Конспект занятия по "Познанию" на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Интересное занятие для старшей группы для закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы
Тема: «Зимующие птицы»
Цели и задачи:
- Развитие внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления;
- Активизация глагольного словаря у детей;
- Воспитание бережного отношения и любви к живой природе;
- Развитие мелкой моторики
Ход занятия.
Психогимнастика.
-Дети, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствуйте как пошло тепло.
Воспитатель: Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети – Зима.
Воспитатель: Что вы видите за окном?
Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.
(звучит фонограмма «Голоса птиц» - ворона)
Воспитатель: Что это?
Дети: Это кричат вороны.
Воспитатель: Вороны – это какие птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете?
Дети: Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.
В группе появляются птицы. ( нарисованные на картоне, вытягиваются по леске, протянутой по потолку. Появляется ощущение, что они прилетают в группу)
Воспитатель: Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.
Дети читают стихи о птицах.
1. Чик-чирик-чирик-чирик!
Воробей сам не велик
И не очень длинный
Хвостик воробьиный.
2. Посмотрите на вороне
Платье серое воронье
Черненькие перышки
На хвосте и горлышке
3. На стволе уселся дятел
В черно-белом пестром платье
В красной шапке на головке
Дятел долбит елку ловко
4. Птица синица летает проворно
В желтенькой кофточке,
В шапочке черной.
Плащик зелененький носит синица
Черненький галстук на грудке у птицы.
5. Прилетела к нам сорока
У нее два белых бока
Черный хвостик и спина
Голова и та черна.
6. На асфальте «Гру-гру-гру,
Много крошек соберу.
Для того чтоб мне хватило
И подружке сизокрылой.
С ней воркую про любовь,
Защищаю от врагов
Птицей мира я зовусь,
Позовите – приручусь».
Д/и «Чьи перышки»
Воспитатель: Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим , чьи перышки у нас.
Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.
Воспитатель: Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно. Расскажите мне, как птицы переживают зиму.
1 реб. – Зимой птицы стараются держаться ближе к людям, потому что им нечего есть и они надеются, что люди им помогут.
2 реб. – Люди зимой подкармливают птиц, делают им кормушки, насыпают в кормушки зернышки и крошки.
3 реб. – А мы с мамой (папой) вешаем на ветки кусочки сала, синички всегда прилетают и клюют его.
4 реб. – Ворон можно увидеть у мусорных контейнеров, на свалках, где всегда есть чем поживиться. Ворона – птица всеядная, ест все, что найдет.
5 реб. – Голуби, воробьи тоже стараются держаться рядом с человеком, люди подкармливают их кусочками хлеба и остатками еды.
6 реб. – А дятлы остаются зимовать в лесу. Они питаются семенами шишек и достают из-под коры жучков.
Игра с мячом «Подбери действие».
Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.
(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)
Развитие мелкой моторики.
Воспитатель: Ребята, мы с вами лепили пластилиновыми жгутиками контуры птиц. Сегодня закончим эту работу, по пластилиновому контору выложим горох и семечки. Берите свои заготовки и приступайте к работе.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Дети: О зимующих птицах.
Воспитатель: Да мы сегодня вспомнили характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в коррекционной старшей группе «Мебель в доме»
Задачи:
o изучить с детьми название и назначение мебели, её частей, уход за мебелью, закрепить обобщающее слово «мебель»;
o расширить знания о назначении мебели, о различных её видах;
o учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели;
o развивать логическое мышление;
o слуховое внимание и координацию движений.
Оборудование: Предметные картинки, наборы игрушечной мебели, мяч.
Ход занятия
Организационный момент:
Дефектолог: Ребята, мы сегодня с вами будем изучать новую тему, я загадаю вам загадки, и мы узнаем с вами какую тему будем изучать.
Если ты устал играть,
То ложишься на…
кровать
Четыре сестрицы
Под одной фатицей.
Стол
Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
Шкаф
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
Диван
Дефектолог: Молодцы все загадки отгадали, а что же такое Кровать, Стол, шкаф, диван?
Дети: Мебель
Основная часть:
Беседа «Для чего нужна мебель? ».
o Для чего нужен шкаф?
o Для чего нужен книжный шкаф?
o Для чего нужен стол? Обеденный?
o Какая мебель нужна для спальни?
o Какая мебель нужна для кухни?
o Какие бывают столы?
o Чем отличается стул от табурета?
Дефектолог: Правильно, а сейчас мы с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул — на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх) .
Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
Дефектолог: Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру
«Что из чего сделано? ».
Например : «шкаф из дерева – деревянный. ».
Дефектолог: стул из пластика, стол из стекла, табуретка из железа и т. д.
(Дети отвечают на вопросы)
Дефектолог: А сейчас приготовьте свои ушки и послушайте стихотворение:
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А на полку ставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом за столом
Ели кашу с молоком.
Работа по тексту
Дефектолог:
Какую мебель вы запомнили?
Что повесим в шкаф?
Где ели кашу с молоком?
Куда поставили чашку?
(Дети отвечают на вопросы)
Дефектолог: Отлично, а теперь давайте отдохнём и поиграем с вами в игру «Прятки». Но это не просто прятки, я вам буду говорить куда спрятаться, а вы должны сами точно определить куда.
Дефектолог: Готовы?
Дети: Да
Дефектолог:
Слушаем внимательно:
Спрячьтесь за стол.
Встаньте около стола.
Спрячьтесь за стул.
Спрячьтесь перед партой.
Спрячьтесь под стол. И т. д.
Дети внимательно слушают и выполняют команды.
Дефектолог:
Молодцы! Вы отлично справились!
Пальчики у нас поработали, ушки поработали, ножки поработали, а кто же у нас бездельничал?
Дети: Глазки
Дефектолог: Правильно, они тоже хотят задание, для них я приготовила игру «Что изменилось в комнате? »
Из детской мебели построена комната, дети смотрят и запоминают, потом закрывают глаза, дефектолог меняет некоторые предметы мебели, дети открывают глаза и стараются увидеть, что изменилось.
Заключительная часть:
Дефектолог:
Что же мы с вами делали на занятии сегодня?
Что вам больше всего понравилось?
Дети отвечают
Дефектолог: Всем спасибо!
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»
Тема: «Дикие животные».
Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.
Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).
Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.
Оборудование:
Аудиокассета с голосами животных; схема описания животного; схема-модель жилищ животных; рисунок «Звери у Айболита»; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных; карточки с изображением животных; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.
Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».
Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.
Ход занятия.
Дети входят в группу под тихую музыку.
Воспитатель: - Дети, какое время года наступило? (Зима) .
- Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных) .
- Как одним словом можно их назвать? (Дикие) .
- Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .
- Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли: поменяли летние шубки на зимние.)
(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .
- Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь: их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)
- Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.
(Воспитатель вывешивает рисунок.)
- Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком) .
- Очень боялись детеныши животных Айболита: ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково:
- Зайчонка - (зайчоночек) .
- Медвежонка - (медвежоночек) .
- Бельчонка - (бельчоночек) .
- Лисенка - (лисеночек) .
- Волчонка -(волчоночек) .
- Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.
(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных)
- Дети, посмотрите на схему: догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?
- Это нора. В ней живет лиса.
- Это берлога. В ней живет медведь.
- Это дупло. В нем живет белка.
- Это куст. Под ним прячется заяц.
- Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.
Игра с мячом «Большие и маленькие».
- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.
В. - У лисы рыжая голова.
Р. – У лисенка рыженькая головка.
В. - У волка острые зубы.
Р. – У волчонка остренькие зубки.
В. – У зайца короткий хвост.
Р. – У зайчонка коротенький хвостик.
В. – У белки черные глаза.
Р. – У бельчонка черненькие глазки.
В. – У лося длинные ноги.
Р. – У лосенка длинненькие ножки.
В. – У медведя короткий хвост.
Р. – У медвежонка коротенький хвостик.
- Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных: Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами: проскачите по-заячьи.
- Раз, два, три - мы опять превратились в детей.
- У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.
(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных.)
- А теперь составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.
Вывешивается схема рассказа о животном.
Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.
- Молодцы, ребята! Отдохнем немного?
Физкультминутка.
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.
- Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных) .
- Все ли в порядке с вашими животными? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)
- Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.
- Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо) .
- Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.
- Вот теперь порядок! Все животные будут довольны.
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят: ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
- Мед – для медведя.
- Орехи – для белки.
- Морковка – для зайца.
- Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия :"Самовар-жар птица"
Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....
Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."
Конспект о жизнидеятельности птиц...
Конспект занятия по рисованию "Птица счастья"
Занятиие по рисованию с детьми подготовительной группы, с исползованием ИКТ....
Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей ...
Конспект занятия по теме "Птицы"
Активизация и расширение словаря по теме "Птицы"....
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».
Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.Задачи: узнавать птицу, называть части тела....