Технологическая карта занятия по познавательному развитию "Елочка, зеленая иголочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дерунова Елена Александровна

Технологическая карта НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  НОД по познавательному развитию

«Елочка, зеленая иголочка»

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.  Вид занятия: опыт-экспериментирование с еловыми ветками.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей:

Познавательно-исследовательская  деятельность – наблюдение, установление вывода из опытной деятельности;

Двигательная, игровая деятельность – пальчиковая игра, динамическая пауза, действия в опыте;

Коммуникативная деятельность – беседа, ответы на вопросы воспитателя; рассказ зайчику; объяснение и показ действий, побуждение к собственному действию;

Методы и приемы:

Словесные – беседа, пояснение, вопросы познавательного характера, художественное слово, решение проблемной ситуации, индивидуальные ответы детей, загадки, стихи.

Практические – проведение опыта, сравнение шишек;

Наглядные – веточки ели, шишки,  фигурки елочек.

Цель: продолжать формировать у детей представления о природе  родного края на примере новогоднего дерева – ели, о взаимоотношениях  растений и животных.

Детская цель: объяснить  зайчику про зиму; увидеть  зеленое вещество; пожалеть елочку.

Задачи:

Познавательные  –  расширять представления детей о явлениях живой  и неживой природы; почему деревья теряют листья осенью,  а елки остаются всегда зелеными;

Развивающие – опытным путем определить,  что в хвоинках содержится хлорофилл – зеленое вещество; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные – воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом и воспитателем; воспитывать любовь и уважение к природе,  и бережное отношение к ней.

Планируемый результат: - дети узнали, что в листьях деревьев содержится зеленое вещество – хлорофилл, оно работает,  когда светло и тепло, поэтому листья деревьев опадают осенью, а в хвоинках елок он находится и зимой и поэтому елки зеленые всегда. Елки тоже теряют свои иголки, только очень редко – раз в 5-7 лет.

Оборудование: елка искусственная, игрушка Зайчик, мешочек,  еловые веточки, белые тряпочки, деревянные кубики разного размера, шишки сосновые и еловые, подносы для кубиков и шишек, елки сделанные родителями.

Этап  занятия (структурные компоненты деятельности)

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

ОО

1

Организационный момент

Приглашает встать в круг, спеть песенку-приветствие.  Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

Поют вместе песенку в круге, выполняют действия пальчиковой гимнастики

1мин

СКР

РР

ФР

2

Вводная часть

Загадывает загадку о елочке, произносит стихотворение о елочке.

Обращает внимание детей на поиск нового  предмета  в группе

Отгадывают загадку про елочку.

Ищут и находят новый предмет – елочка, под ней спрятался зайчик с мешком в лапах.

1мин

РР

ПР

3

Основная часть

(мотивация – ответ зайчику, что лежит в чудесном мешочке

От имени зайчика обращается к детям, почему все белое, куда спрятались звери, почему только елочка зеленая.

Зайчик принес мешочек с лесными подарками. Воспитатель предлагает определить наощупь, что в мешочке.

Предлагает достать каждому предмет из мешочка – шишку или веточку, сравнить чем отличаются шишки.

Рассказывает про полезность шишек в лесу  семена едят птицы, из них растут новые деревья.

Дети говорят зайчику, что наступила зима, поэтому стало все белым вокруг и шубка у него тоже белая. Опали листики на деревьях, только  елочка осталась зеленая.

Дети ощупывают мешочек, определяют,  что там  лежат шишки и колючие веточки елки.

Достают из мешочка шишки и веточки. Сравнивают шишки – сосновые и еловые. Кто знает – называет.

Девочки берут с подноса – еловые шишки, мальчики-сосновые. Постучали, потрясли.

5мин

2мин

2мин

РР

ПР

СКР

4

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, знаний-рассказывание, объяснение, организация опытной деятельности

Предлагает детям понюхать веточку, спрашивает что на ней – иголочки. Погладить ласково, закрыть глаза, представить  какое-то животное, похожее на елку – ежика.

Вопрос зайчика: почему елка осталась зеленая?

Рассказывает о зеленом веществе – хлорофилле, он содержится в листьях деревьев летом. А в иголках елки круглогодично. Поэтому ее называют вечнозеленой. Предлагает поискать зеленое вещество в иголочках, взять тряпочку и кубик, положить иголочки в тряпочку, постучать по ней деревянным кубиком. Задает вопрос детям, что они увидели в тряпочке.

Объясняет детям, что это и есть зеленое вещество – хлорофилл. Обращает внимание зайчика на зеленый цвет сока из иголочек.

Нюхают веточку. Гладят ласково. Закрывают глаза, представляют себе такое же животное – ежика. Говорят, что иголочки у елки и ежика колючие, острые.

Берут со стола тряпочку, кладут в нее иголочки, стучат по ним деревянным кубиком.  Показывают, что на тряпочке появились зеленые пятна.

2мин

3мин

1мин

РР
ПР
СКР

5

Динамическая пауза

Предлагает поиграть в игру «Тише, тише не спеши…»

Дети выполняют движения по тексту игры, проговаривают слова песенки

2мин

СКР

ФР

РР

6

Решение проблемной ситуации

- жалобы лесных елочек, что их срубят и они погибнут

Зайчик рассказывает, что в лесу елочки плачут и не хотят наступления зимы и праздника нового года, потому что их срубят, увезут в город,  а потом выбросят.

Воспитатель рассказывает, что теперь стали изготавливать искусственные елки и люди перестали срубать живые елки.

Спрашивает у детей, какие елки у них дома, в саду, в группе.

Показывает  на елочки, которые есть в группе – на фланелеграфе, на столе, на окне выставка елок, сделанных родителями с детьми.

Передает зайчику для елочек, чтобы они не боялись, что люди будут их срубать.

Дети подтверждают слова воспитателя об искусственных елках.

Рассказывают, кто какие елки сделал на выставку и из чего.

2мин

2мин

2мин

РР

ПР

СКР

7

Заключите-льная часть - рефлексия

Подводит итог занятия, спрашивает,  кто приходил к ним в гости, о чем говорили, что делали, что понравилось больше всего.

Предлагает послушать и спеть песенку про «Елочку, которой не холодно зимой».

Прощаются с зайчиком

Дети отвечают на вопросы.

Танцуют и поют песенку про Елочку

Прощаются с зайчиком

2мин

3мин

РР

ПР

СКР

ФР

ХР

8

Конец занятия

Динамическая гимнастика

Говорит слова, выполняет движения по тексту вместе с детьми

Повторяют слова, выполняют движения по тексту песенки

1мин

СКР

ФР

ХР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"

Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию "В магазине подарков (знакомство с профессией продавца)"

Занятие в форме путешествия в торговый центр, в ходе которого дети попадают в разные отделы и знакомятся с их названиями и товарами. Кроме этого, происходит закрепление правил поведения покупателя в м...

Технологическая карта занятия по познавательно - речевому развитию.

Цель: обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе.Программные задачиОбразовательные:- систематизировать знания детей о весне;- обобщить у детей знания о жизни диких животных ...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»

Технологическая карта занятия  по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»...