы назовём птиц, которые зимуют в нашей стране?
Дети. Это - зимующие птицы.
Воспитатель. Молодцы. Все, верно, справились с заданием. У нас первая буква. Послушайте – К.
Ищем листочек с заданием №2. Две клеточки вверх и одну влево. Открываем. Посмотрим, что это? Рисунки подсказки (на квадрате – мнемотаблица).
Воспитатель. Ребята, в этом задании нужно запомнить стихотворение «Кормушка», автор Н. Нищева, с помощью таблицы.
Читаю стихотворение с одновременным показом опорных сигналов в мнемотаблице:
Сколько птиц к кормушке нашей Четыре хлопка в ладоши.
Прилетело? Мы расскажем: Кисти рук, касаясь запястьями, изображают крылья птицы.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы дети загибают по одному пальцу
Шесть ворон и голубей, на левой руке, начиная с мизинца.
Дятел в пёстрых пёрышках –
Всем хватило зёрнышек! Дети имитируют насыпание зёрен щепотками обеих рук
Воспитатель. Вы все молодцы. Я думаю, что у нас появится следующая буква. Давайте послушаем – У.
Воспитатель. Отправляемся дальше на поиски следующего задания? Две клеточки влево и одна клетка вниз. Ребята, что здесь нарисовано? (Здесь нарисован куб с предлогами.) Нам нужно составить предложение
3. Куб «Предлоги»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать
Дети составляют предложения с предлогами (Синичка сидит на ветке.)
После этого у детей появляется ещё одна буква. - Б
Отправляемся дальше? Слушайте внимательно: Одна клеточка влево и две вниз. На квадрате нарисованы карусели и птицы.
Нам предлагают отдохнуть, покататься на карусели, составляя загадки. Покатаемся? Составлять загадки будем про птиц.
4. Игра «Карусель»
Дети встают в два круга. Во внешнем круге четыре человека. Остальные – во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой–против. Внешний круг проговаривает считалку:
Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.
Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку-описание.
Дети из внутреннего круга отгадывают описываемый предмет. Тот, кто первым дал правильный ответ, переходит во внешний круг (попадает на карусель). Круги повторяют движение. Внешний – снова проговаривает текст о карусели. Новичок загадывает загадку ребятам внутреннего круга.
Воспитатель. Вот какие молодцы. Правильно составляли и отгадывали загадки про птиц. Давайте послушаем. Теперь у нас появилась четвёртая буква - И.
Ищем листочек с заданием? Одну клеточку влево и две вверх. Все нашли? Кто хочет открыть последний квадрат и узнать задание? Открываем.
На квадрате нарисованы куб «Читай-ка» и птицы
5. Куб «Читай-ка»
Воспитатель. Ребята, нам предлагают прочитать слог на выпавшей грани куба, затем вспомнить название зимующей птицы, где этот слог встречается.
Дети передают куб по цепочке, проговаривая считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать.
Читаем слог. В названии какой зимующей птицы есть слог СИ?
СИ (синица), ДЯ (дятел), ГО (голубь), ВО (ворона), ЩЕ (щегол), СНЕ (снегирь).
Воспитатель. Молодцы. Вы все умники и умницы. Появилась последняя буква. Назовите её.
Дети. Эта буква К.
Воспитатель. Ребята, а сейчас, давайте составим ключевое слово и мы узнаем, где клад. Кто хочет прочитать слово? Дети читают-КУБИК.
Давайте посмотрим, где у нас сегодня самый красивый кубик? А что внутри кубика?
Дети находят сундучок сказок с надписью «клад», в котором лежит книга В.В. Бианки «Синичкин календарь» и шоколадные медальки.
V Итог занятия.
О ком мы сегодня говорили на занятии? Каких птиц вы запомнили? Как мы назовём птиц, которые зимовать у нас? Какой сюрприз приготовили нам птицы? Давайте скажем спасибо. На этом наше занятие закончилось.
А вечером мы обязательно прочтём рассказы из книги «Синичкин календарь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-284973-1378892171.jpg)
Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....
Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-339672-1385295666.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-281045-1376578319.jpg)
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-281045-1376578319.jpg)
конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"
Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...
Конспект музыкального занятия в образовательной деятельности «Зимующие птицы» для старшей группы
Цель. Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой. ...