Проект "Перелётные птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема проекта: Перелётные птицы
Цель проекта (кратко): Расширять знания детей о перелетных птицах.
Название итогового мероприятия: «Расскажи о птице»
Форма итогового мероприятия: Рисование ласточки
Дата проведения:
Ответственное лицо: Петросян А.А.
Чижова Н.В.
Планируется каждая область по теме проекта.
Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно-эстетическое |
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела. | Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.Развивать ролевое взаимодействие. | Активировать в речи названия птиц и птенцов. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову | Развивать двигательную активность детей через игровые упражнения. «Весна-зима». Пчелки и ласточка «Утка-Гусь» Гуси | Формировать предпосылки умения с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц. Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.Передовать. с помощью движений и голоса особенности птиц. |
Ход занятия
Актуализация знаний по теме «Весна»
Присядьте рядышком друг с другом,
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку,
Дайте правильно отгадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла …
Ребенок: Весна.
Воспитатель: Пришла весна. А что произошло с приходом весны в природе?
Дети: Растаял снег; солнце светит ярко, согревает землю; небо голубое; травка зеленеет; набухают почки; появляются первые цветы; прилетают птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята. Именно весной, птицы возвращаются из теплых краев, принося весну на своих крыльях. Назовите птиц, которые прилетают к нам из теплых стран.
Дети: Грачи, скворцы, кукушки, ласточки.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Скажите, что хорошего в том, что птицы улетают от нас?
Дети: Зимой холодно в наших краях, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Птицам нечем питаться, потому что все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год.
Воспитатель: Что плохого в том, что птицы улетают от нас?
Дети: Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие птицы, не выдерживают трудного перелета, погибают в пути.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем составить описательный рассказ о птицах, которые к нам прилетают. Сначала мы составим его вместе. Поможет нам в этом данная схема (вывешиваю мнемотаблицу). А затем вы попробуете составить рассказ сами. Давайте составим рассказ о …
Ребенок: Кукушке.
Воспитатель: По каждому пункту схемы нужно составить по одному – два предложения. Итак, первый пункт – Кто это?
Ребенок: Это кукушка.
Воспитатель: Второй пункт – Назовите части тела.
Ребенок: У кукушки есть голова, глаза, клюв, туловище, хвост, крылья, ноги.
Воспитатель: Какая кукушка птица дикая или домашняя?
Ребенок: Кукушка дикая птица.
Воспитатель: Кукушка зимующая или перелетная птица?
Ребенок: Кукушка перелетная птица.
Воспитатель: Где живет кукушка?
Ребенок: Кукушка живет в лесу и не вьет гнезда.
Воспитатель: Чем питается кукушка?
Ребенок: Кукушка питается насекомыми и червями.
Воспитатель: Как называют птенцов кукушки?
Ребенок: Птенцы кукушки – кукушата.
Воспитатель: Послушайте, какой рассказ у нас получился.
Это кукушка. У нее есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.
Кукушка дикая птица и она перелетная. Кукушка живет в лесу и не вьет гнезда. Кукушка питается насекомыми и червями. У кукушки птенцы – кукушата.
А теперь попробуйте составить рассказ сами о…
Ребенок: Скворце.
Воспитатель: Итак, кто это? Какие части тела у него есть? Какая это птица: дикая или домашняя; зимующая или перелетная. Где живет, чем питается? Как называют птенцов?
Кто-то начнет, кто-то продолжит, а кто-то закончит. Начинает рассказ…
1 ребенок у доски: Это скворец. У скворца есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, хвостик, ноги.
Воспитатель: Продолжит …
2 ребенок у доски: Скворец дикая птица и она перелетная. Скворец живет в скворечнике.
Воспитатель: Закончит…
3 ребенок у доски: Скворец питается насекомыми и плодами растений. У скворца птенцы – скворчата.
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательный получился рассказ.
Воспитатель: Мы с вами сейчас представим, как происходит перелёт птичьих стай и поиграем в игру «Весна-зима».
- Пригреет солнце на горе, птицы сразу во дворе (дети бегут к солнышку);
- Если снег на улице и погода хмурится, птицы вмиг пугаются, в стаи собираются (дети бегут к снежинке).
(в конце игры дети находятся около солнышка).
Воспитатель:
Присядьте рядышком друг с другом,
Словно месяц полукругом.
Беседа по теме «Перелетные птицы»
Ребенок: Продолжить свой род.
Воспитатель: Прилетев, птицы ищут место для гнезда– в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т. д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом (показываю гнездо). Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. А сейчас вы узнаете, как появляются на свет птенцы. Я расскажу вам о чудесном превращении. Что я держу в руках?
Ребенок: Яйцо.
Воспитатель: Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.
Беседа «Сохраним птиц»
Воспитатель: Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам?
Дети: Экологическая беда.
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Мы никогда не услышим их чудесных песен.
Воспитатель: Все верно вы сказали.
А сейчас поиграем в игру «Летает - не летает».
Воспитатель: (после игры).
Присядьте рядышком друг с другом,
Словно месяц полукругом.
Воспитатель: Скажите, ребята, что значит беречь птиц?
Дети: Например, делать домики для птиц.
Рассматривание скворечника
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой замечательный домик сделал ваш папа. Как он называется?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, воробышки поселятся в нем. Выстелют его мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц.
Ребенок:
А сегодня в день весенний,
Справим птичье новоселье.
Этот домик мы все вместе,
На берёзоньку повесим.
Мы, ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет.
Мы вас любим очень – очень.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались сегодня?
Дети: Говорили о перелетных птицах, составляли рассказы, рассматривали яичко, играли.
Воспитатель: Мне понравилось, как вы работали сегодня: внимательно слушали, думали, активно отвечали на вопросы. Молодцы!
А теперь, ребята, пришла пора возвращаться в детский сад. Осторожно переходите по мостику через ручей, перешагните через дерево, поваленное сильным ураганом, пройдите по узкой лесной тропинке. Вот мы и в группе.
.
Русские народные игры:
Пчелки и ласточка
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Гуси
На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Вы, серые гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Где, гуси, бывали?
- Га-га-га, га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
- Мы видели волка,
Унес волк гусенка,
Самого лучшего.
Самого большого
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
- А, гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.
Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.
«Утка-Гусь».
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим
Загадки о перелетных птицах.
- Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день... (скворец)
- Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
- Гости приходят весной,
А уходят осенью... (перелетные птицы)
- Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это... (цапли)
- Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот... (соловей)
- Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит... (грач)
- В синем небе голосок
Будто крошечный звонок... (жаворонок)
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех... (грач)
- Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут... (кукушки)
- Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица... (грач)
- На месте — дворец,
Во дворе — певец... (скворец)
- Маленький мальчишка,
Черный, кричит: «Кра»
Червякам враг... (грач)
Конспект занятия по рисованию
«Ласточка с весною в сени к нам летит»
Задачи - развивать у детей умение внимательно слушать взрослого, а также своего товарища - сверстника; развивать физическую активность; развивать умение выразительно рассказывать стихотворения.
- научить детей рисовать птицу (ласточку, соответственно предложенной схеме; закрепить знание детей о времени года «весна».
- воспитывать у детей уважение друг другу; любовь к природе к живым существам.
Предварительная работа: заучивание стихотворения "Травка зеленеет. "; беседы о весне; наблюдение на прогулке за ласточками; рассматривание картинок с изображением ласточки.
Материалы: картинка с изображением ласточки; поэтапная схема рисования ласточки.
Воспитатель предлагает вспомнить детям, что за прекрасное время года у нас за окном? Дети отвечают, что сейчас весна! Воспитатель спрашивает детей о том, как они об этом узнали. Дети поднимают руки и называют признаки весны (снег растаял, почки на деревьях появились, травка, листочки, птицы вернулись из теплых краев.). Воспитатель интересуется у детей, а какие же птицы скоро прилетят из теплых краев? Дети называют перелетных птиц (грач, жаворонок, скворец, ласточка.) Дети а вам нравится весна (спрашивает воспитатель) Да (отвечают дети) А чем же вам она нравится (говорит воспитатель) Птицы поют, солнышко пригревает, цветы цвету. (отвечают дети). Да, весна нравится не только вам, она вдохновила многих поэтов на написание стихов- Ребята, послушайте стихотворение
« ЛАСТОЧКА» Алексея Плещеева
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
После этого воспитатель показывает картинку ласточки, обращая внимание на то, какая у нее головка, какой хвостик. И сообщает детям о том, что с прилетом ласточки на улице становится совсем тепло. А вы хотите, чтоб на улице стало еще теплее (воспитатель) Да (кричат дети)
Давайте тогда у каждого из прилетит ласточка (воспитатель) Давайте! (дети) Воспитатель предлагает ее нарисовать. И показывает как это сделать. Перед тем, как приступить к рисованию проводим подвижную игру «Ласточки»(2-3 раза)
После игры занимаем рабочие места. На доске: картинка ласточки и схема ее рисования (поэтапная).
Рассказать детям о перелетных птицах.
Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.
Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Скворец -певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....