Конспект образовательной деятельности оо художественно- эстетическое развитие в разновозрастной средне- старшей группе компенсирующей направленности «Смешарики» на тему: «Пряники».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста и украшать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryaniki.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение г. Владимира
«Детский сад №66
Конспект образовательной деятельности
оо художественно- эстетическое развитие
в разновозрастной средне- старшей группе
компенсирующей направленности «Смешарики»
на тему: «Пряники».
Составила: воспитатель высшей квалификационной
категории Зберя Е.В.
провела: 5 декабря 2017г
Задачи: . Воспитательные: Воспитывать желание интересоваться окружающим миром; Воспитывать усидчивость, способность работать в группе. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.
Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи: в физкультминутке, рассказе о музее. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности. Развитие мелкой моторики рук.
Образовательные: Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста и украшать их.
Материал: картинки, изображающие различные пряники, набор специй (кардамон, корица, имбирь), солёное тесто, формы для вырезывания пряников, тарелочки, фартуки, клеёнки.
Словарная работа: ввести в речь детей слова специи, пряности (гвоздика, кардамон, корица); активизация словаря: печь, изба, самовар, домовой, тесто, пряники.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Владимирский пряник», экскурсия в музей «Владимирские пряники», с/р игра «печём пироги».
Ход образовательной деятельности.
Этапы | Содержание деятельности | Хронометраж | |
Создание игровой мотивации | Игра «что мы нового увидели в..». Увидели печку и того кто сидит на печке. Это наш знакомый Кузя. Здравствуй Кузя! Кузя сердится и говорит, что в старину здоровалися с поклоном друг другу. Кузя: Я хотел угостить друзей пряниками, но так был занят делами, что успел замесить только тесто. Ни один праздник не обходится без специального праздничного угощения – пряника. В старину оно являлось важной частью любого обряда, готовилось строго по правилам. А гости придут уже сегодня. Как мне быть? | 3-5мин | |
Процесс целеполагания | Восп: ребята, как быть Кузе? ответы детей… Восп. А что такое пряник? Кто печёт пряники? Какие бывают пряники? Кузя, ты сказал, что пряники пекут строго по правилам, расскажи нам про них.. Кузя: у меня тут есть подсказка - картинки. (рассматриваем их). Восп. Прежде чем начинать работу, нужно немного размяться. Физкультминутка: Мы кондитерами стали, («завязываем фартук», повороты в стороны) Много сыпали муки, (машем руками) Мёд и яйца добавляли, (руки вверх-вниз) Пряник русский мы пекли. Тесто ручками помнем. («месим тесто») Вытер их о фартук (обтереть руки о себя) Заходите в гости к нам (поклон) Пряников всем хватит! (развести руки в стороны) | 7 мин | |
Процесс осуществления действий | Восп. Так с чего же мы начнём? (повторяем таблицу по порядку). Теперь берём всё что нужно для работы. Восп. подходя к детям и спрашивает, что они делают и что будут делать дальше. Когда все пряники украшены, воспитатель ставит пряники в «печку». А пока пряники пекутся , Таня расскажет о музее пряника, который находится в нашем городе Рассказ ребёнка. Восп. И у меня есть стихотворение. Пряник вкусный, медяной С запахом корицы. Весь расписанный, резной. То как птица, то, как рыба. Пряник Владимирский Знает вся страна. Любят наши пряники И взрослые и детвора. Восп. Посмотрим пряники! Ну вот, Кузя, пряники для друзей испеклись. Кузя: спасибо, вам, ребята! А вот и вам подарочек от меня- настоящий Владимирский пряник, испечённый мастерами. Приятного чаепития! | 10- 15 мин | |
Рефлексия | Восп. Ребята понравилось вам печь пряники? Что бодьше всего было интересного? А было что-то трудное? Чаепитие и угощение гостей. | 2-3 мин |
Организация и методика проведения.
1. Создание игровой мотивации. . Звучит русская народная мелодия. В «избу» входят воспитатель с детьми, рассаживаются. Слышится шорох, выходит встречать гостей домовенок Кузя.
Воспитатель. Дети, посмотрите кто нас встречает, домовенок Кузя. Давайте поздороваемся с ним по старому обычаю.(спросить как?)
Дети. Здороваются с поклоном.
Кузя. Здравствуйте, ребята! Ждал вас в гости. Кончились осенние заботы, урожай собрал, огород перекопал, хотел вот осень проводить, новоселье встретить.
Ни один праздник не обходится без специального праздничного угощения. В старину оно являлось важной частью любого обряда, готовилось строго по правилам. Например, к началу праздника пекли ароматные пряники – и я вас хотел угостить, но вот так был занят делами, не помню как их готовят?
Поможете мне?
Послушайте небольшое стихотворение:
Пряник вкусный, медяной
С запахом корицы.
Весь расписанный, резной.
То как птица, то, как рыба.
Пряник Владимирский
Знает вся страна.
Любят наши пряники
И взрослые и детвора.
Кто помнит как он называется музей где много пряников? (ответы детей)
Правильно, он называется музей пряника. А кто расскажет о походе в музей?
Рассказ детей: мне очень понравился этот музей- музей пряника. Когда входишь в музей, сразу чувствуешь сладкий запах, так пахнут пряники. Их в музее очень много. Они разные: и очень большие, а есть и маленькие. В музее есть выставка печатных досок. Они с разными узорами.
Ребята, а кто печет городецкий пряник? (ответы детей).
Правильно, пряники выпекают пряничные мастера.
Когда пекут пряники пахнет разными ароматами. От чего получается такой аромат? (ответы детей)
Раньше специи называли пряностями. Отсюда и пошло название пряник. Пряник – пряный. Что такое специи? (ответы детей)
Я хочу познакомить вас с пряничными специями.
Подходим к столу, рассматриваем специи, нюхаем.
Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики,
Для аромата и вкуса в тесто добавляли пряные ароматы, пряности – гвоздику, корицу, кардамон.
Пряники делали для подарков и именин, для украшения новогодних елок, для раздачи прохожим. Разнообразными были размеры и формы пряников. На пряниках оттискивались буквы алфавита, изображения животных и птиц, фигурки людей.
Каждый покровский пряник изготавливается вручную. Тесто формируется в специальных пряничных досках и выпекается в специальной пряничной печи. Для выпечки использовали печатные доски. Они с разными узорами. В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной;
В качестве начинки используется вареное сгущенное молоко с грецким орехом, мёдом. Затем пряники вручную расписываются художниками-мастерами.
Физкультминутка:
Мы кондитерами стали, («завязываем фартук», повороты в стороны)
Много сыпали муки, (машем руками)
Мёд и яйца добавляли, (руки вверх-вниз)
Пряник русский мы пекли.
Тесто ручками помнем. («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем. (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки («моем руки»)
Вытер их о фартук (обтереть руки о себя)
Заходите в гости к нам (поклон)
Пряников всем хватит! (развести руки в стороны)
А давайте мы с вами превратимся в пряничных мастеров и испечем свой пряник.
Дети рассаживаются и «пекут» пряники» .
Славно все мы потрудились и пряники испекли.
Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики, прочитайте, что на них написано, понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.
Для выпечки использовали печатные доски. Они с разными узорами. В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной;
Итог Мнемотаблица: "Все о пряниках" Расшифровка мнемотаблицы: 1.В пряничное тесто добавляют мед и пряности 2.Пряники печатали на пряничных досках, выпекали в печи 3.Для пряничных досок выбирали особую мягкую древесину: липу, тополь, осину 4.Пряничные доски для фигурных, штучных пряников 5.Пряники изготавливали разных размеров: маленькие и большие – почетные 6.Изготавливали свадебные пряники 7.В наши дни пряники изготавливают на хлебозаводах и в пекарнях 8.Русские пряники любят во всем мире.
Физкультминутка:
Мы кондитерами стали, («завязываем фартук», повороты в стороны)
Много сыпали муки, (машем руками)
Мёд и яйца добавляли, (руки вверх-вниз)
Пряник русский мы пекли.
Тесто ручками помнем. («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем. (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки («моем руки»)
Вытер их о фартук (обтереть руки о себя)
Заходите в гости к нам (поклон)
Пряников всем хватит! (развести руки в стороны)
А давайте мы с вами превратимся в пряничных мастеров и испечем свой пряник.
Пряники русские,
Сладкие, мятные,
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Ребята, а вы чувствуете как ароматно пахнет наш пряник. Может кто-то расскажет нашему гостю от чего получается такой аромат? (ответы детей)
Раньше специи называли пряностями. Отсюда и пошло название пряник. Пряник –пряный. Что такое специи? (ответы детей)
Какие вы знаете специи? Я хочу познакомить вас с пряничными специями.
Подходим к столу рассматриваем специи, нюхаем. Как думаете, можем ли мы их вот так целиком положить в тесто? Что нужно сделать? А как мы можем их измельчить? Раньше наши бабушки измельчали специи в ступке. Засыпали в ступку специи и толкли их вот таким пестиком. Потом появились вот такие мельницы. А сейчас ваши мамы используют электрические приборы. Рассматриваем. Вот в этих баночках у меня уже измельченные специи, а здесь написан рецепт пряничной смеси. Чтобы пряники вышли на славу, нужно соблюдать рецепт очень точно.
Задачи: Развивать умение воспринимать вещества с помощью обонятельного анализатора; Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи детей, умение делать выводы.
Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.
Задачи: Образовательные: Закрепить ранее полученные знания об истории возникновения пряников на Руси; Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности; Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста. Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи; Развивать эмоциональную среду детского воображения; Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений. Воспитательные: Воспитывать желание интересоваться окружающим миром; Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе; Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца; Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.
Ребята, ко мне вчера приехал необычный гость. Вот я взяла его с собой. Кто же это? (ответы детей). Правильно, это пряничный человечек.
Вы знаете его историю? Тогда слушайте. Приехал к нам пряничный человечек из Англии. Оказывается, он живет в сказке, которая очень похожа на нашу сказку про колобка, и он тоже убежал от бабушки и дедушки. А приехал он в нашу страну потому что узнал о том, что в России выпекают очень вкусные пряники. Вот он и решил собрать гостинец для бабушки с дедушкой, чтобы они на него не сердились.
И я предлагаю вам познакомить нашего гостя с нашим знаменитым городецким пряником.
Послушайте небольшое стихотворение:
Пряник вкусный, медяной
С запахом корицы.
Весь расписанный, резной.
То как птица, то, как рыба.
Городецкий пряник
Знает вся огромная страна.
Любят наши пряники
И взрослые и детвора.
Ребята, мы с вами были в музее, где находится большое количество разных пряников. Кто помнит как он называется? (ответы детей)
Правильно, он называется музей городецкого пряника. А кто расскажет нашему гостю о походе в музей?
Рассказ детей: мне очень понравился этот музей- музей Городецкого пряника. Когда входишь в музей, сразу чувствуешь сладкий запах, так пахнут пряники. Их в музее очень много. Они разные: и очень большие, а есть и маленькие. В музее есть выставка печатных досок. Они с разными узорами.
А давайте с вами поиграем в игру: у меня есть вот такие картинки, вам нужно показать в какой последовательности готовят городецкий пряник. (дети выкладывают картинки и поясняют свои действия)
Ребята, а кто печет городецкий пряник? (ответы детей).
Правильно, пряники выпекают пряничные мастера. А давайте мы с вами превратимся в пряничных мастеров и испечем свой пряник.
Физкультминутка:
Мы кондитерами стали, («завязываем фартук», повороты в стороны)
Много сыпали муки, (машем руками)
Мёд и яйца добавляли, (руки вверх-вниз)
Пряник русский мы пекли.
Тесто ручками помнем. («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем. (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки («моем руки»)
Вытер их о фартук (обтереть руки о себя)
Заходите в гости к нам (поклон)
Пряников всем хватит! (развести руки в стороны)
Славно все мы потрудились и пряники городецкий испекли.
Ребята, а вы чувствуете как ароматно пахнет наш пряник. Может кто-то расскажет нашему гостю от чего получается такой аромат? (ответы детей)
Раньше специи называли пряностями. Отсюда и пошло название пряник. Пряник –пряный. Что такое специи? (ответы детей)
Какие вы знаете специи? Я хочу познакомить вас с пряничными специями.
Подходим к столу рассматриваем специи, нюхаем. Как думаете, можем ли мы их вот так целиком положить в тесто? Что нужно сделать? А как мы можем их измельчить? Раньше наши бабушки измельчали специи в ступке. Засыпали в ступку специи и толкли их вот таким пестиком. Потом появились вот такие мельницы. А сейчас ваши мамы используют электрические приборы. Рассматриваем. Вот в этих баночках у меня уже измельченные специи, а здесь написан рецепт пряничной смеси. Чтобы пряники вышли на славу, нужно соблюдать рецепт очень точно.
Вот мы ребята и познакомили нашего гостя из Англии с городецким пряником. Давайте угостим его пряником и положим в корзиночку для бабушки и дедушки нашего гостя.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки.
Воспитатель от имени пряничного человечка: вот и пришла пора прощаться. Я рад, что подружился с вами, давайте обнимемся на прощание и скажем «до новых встреч»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности Область Художественно-эстетическое развитие Рисование в средней группе с использованием нетрадиционных техник на тему: «Весенняя ветка»
Рисование в средней группе с использованием нетрадиционных техник...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Мой колючий серый ежик – ни головы, ни ножек»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: ...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию( аппликация семенами) в старшей группе Тема: «Белочка осенью собирает и сушит рыжики».
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию( аппликация семенами) в старшей группеТема: «Белочка осенью собирает и сушит рыжики».Кравченко Елена Михайловн...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( аппликация семенами) в старшей группе Тема: «Декоративный букет в вазе».
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( аппликация семенами) в старшей группеТема: «Декоративный букет в вазе».Кравченко Елена Михайловна , воспитат...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация семенами) в старшей группе Тема «Декоративная курочка»
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация семенами) в старшей группеТема «Декоративная курочка»Кравченко Елена Михайловна , воспитатель МБДО...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации семенами) в старшей группе Тема: «Рыбка»
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации семенами) в старшей группеТема: «Рыбка»Кравченко Елена Михайловна , воспитатель МБДОУ детский сад ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Мой колючий серый ежик – ни головы, ни ножек»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на...