Семинар-практикум "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
консультация по окружающему миру
Семинар-практикум «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проводится для воспитателей для выявления знаний о русской народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-praktikum_-_priobshchenie_detey_k_istokam_narodnoy_kultury_-_pedmir.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: обобщать знания воспитателей о русском фольклоре.
Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов, пополнить копилку игр, загадок, пословиц, для воспитанников, воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к народному творчеству.
План.
- Вступительное слово.
- Педагогический тренинг.
- Мозговой штурм.
- Викторина «Заморочки из бочки»
- Пословицы «Пословицы неспроста молвятся»
- «Сказка»
- Игра-эстафета «Репка».
- «Скажи быстро»
Ход семинара-практикума:
Воспитатели входят и делятся на 2 команды (используют цветные резинки). Участникам предлагается ответить на вопросы, за правильный ответ получают фишку. Победит та команда, у кого больше фишек. Придумайте название своей команды.
1. Ведущий:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры – нет воспитания – нет духовности, нет личности, без личности – нет народа как исторической личности». Мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.
Весна – это детство пора зарождения, формирование роста, лето – юность – пора цветения, созревания плодов, осень – время полной зрелости, сбора урожая, зима – старость, время долгого отдыха и сна.
Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных образов. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.
- Педагогический тренинг.
В связи с выше сказанным я предлагаю тренинг:
- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);
- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);
- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
- Мозговой штурм.
Ведущий. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде
- Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома),
- Народное искусство, свойственное какой-либо местности? (промысел),
- Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева? (Богородское),
- Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец),
- Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий? (стека),
- Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм? (дымково),
- Бело-синее чудо? (гжель),
- Чередование элементов росписи в определённом порядке? (узор).
- Викторина «Заморочки из бочки»
- Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка),
- Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина),
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка),
- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка),
- Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица),
- Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор).
- Пословицы неспроста молвятся
Ведущий. У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз?
Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды (поочередно каждой команде)
- Маленькое дело – (лучше большого безделья).
- Волков бояться – (в лес не ходить)
- Семеро одного – (не ждут)
- Окончил дело – (гуляй смело)
- Делу время – (потехе час)
- Окончил дело – (гуляй смело)
- За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
- В гостях хорошо – (а дома лучше)
Ведущий. Перед вами на столах в конвертах спрятаны пословицы. Предлагаю игру «Собери пословицу»
- СЕМЬ РАЗ ОТ-МЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТ-РЕЖЬ.
- ВОЛ-КА НО-ГИ КОР-МЯТ
- ДОБ-РОЕ СЛО-ВО И КОШ-КЕ ПРИЯТ -НО
- ЛЮ-БИШЬ КА-ТАТЬ-СЯ - ЛЮ-БИ И СА-НОЧ-КИ ВО-ЗИТЬ
- «Сказки».
Ведущий. В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. Я буду поочередно задавать командам вопросы. И так первый вопрос.
- Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба Яга)
- Имя сестры Бабы-Яги, хозяйки болот (Кикимора)
- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
- какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц»
- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби (Волк).
- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок).
- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козленочка).
- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
- Какой вид энергии использовала Баба-Яга летая в ступе? (Нечистую силу).
- Игра-эстафета «Вытащи репку»
У стены за ограниченной линией в двух колоннах стоят участники игры.
В каждой команде – Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка.
Напротив, команд на расстоянии десяти шагов стоят два стула, к их спинкам прикреплены нарисованные репки. По сигналу бегут Дедки, обегают каждый свою репку, берут за руку Бабку и бегут вдвоем, затем втроем и так далее. Последними присоединяются Мышки. В конце игры вся колонна выстраивается за репкой. Выигрывает команда, которая первой прибежит к репке.
- «Скажи быстро»
- Прошкина Шавка укусила шапку, бьет Пашка шапкой Прошкину Шавку.
- Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
Ведущий. Молодцы, вы много знаете и детей этому научите!
Будьте здоровы, живите богато!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...