Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelno.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«По следам осени»
Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, индивидуальная.
Оборудование и материал:
Листья различной формы жёлтые, зелёные, красные, растительное масли, прозрачная емкость, шипучую таблетку, краситель, мультимедиа.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений об осени.
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке.
Дети входят в группу под песню «По осенним дорожкам»
Здравствуйте дорогие ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня я открою вам один секрет. Но сначала хочу с вами поиграть и загадать вам загадку.
Воспитатель загадывает загадку.
Утром во двор идём,
А там листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Дети а назвать осенние месяцы и объяснить, почему о них так говорят.
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Ребята, а почему так происходит: сначала листья зелёные, затем меняют цвет и опадают.
Ответы детей.
А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Молодцы, ребята, я вижу вы любознательные и готова открыть вам секрет. Посмотрите мультфильм, и вы поймёте почему листья с приходом осени меняют цвет и опадают.
Просмотр мультфильма «Почему листья желтеют»
Вопросы:
Какое вещество делает листья зелёными?
Что нужно для выработки этого вещества?
Почему листья опадают?
Физ-минутка «Осень в гости просим» (На экране видеоклип, дети выполняют движения согласно словам песни)
Воспитатель: Ребята, а ка вы считаете опавшие листья – это мусор или они приносят пользу.
Почему вы так думаете?
Можно ли сжигать листья? Почему? (Сжигать листву нельзя! Дым очень вреден. В нём много ядовитых веществ. Дым отравляет воздух, которым мы дышим. А ещё может случиться пожар. Можно сделать вывод, что опавшую листву сжигать нельзя.)
В чём польза опавших листьев?
Опавшие листья – это часть природы. И если Матушка Природа так придумала, чтоб деревья сбрасывали листву, значит так надо природе. Опавшая листва для растений – это как «одеяло», укрывающее от зимнего холода. Листва лежит, перегнивает и превращается слой плодородной почвы. И на такой почве в лесу хорошо растут и грибы, и ягоды, и цветы, и деревья. Значит, в лесу удобрением служат опавшие листья. Они питают растения леса.
Опавшие листья складывают в ящик. Из них постепенно получается плодородная почва - компост, которую добавляют в теплицу, на грядки, на клумбы. И на такой земле растут чудесные растения.
Исследование ;Осень в бокале.
Дети садятся на места.
На стакане или любой прозрачной емкости рисуем дерево. Наливаем немного воды и много растительного масла. Берем заранее подготовленную окрашенную воду в цвет осенних листьев, капаем пипеткой в нашу колбу. Получается осенний листопад. Берем шипучую таблетку, бросаем ее и наши листья начинают свой танец-то поднимаются в верх то опускаются вниз. Настояций осенний листопад.
Итог.
Ребята, какой секрет мы сегодня узнали? Какую проблему мы сегодня решали? Что интересного было на занятие?
Красавица Осень благодарит детей и угощает их осенними дарами (орехами и яблоками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в осенний лес".
Цель: формирование экологической культуры личности дошкольников.Задачи:Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.Конкретизировать представления детей о диких животных осе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"
Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам игрушек»
Конспект познавательно-исследовательской деятельностиЦель: познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую мо...
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...