«Игра - путешествие в прошлое осветительных приборов»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_proshloe_lampochki.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра - путешествие в прошлое осветительных приборов»
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения электрической
лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами; Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: компьютер, березовые поленья, лучины, свечи, подсвечники,
керосиновая лампа, колба с керосином, спички, тарелочка для сгоревших спичек, настольные лампы, лампочки, коробка с сюрпризом подарки для детей: фонарики, костер
Ход НОД:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать? Да.
Я тоже очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.
В. Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки:
1. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
2. Висит груша – нельзя скушать.
3. Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
В: Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки – электрическая лампочка.
Показываю лампочку. Слайд
В. Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки? Ответы детей. (Да, интересно!) Слайд
Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.
Раз, два, три – мы пришли!
Подходим к столу, где лежат лучина, свеча, керосиновая лампа, факел, электрическая лампочка, различные светильники, энергосберегающая лампочка.
В. Что за предметы на столе? Дети перечисляют.
Кто знает, как они называются? Проговариваем каждый предмет.
Что общего у этих предметов? Они зажигаются и дают свет.
Правильно. Каждая из них в свое время использовалась человеком, а в некоторых отдаленных местностях до сих пор их используют.
Сейчас мы с вами узнаем, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли существовала электрическая лампочка? Нет.
Давным - давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете? Предполагаемые ответы детей. (На нем готовили пищу, от костра в пещере становилось светлее, теплее).
Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру? Дети называют свои предположения. Он разжигал в пещере огонь, и от огня становилось светлее. Слайд
А как думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? Почему?
Трудно, ничего не видно, темно.
Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? Фонари.
Нет, фонари появились позже, а давным-давно люди придумали факелы. А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды). Вы знаете, что такое факел? Нет. Показываю факел Слайд
Обычно это палка с намотанной на конце просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Затем люди придумали лучину. Что такое лучина? Показываю лучину. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых полен. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет?
Предполагаемые ответы детей (деревом)
- Возьмите и посмотрите лучину. Что вы можете о ней сказать?
Предполагаемые ответы детей.
- А вы хотите посмотреть, как она горит? Слайд
Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация, и приедут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина, на слайде. Обратите внимание, один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? Предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)
Но от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. И такое освещение было неудобным. Прошли годы и человек, придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали? Предполагаемые ответы детей.
- Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена? Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)
- А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.
Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)
- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).
Релаксация (звучит музыка)
Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)
Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?
Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)
- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)
– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи? Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).
Люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и научились делать из нефти керосин и придумали керосиновую лампу.
Кто видел керосиновую лампу? Ответы детей. Слайд
- Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (подходят и обращают внимание на керосиновую лампу)
- Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.
- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.
- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло? Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)
– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча? Ответы детей
– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же? Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место).
– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)
- Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Прошло много лет. (Слайд)
И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку). Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (Слайд)
- Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.
А теперь, давайте выясним, как она работает? Предполагаемые ответы детей.
- Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в светильник. Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая – нет).
Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая – нет).
- А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую – к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?
Ответ ребенка (зажжённая лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)
-Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь? Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)
- И Саша, и Даша, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.
Ребята, вы еще не устали путешествовать? Нет. Давайте отдохнем.
Физкультминутка. «Ток бежит по проводам» (Дети, бегут по кругу)
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы, (Делают круговые движения руками, перед собой)
Холодильник, мониторы.( Повороты влево, вправо)
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс. (Бегут по кругу)
Теперь вы убедились, как неудобно жить без света. Мы с вами привыкли, что в наших домах и в детском саду горит свет, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. Слайд
Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки. Приглашаю вас за столы, присаживайтесь. Звучит музыка.
Давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники, люстры, от которых много яркого света. Самые красивые и яркие мы отправим по почте в те края, где нет света, пусть это будем подарком на Новый год.
Ребята, нам пора заканчивать путешествие. Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы много знаете, нарисовали необычные светильники, и очень рада, что мы сможем кого-то порадовать. И помните правила, которые нужно соблюдать при использовании электроприборов.
Что вам понравилось, запомнилось? Что сегодня расскажете своим родителям?
А я приготовила вам сюрприз, электрически фонарики для каждого из вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра-путешествие в прошлое электрической лампочки".
Деятельность в виде игры-путешествия знакомит детей с предметами, которые освещали жилища людей в прошлом, предками электрической лампочки....
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в прошлое"
Сюжетно ролевая игра "Путешествие в прошлое"...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема "Игра-путешествие в прошлое часов"
Знакомство детей с историей происхождения часов...
настольно-печатная игра "Путешествие в прошлое, настоящее и будущее города Киселевска"
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игры развиваются познавательные способности детей, получают знания о истории своего города....
путешествие в прошлое бытовых приборов
презентация о прошлом утюга, холодильника и стиральной машины...
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Бытовые приборы», старший дошкольный возраст, февраль 2024г.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Бытовые приборы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением) Цель: познакомить детей с истори...