из опыта работы: «Использование творческих игр в экологическом воспитании детей».
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
из опыта работы:
«Использование творческих игр в экологическом воспитании детей».
Творческая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Творческие игры с экологическим содержанием имеют большое значение для развития детей. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий, наблюдений, чтения природоведческой литературы. Основная особенность творческих игр: они организуются по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.
К творческим играм относятся игры - драматизации, строительно-конструктивные игры, сюжетно-ролевые. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Это же отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определенна: возможно совмещение событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т. д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.
В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала - пecкa, снега.
Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.
Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, Рубинштейн С.Л. подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «в гостях у Лесовичка» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Как дерево превращается в почву», «Приключения Экоколобка», «Маскировка» и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры – драматизации и игры – театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношение к растительному и животному миру.
Сущность сюжетной игры в процесс экологического воспитания отражается в приобретении и накоплении ребенком социального опыта отношения человека к природе. Содержание сюжетных игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к природе. В силу этого сюжетная игра выступает и как средство формирования культуры поведения.
В сюжетной игре дети приобретают и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.
Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей о состоянии природы и ее изменениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»
В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....
Выступление из опыта работы: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Работа над проектами помогает развить у детей такие качества, как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие, а также исследовательские умен...
Доклад из опыта работы "Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Качественные преобразования в науке, технике и социальной структуре общества, как следствие, влекут за собой необходимость повышения качества дошкольного образования. Это обуславливает нео...
Выступление из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
Введение Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентности и лично...
Презентация к выступлению из опыта работы «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитии дошкольников»...
Представление опыта работы «Использование инновационных технологий в организации экологического воспитания и образования дошкольников»
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознани...
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...