занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие в город мастеров"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Халманских Александра Николаевна

занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие в город мастеров"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Троицка Челябинской области                                                              «Детский сад №18»

Занятие по ознакомлению с окружающим (предметный мир)

для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Тема: «Путешествие в город мастеров»                         (ознакомление со свойствами дерева и металла)

Разработала:

воспитатель МБДОУ №18

Халманских Александра Николаевна

Троицк – 2019 г.

Тема: «Путешествие в город мастеров»  (свойства дерева и металла)

Цель:  познакомить детей с некоторыми профессиями людей, понятием – «Мастер»; развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, вес (тяжелее, легче);  показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов;                                                                                                                                                         воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.

Оборудование: Различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева; иллюстрации с изображением плотника, столяра, кузнеца и металлурга; книга В. Маяковского «Кем быть?»; две таблицы с нарисованными четырьмя предметами; три корзинки с эмблемами; стаканы с водой (по количеству детей); фишки деревянные и металлические, карточки с предметными картинками.

План занятия.

  1. Беседа о мастерах.
  2. Игровые ситуации.

А) «Что лишнее?»

В) «Разложи по корзинам».

С) «Расставь фишки».

  1. Свойства дерева и металла (экспериментальная деятельность).
  2. Итоговая беседа.        

Ход занятия

Воспитатель – Сегодня мы с вами совершим путешествие в Город Мастеров. А каких людей мы называем Мастерами? ( Тех, которые очень хорошо выполняют какую – либо работу.) Мастера бывают разные: резчики по дереву, гончары, чеканщики, стеклодувы. Но, чтобы попасть в Город Мастеров надо сказать волшебные слова.

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки и говорят:                               «Круг волшебный повернем, в Город Мастеров мы попадем».

Воспитатель – Вот мы и попали в город Мастеров. А вот и мастера вышли нас встречать.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрацию с изображением столяра и плотника.

- Знаете ли вы, как называются эти мастера? (плотник, столяр)

- Они работают с деревом. Какие инструменты они используют ? (пила, рубанок, молоток, … ) 

 Дети рассматривают иллюстрацию, а воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения   В. Маяковского «Кем быть?».

…Нужные работники – столяры и плотники!                                                                                                                      Сработать мебель мудрено:                                                                                                               Сначала мы берем бревно и пилим доски,                                                                                 длинные и плоские.                                                                                                                                  Эти доски вот так зажимает стол – верстак.                                                                                          От работы пила раскалилась добела.                                                                                                 Рубанок в руки – работа другая:                                                                                                                Сучки, закорючки, рубанком стругаем!...

Воспитатель - Посмотрите вокруг, на предметы, которые нас окружают. Какие из них могли бы сделать столяр и плотник? (дети перечисляют)

Воспитатель - А вот и другие Мастера вышли нас встречать.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску иллюстрации с изображением кузнеца, металлурга.

Воспитатель – Эти Мастера работают с металлом и инструменты у них другие. Какие?

Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения Маяковского «Кем быть?».

…Можем железо ножницами резать,                                                                                                        Краном висящим тяжести тащим,                                                                                                                       Молот паровой гнет и рельсы травой,                                                                                                           Олово плавим машинами правим .                                                                                                                                                  Работа всякого нужна одинаково…

- Какие предметы в нашей группе могли бы сделать эти мастера? (дети перечисляют)

- В городе мастеров есть секретная лаборатория. Чтобы туда попасть, надо  отгадать несколько загадок, которые приготовили для нас Мастера.

1. « Что лишнее?»    Дети рассматривают  таблицы, называют предметы, которые на них изображены, находят лишний предмет, объясняют свой выбор. 

Например. На рисунке все предметы деревянные, а один сделан из металла он лишний …

2. «Разложи предметы по корзинкам».  Дети рассматривают предметы, которые воспитатель выкладывает на коврик, а потом раскладывают их по корзинам в соответствии с эмблемами.

  В 1 корзину - все деревянные предметы.                                                                         Во 2 корзину - все металлические предметы.                                                                                    В 3 корзину - предметы, сделанные из другого материала (из пластмассы, из                              бумаги, из плюша, из резины).  Проверка, анализ.

- Представьте, что вы - Мастера. Возьмем в руки молоточки, построим дом.                              / Физкультурная минутка /

Целый день - тук, да тук – раздается этот звук.                                                                                  Строим дом, дом большой и с крылечком и с трубой.                                                                                  Будут жить в доме том зайка с мишкой и слоном.                                                                             Строим дом, дом большой и с крылечком и с трубой.

3. «Расставь правильно фишки».   Дети садятся за столы, рассматривают карточки с предметными картинками. На деревянные предметы кладут деревянные фишки, а на металлические – металлические. Объясняют, почему на некоторые предметы не положили ничего (сделаны из другого материала).

Воспитатель - Мы разгадали все загадки и теперь можем посетить секретную лабораторию.

Дети встают вокруг стола (лаборатории), на котором металлические и деревянные предметы, стаканы с водой.

  1. - Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую металлический. Какой холоднее? Какой теплее? Если мастера захотят построить дом, то какой материал они выберут? (В деревянном доме и зимой будет тепло.)
  2. - Проведем ладошкой по металлической и деревянной поверхности. – Какая шероховатая, а какая более гладкая?
  3. - Теперь бросим металлический предмет в стакан с водой. Что произошло?  (Утонул.)

 - Бросим в этот же стакан деревянный кубик. Что произошло?  (Он плавает.)                                                                                                                                                  - Почему металлический предмет утонул, а деревянный нет?  (Металл – тяжелее, а дерево легче.)

- Если Мастера захотят построить лодку, то какой материал они выберут?

   4)  - А сейчас я возьму деревянный кубик и попробую на нем провести черточку металлической пластиной. – Как вы думаете, получится?  Проверим.                                                                                                                                                 - А теперь деревянным кубиком попробуем провести черточку на металлической пластине. Получится? /Предположения детей./                                                                              - Не получилось, так как металл – очень твердый материал, а дерево – мягче.                  - Если Мастера захотят изготовить нож, то какой материал они для этого выберут? Почему?                                                                                                                                                                    - А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом?                                ( Деревянные ложки, матрешки, … )  Эти Мастера – резчики по дереву.

- Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Понравилось вам в городе Мастеров?                                                                                                                          - Пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг, возьмемся за руки и скажем волшебные слова: «Круг волшебный повернем, в детский сад мы попадем».                                                                                                                                               - Садитесь на свои места. Вспомним, какие Мастера встретили нас в городе Мастеров?                                                                                                                                    - Какого работника мы называем Мастером?                                                                                - Что вы узнали о металле? О дереве?                                                                                                         - Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Нужно быть очень терпеливым, старательным, чтобы сделать красивые ложки, пирамидки… Нужно приложить много труда.                              - Чтобы все эти предметы служили людям долго, надо очень бережно с ними обращаться. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Использовала:   

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – Москва: ЦГЛ, 2004                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Мы по городу идём..."

продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города , формировать к нему эмоционально-положительное отношение, продолжать знакомить детей с гербом. Закрепить и расширять знания о музея...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Улица города»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Улица города»...

занятие по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Мой город - Казань"

Цель занятия: познакомить детей с историей названия города с основными достопримечательностями Казани; формировать любовь к родному городу и интерес к его достопримечательностям; обогащать и активизир...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе тема: « Путешествие в город мастеров».

Программные задачи: Уточнить и систематизировать знания о профессиях, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить строить разные типы предложений, развивать ориентировку в пространстве, з...

Занятие по ознакомлению с окружающим на старшей группе «Город родной - Фурманов мой».

Закрепление знания детей об улицах города, достопримечательностях. Активизация в речи употребления прилагательных, умение согласовывать существительные в роде и числе, нахождение антонимов, развитие с...