Перспективные планы по экспериментированию с живой и неживой природой в средней группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Гладкова Юлия Агадаровна

STEM-образование. Образовательный модуль " Экспериментирование с живой и неживой природой". Цели, задачи, используемое оборудование и материалы.

Познавательные опыты и занимательные эксперименты позволят познакомить детей со свойствами воды, воздуха, объектов живой и неживой природы, оптическими явлениями.

В планах указано оборудование, рекомендованное разработчиками образовательного модуля .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

Форма работы

Оборудование и материалы

1.

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, что такое эксперимент, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

2.

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы;

Комплект воронок (VIN 52109)

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608)

3.

Эксперимент «Что такое воздух?»

Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха: отсутствие цвета и формы, лёгкость, способность двигаться;

Комплект воронок (МАХ ХЛ7613В)

Пробирки большие на подставке (МАХ КА7601)

Пробирки для экспериментов (VIN52103)

4.

Исследование «В царстве камней»

Цель: расширять знания детей о камнях; учить самостоятельно определять свойства камня: цвет, гладкость, плавучесть;

Различные камни

Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410)

Набор мерных пробирок (МЩ95239)

5.

Эксперимент «Что растворяется в воде?»

Задачи: определить какие вещества растворяются в воде, а какие-нет, какие св-ва веществ проявляются при смешивании их с водой.

Комплект воронок (VIN 52109)

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608)

Октябрь

Форма работы

Оборудование и материалы

1.

Эксперимент “Какого цвета вода? ”.

Цель: помочь детям определить, что вода-бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещ-ва, приобретая их цвет;

Комплект воронок (VIN 52109)

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608)

2.

Игра-экспериментирование «Радуга»

Цель: рассказать детям, что радуга-отражение лучей солнца в маленьких капельках воды;

Набор пробирок для экспериментирования с цветными крышками (МАХ КА7608)

3.

Эксперимент «Где может прятаться воздух?»

Задачи: показать, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его можно обнаружить, опуская предметы в воду.

Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой (МАХ КА7760)

Пинцет (МАХ ОД7439В)

Камни, шишки, пуговицы и пр.

4.

Исследование «Кто такие насекомые?»

Задачи: расширять представления детей о насекомых, основных признаках; познакомить с оборудованием для наблюдений за насекомыми;

Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410)

Горка для муравьёв (МАХ КА7429)

Походный стаканчик для наблюдения (МАХ КА7452)

Ноябрь

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Комплект воронок (VIN 52109)

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608

Спиртовка для выпаривания воды;

2.

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться;

Комплект воронок (VIN 52109)

Набор пробирок на подставке (МАХ КА 7602S6В) набор мерных стаканчиков (МЩ 95213) пробирки с цветными крышками (МАХ КА7608

Спиртовка для выпаривания воды;

3.

Эксперимент-исследование «Воздух и запах»

Задачи: расширять представление детей о воздухе, показать, что воздух передаёт различные запахи, но сам ничем не пахнет. Рассказать о том, что растения очищают воздух.

Лупа

 набор мерных стаканчиков (МЩ 95213)

мыло, долька чеснока,

кожица апельсина, духи, хвоя;

4.

Исследование «Песок и его свойства»

Задачи: познакомить детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, если сухой); дать представление о его происхождении;

Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой (МАХ КА7760)

Пинцет (МАХ ОД7439В)

Иллюстрации пустыни и её обитателей, фен, сухой песок;

Декабрь

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Эксперимент «Что будет с водой на морозе?»

Цель: с помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твёрдое состояние-лёд;

Набор мерных стаканчиков (MIN 95213)

Пробирка MIN95239

Вода

Фломастер

2.

Исследование «Удивительный мир стекла»

Цель: познакомить детей со способом получения стекла;

Предметы из стекла, фарфора;

Цветные стёклышки для детского творчества;

Иллюстрации стеклянных изделий ;

3.

Исследование “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Различные приборы для наблюдений: микроскоп, бинокль, лупа;

Цветные стёкла;

4.

Эксперимент «Луковая семейка»

Задачи: расширить представления детей о влиянии различных условий на рост растений.

Набор мерных стаканчиков (МАХ КА7605В)

Луковицы;

Вода;

Январь

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Эксперимент-исследование “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Формочки для льда, пищевой краситель разных цветов, вода,

Пробирки для экспериментирования;

2.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Пособия с изображением айсбергов, льдин, снега;

Пробирка «Гигант» с пипеткой и ложечкой;

3.

Эксперимент «В пустыне»

Цель: познакомить детей с песчаной пустыней. Опытным путём определить, что песок впитывает воду, а сильный ветер может поднимать сухой песок, образуя песчаную бурю.

Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760),

Пипетка, ложка;

Пробирки для экспериментов;

Февраль

 

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Исследование «Знакомство с глиной»

Задачи: исследовать свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая – во влажном); обогатить представления детей об использовании глины человеком.

Чашки Петри для глины сухой и влажной;

мерные стаканчики (МАХ КА7605В)

лупа «Любопытный глаз»

пипетка

2.

Эксперимент «Тонет-не тонет»

Задачи: опытным путём определить, предметы из каких материалов тонут в воде. Показать, что плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы.

Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760),

Пипетка, ложка;

Пробирки для экспериментов;

Комплект воронок (VIN85801)

3.

Эксперимент «Воздушные фокусы»

Задачи: обогащать представления детей о воздухе; опытным путём показать, что воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.

Пробирки с цветными крышками (МАХ КА7600)

Пипетка

Комплект воронок (VIN52109)

Набор мерных стаканчиков (МЩ 95213)

4.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Пробирка 0,5 л (MIN95239)

Вода, фломастер

Март

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Эксперимент «Где рождаются камни?»

Задачи: расширять представления детей о камнях, их происхождении. Посредством опыта продемонстрировать модель извержения вулкана.

Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой;

Иллюстрации вулкана

Уксус, сода, салфетка, шампунь;

2.

Эксперимент-исследование «Есть ли в почве воздух и вода?»

Задачи: с помощью эксперимента показать детям, что почва содержит воздух и воду, благодаря которым в почве живёт множество живых существ.

Пробирки большие на подставке

Пинцет,

Ёмкость с водой;

Почва, зеркальце, спиртовка;

3.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Магниты различной формы и размера, металлические предметы;

Небольшие пластмассовые и деревянные игрушки;

4.

Эксперимент «Вдох-выдох»

Задачи: расширять представление о воздухе, способах его обнаружения, о необходимости воздуха для жизнедеятельности человека и о времени, в течение которого человек может обходиться без воздуха.

Комплект пробирок с цветными крышками (МАХ КА 7600)

Комплект воронок

Воздушные шарики

Лупа;

Апрель

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Исследование «Собираем коллекцию камней»

Задачи: посредством собирания коллекции камней и её описания развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Переносной стаканчик-увеличитель (МАХ КА7431)

Коробка с ячейками;

Лупа «Любопытный глаз (МАХ КА7410)

Блокнот для записей;

2.

Эксперимент «Голоса насекомых»

Задачи: расширять представления детей о жизни насекомых, какую рол в их жизни выполняют звуки, каким образом они их издают и слышат.

Иллюстрации насекомых;

Студия жужжания (VIN 52111)

Живое жужжащее насекомое;

3.

Эксперимент «Выращиваем соляные кристаллы»

Задачи: расширять знания детей о свойствах воды растворять вещества. Продемонстрировать эксперимент по образованию кристаллов соли.

Пробирки большие на подставке (МАХ КА7601)

Кастрюля с горячей водой;

Ложка;

Соль, шерстяная нитка,

Карандаш;

4.

Экспериментирование «Как очистить воду?»

Задачи: расширить представления детей о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельные фильтры.

Комплект пробирок «Гигант»

Пипетка, ложка.

Лабораторные контейнеры с крышкой.

Вода

Вата

Кусочки ткани

Почва, песок.

Май

Формы работы

Оборудование и материалы

1.

Эксперимент «Холодная или тёплая?»

Задачи: опытным путём выяснить, какая вода лучше растворяет в себе вещества-холодная или тёплая.

Комплект пробирок «Гигант» (МАХ КА7760),

Пипетка, ложка;

Пробирки для экспериментов;

Комплект воронок (VIN85801)

2.

Исследование «Для чего такой окрас?»

Задачи: расширять знания детей о насекомых; рассказать о том, что окрас насекомых служит для защиты.

Большая горка для муравьёв (МАХ КА7429)

Походный стаканчик для наблюдений (МАХ КА 7452)

Лупа «Любопытный глаз».

3.

Эксперимент «Голоса насекомых»

Задачи: расширять представления детей о жизни насекомых, о том, какую роль в их жизни выполняют звуки.

Лупа «Любопытный глаз» (МАХ КА7410)

Горка для муравьёв (МАХ КА7429)

Походный стаканчик для наблюдения (МАХ КА7452)

Студия жужжания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по образовательной области "Познание" / Мир природы для средней группы на ноябрь 2015г

Данный материал может быть полезен воспитателям при планировании работы по экологическому воспитанию с детьми 4-5 лет. Содержание плана построено  в трех блаках педагогического процесса: - специа...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Учебно-тематический план по экспериментированию с живой и неживой природой в подготовительной к школе группе (6-7 лет).Воспитатель: Карпенко Олеся Романовна № п/пТема занятияПримерное содержаниеК...

Календарный план образовательной работы на неделю "Компьютер. Неживая природа" в средней группе

План работы по теме: "Компьютер. Неживая природа" в средней группе...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной п...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе

Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в  условиях реализации парциальной модул...