Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Краски осени"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми подготовительной группы (детей 6-7 лет) в дошкольной образовательной организации.

В данном конспекте проходит интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

            В ходе занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности используется: метод экспериментирования, описываются опыты, направленные на поддержку инициативы ребёнка в изучении окружающего мира, поскольку включает в себя природный материал, по которым дошкольник может самостоятельно (после освоения алгоритма действий вместе с педагогом) проводить определённые простейшие опыты для изучения приспособления растений к зимним условиям.

Использование информационно - коммуникационных технологий способствует успешной реализации поставленных задач, объем представленного материала для детей соответствует возрасту, представлен  в интересной и доступной для детей форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Безрукова Т.С, Хохлова Н.С.

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

«Краски осени»

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

- Ребята, вы обратили внимание, у нас в уголке природы с утра стоит корзинка, а в ней письмо от деда Всеведа.

- Интересно, что же он пишет в этом письме? Хотите узнать? Приглашая вас присесть в наш дружный круг на ковре и побеседовать.

Воспитатель читает письмо:

 Что же в письме? Прочтем его.

- Здравствуйте, ребята!

Я дед Всевед! Шёл мимо вашего детского сада рано утром и встретил знакомого паука Пафнутия! Он стал рассказывать мне о своих новых приключениях и просит Пафнутий, вас, помочь ему  разобраться в одной удивительной истории. А история такая…Однажды, паук Пафнутий улетел на своей паутинке в лес на прогулку. Когда он присел отдохнуть на осинку то заметил, что листья на этом дереве окрашены в разные цвета: зелёные, жёлтые, красные. И,  тогда Пафнутий спросил у осинки: Почему листья меняют свой цвет? почему опадают осенью?

Осинка стала рассказывать о себе:

- Листья начинают желтеть, хоть и никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска в листьях находится всегда.

Дальше рассказ осинки Пафнутий  не успел дослушать, налетел сильный ветер и унес Пафнутия. Понял он только, что деревья готовятся ко сну.

Пафнутий видел как вы, ребята ходили в рощу, собирали листья и искали опавшие листья осины для составления прогноза погоды на зиму.

Может, вы объясните, почему листья на деревьях желтеют и опадают?

- А корзинка не простая, пишет дед Всевед.

- Я пополняю её диковинками, она у меня волшебная, всё, что мне ребята рассказывают, в ней остаётся.

-Приглашая вас присесть  на стулья, попробуем вместе разобраться и ответить на вопросы деда Всеведа. А когда разберемся и найдем ответ, мы об этом расскажем корзинке с диковинками Деда Всеведа, чтобы он там остался.

 - А вы, знаете, почему желтеют листья и опадают? (ответы детей)

- Предлагаю посмотреть слайды и сравнить ваши ответы.

1 слайд

Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество- хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется. Но происходит это только на свету.

2 слайд.

Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл разрушается но не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет убывает и заметным становится жёлтый.

3 слайд. Движение воды по стволу дерева.

В зелёном листе вся верхняя поверхность покрыта прозрачной  кожицей, усеяна мелкими отверстиями, которые то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки открыты- из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

4 слайд. Почему опадают листья.

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. Что произошло?  Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки.

- Мы с вами посмотрели фильм. Ну а корзинка деда Всеведа ждёт ответов от нас.

Подведём итоги. Для начала ответим на вопрос : как вы думаете, зачем дереву нужны листья? (ответы детей)  

-А вам интересно узнать как устроен лист? Приглашаю вас  в лабораторию. воспользуемся увеличительными приборами-лупой.

Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Исследование №2. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

- Давайте вспомним какое вещество окрашивает листья в зелёный цвет.

- Хлорофилл- это невидимое нашему глазу жёлтые и зелёные зёрнышки- заводики. Зелёные зёрна с утра до вечера ловят солнечный свет. Осенью, когда солнца мало, зелёные зёрна тают и остаются жёлтые они размножаются.

Проведём эксперимент.
Исследование №3 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают : давайте сначала вспомним, почему листья зелёные? Чтобы подтвердить наши ответы, проведем опыт.
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Хотите узнать как хлорофилл отражает солнечный свет?

-Возьмите зелёные листья, порежьте их на мелкие кусочки, а я разомну их в ступке, чтобы забрать больше зелёного сока или точнее вытяжку из листа. Полученную вытяжку я пропущу через фильтр и нагрею, чтобы процесс происходил быстрее. Разольём нашу вытяжку в пробирки, солнечным светом будут служить  фонарики.

- что вы видите? Зелёный сок светиться, то есть отражает свет.

 Предлагаю теперь сделать вывод и рассказать волшебной корзинке Деда Всеведа о том, что мы сегодня узнали.

 Ответы  (выводы) детей.

Воспитатель: Я думаю, что Дед Всевед получит ответы на свои вопросы, которые не смог дать ему паук Памфутий, когда придет за своей волшебной корзинкой. Спасибо вам, ребята, за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в осенний лес".

Цель: формирование экологической культуры личности дошкольников.Задачи:Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.Конкретизировать представления детей о диких животных осе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"

Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст  Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...

Познавательно-исследовательская деятельность "Дары осени"

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Краски осени"

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми подготовительной группы (детей 6-7 лет) в дошкольной образовательной организации.В данном конспекте проходит интеграция образова...

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности "Удивительная осень"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18269420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 480px; height: 320px;"}}]]...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам осени»

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают....