Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Краски осени"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми подготовительной группы (детей 6-7 лет) в дошкольной образовательной организации.
В данном конспекте проходит интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
В ходе занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности используется: метод экспериментирования, описываются опыты, направленные на поддержку инициативы ребёнка в изучении окружающего мира, поскольку включает в себя природный материал, по которым дошкольник может самостоятельно (после освоения алгоритма действий вместе с педагогом) проводить определённые простейшие опыты для изучения приспособления растений к зимним условиям.
Использование информационно - коммуникационных технологий способствует успешной реализации поставленных задач, объем представленного материала для детей соответствует возрасту, представлен в интересной и доступной для детей форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listya.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Безрукова Т.С, Хохлова Н.С.
МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности.
«Краски осени»
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
- Ребята, вы обратили внимание, у нас в уголке природы с утра стоит корзинка, а в ней письмо от деда Всеведа.
- Интересно, что же он пишет в этом письме? Хотите узнать? Приглашая вас присесть в наш дружный круг на ковре и побеседовать.
Воспитатель читает письмо:
Что же в письме? Прочтем его.
- Здравствуйте, ребята!
Я дед Всевед! Шёл мимо вашего детского сада рано утром и встретил знакомого паука Пафнутия! Он стал рассказывать мне о своих новых приключениях и просит Пафнутий, вас, помочь ему разобраться в одной удивительной истории. А история такая…Однажды, паук Пафнутий улетел на своей паутинке в лес на прогулку. Когда он присел отдохнуть на осинку то заметил, что листья на этом дереве окрашены в разные цвета: зелёные, жёлтые, красные. И, тогда Пафнутий спросил у осинки: Почему листья меняют свой цвет? почему опадают осенью?
Осинка стала рассказывать о себе:
- Листья начинают желтеть, хоть и никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска в листьях находится всегда.
Дальше рассказ осинки Пафнутий не успел дослушать, налетел сильный ветер и унес Пафнутия. Понял он только, что деревья готовятся ко сну.
Пафнутий видел как вы, ребята ходили в рощу, собирали листья и искали опавшие листья осины для составления прогноза погоды на зиму.
Может, вы объясните, почему листья на деревьях желтеют и опадают?
- А корзинка не простая, пишет дед Всевед.
- Я пополняю её диковинками, она у меня волшебная, всё, что мне ребята рассказывают, в ней остаётся.
-Приглашая вас присесть на стулья, попробуем вместе разобраться и ответить на вопросы деда Всеведа. А когда разберемся и найдем ответ, мы об этом расскажем корзинке с диковинками Деда Всеведа, чтобы он там остался.
- А вы, знаете, почему желтеют листья и опадают? (ответы детей)
- Предлагаю посмотреть слайды и сравнить ваши ответы.
1 слайд
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество- хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется. Но происходит это только на свету.
2 слайд.
Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл разрушается но не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет убывает и заметным становится жёлтый.
3 слайд. Движение воды по стволу дерева.
В зелёном листе вся верхняя поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями, которые то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки открыты- из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
4 слайд. Почему опадают листья.
Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки.
- Мы с вами посмотрели фильм. Ну а корзинка деда Всеведа ждёт ответов от нас.
Подведём итоги. Для начала ответим на вопрос : как вы думаете, зачем дереву нужны листья? (ответы детей)
-А вам интересно узнать как устроен лист? Приглашаю вас в лабораторию. воспользуемся увеличительными приборами-лупой.
Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Исследование №2. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
- Давайте вспомним какое вещество окрашивает листья в зелёный цвет.
- Хлорофилл- это невидимое нашему глазу жёлтые и зелёные зёрнышки- заводики. Зелёные зёрна с утра до вечера ловят солнечный свет. Осенью, когда солнца мало, зелёные зёрна тают и остаются жёлтые они размножаются.
Проведём эксперимент.
Исследование №3 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают : давайте сначала вспомним, почему листья зелёные? Чтобы подтвердить наши ответы, проведем опыт.
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Хотите узнать как хлорофилл отражает солнечный свет?
-Возьмите зелёные листья, порежьте их на мелкие кусочки, а я разомну их в ступке, чтобы забрать больше зелёного сока или точнее вытяжку из листа. Полученную вытяжку я пропущу через фильтр и нагрею, чтобы процесс происходил быстрее. Разольём нашу вытяжку в пробирки, солнечным светом будут служить фонарики.
- что вы видите? Зелёный сок светиться, то есть отражает свет.
Предлагаю теперь сделать вывод и рассказать волшебной корзинке Деда Всеведа о том, что мы сегодня узнали.
Ответы (выводы) детей.
Воспитатель: Я думаю, что Дед Всевед получит ответы на свои вопросы, которые не смог дать ему паук Памфутий, когда придет за своей волшебной корзинкой. Спасибо вам, ребята, за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в осенний лес".
Цель: формирование экологической культуры личности дошкольников.Задачи:Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.Конкретизировать представления детей о диких животных осе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"
Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности на основе игровой технологии квест «Что нам осень принесла?»
Квест "Что нам осень принесла?" в среденей группе детского сада....
Познавательно-исследовательская деятельность "Дары осени"
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Краски осени"
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми подготовительной группы (детей 6-7 лет) в дошкольной образовательной организации.В данном конспекте проходит интеграция образова...
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Удивительная осень"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18269420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 480px; height: 320px;"}}]]...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам осени»
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают....