Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Николаевна Бородина

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

«По следам осени»

Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

Задачи:        

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь.

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, индивидуальная.

Оборудование и материал:

Листья различной формы жёлтые, зелёные, красные, растительное масли, прозрачная емкость, шипучую таблетку, краситель, мультимедиа.

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений об осени.

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке.

Дети входят в группу под песню «По осенним дорожкам»

Здравствуйте дорогие ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня я открою вам один секрет. Но сначала хочу с вами поиграть и загадать вам загадку.

Воспитатель загадывает загадку.

Утром во двор идём,

А там листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

Дети а назвать осенние месяцы и объяснить, почему о них так говорят.

Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Ребята, а почему так происходит: сначала листья зелёные, затем меняют цвет и опадают.

Ответы детей.

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Молодцы, ребята, я вижу вы любознательные и готова открыть вам секрет. Посмотрите мультфильм, и вы поймёте почему листья с приходом осени меняют цвет и опадают.

Просмотр мультфильма «Почему листья желтеют»

Вопросы:

Какое вещество делает листья зелёными?

Что нужно для выработки этого вещества?

Почему листья опадают?

Физ-минутка «Осень в гости просим» (На экране видеоклип, дети выполняют движения согласно словам песни)

Воспитатель: Ребята, а ка вы считаете опавшие листья – это мусор или они приносят пользу.

Почему вы так думаете?

Можно ли сжигать листья? Почему? (Сжигать листву нельзя! Дым очень вреден. В нём много ядовитых веществ. Дым отравляет воздух, которым мы дышим. А ещё может случиться пожар. Можно сделать вывод, что опавшую листву сжигать нельзя.)

В чём польза опавших листьев?

Опавшие листья – это часть природы. И если Матушка Природа так придумала, чтоб деревья сбрасывали листву, значит так надо природе. Опавшая листва для растений – это как «одеяло», укрывающее от зимнего холода. Листва лежит, перегнивает и превращается слой плодородной почвы. И на такой почве в лесу хорошо растут и грибы, и ягоды, и цветы, и деревья. Значит, в лесу удобрением служат опавшие листья. Они питают растения леса.

Опавшие листья складывают в ящик. Из них постепенно получается плодородная почва - компост, которую добавляют в теплицу, на грядки, на клумбы. И на такой земле растут чудесные растения.

Исследование ;Осень в бокале.

Дети садятся на места.

На стакане или любой прозрачной емкости рисуем дерево. Наливаем немного воды и много растительного масла. Берем заранее подготовленную окрашенную воду в цвет осенних листьев, капаем пипеткой в нашу колбу. Получается осенний листопад. Берем шипучую таблетку, бросаем ее и наши листья начинают свой танец-то поднимаются в верх то опускаются вниз. Настояций осенний листопад.

Итог.

Ребята, какой секрет мы сегодня узнали? Какую проблему мы сегодня решали? Что интересного было на занятие?

Красавица Осень благодарит детей и угощает их осенними дарами (орехами и яблоками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Путешествие в осенний лес".

Цель: формирование экологической культуры личности дошкольников.Задачи:Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.Конкретизировать представления детей о диких животных осе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"

Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст  Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «По следам игрушек»

Конспект  познавательно-исследовательской деятельностиЦель: познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую мо...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...