Конспект образовательной деятельности оо художественно- эстетическое развитие в разновозрастной средне- старшей группе компенсирующей направленности «Смешарики» на тему: «Пряники».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зберя Елена Владимировна

Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста и украшать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryaniki.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение г. Владимира

                                                                                                    «Детский сад №66

        Конспект образовательной деятельности

        оо художественно- эстетическое развитие

       в разновозрастной средне- старшей группе

   компенсирующей направленности «Смешарики»

                          на тему: «Пряники».

                                                                               Составила: воспитатель высшей квалификационной

                                                                                                              категории  Зберя Е.В.

                                                                                                             провела:  5 декабря 2017г

Задачи: . Воспитательные: Воспитывать желание интересоваться окружающим миром; Воспитывать усидчивость, способность работать в группе. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи: в физкультминутке, рассказе о музее.  Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и творческие  способности. Развитие мелкой моторики рук.

Образовательные: Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста и украшать их.

Материал: картинки, изображающие различные  пряники, набор специй (кардамон, корица, имбирь), солёное тесто, формы для вырезывания пряников, тарелочки, фартуки, клеёнки.

Словарная работа: ввести в речь детей слова специи, пряности (гвоздика, кардамон, корица); активизация словаря: печь, изба, самовар, домовой, тесто, пряники.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Владимирский пряник», экскурсия в музей «Владимирские  пряники», с/р игра «печём пироги».

Ход образовательной деятельности.

Этапы

Содержание деятельности

Хронометраж

Создание игровой мотивации

Игра «что мы нового увидели в..».

Увидели печку и того кто сидит на печке. Это наш знакомый Кузя. Здравствуй Кузя! Кузя сердится и говорит, что в старину здоровалися с  поклоном друг другу.

Кузя: Я хотел угостить друзей пряниками, но так был занят делами, что успел замесить только тесто.

Ни один праздник не обходится без специального праздничного угощения – пряника. В старину оно являлось важной частью любого обряда, готовилось строго по правилам. А гости придут уже сегодня. Как мне быть?

3-5мин

Процесс целеполагания

 Восп: ребята, как быть Кузе?

ответы детей…

Восп. А что такое пряник?

Кто печёт пряники?

Какие бывают пряники?

Кузя, ты сказал, что пряники пекут строго по правилам, расскажи нам про них..

Кузя: у меня тут есть подсказка -  картинки. (рассматриваем их).

Восп. Прежде чем начинать работу, нужно немного размяться.

Физкультминутка: 

Мы  кондитерами стали,                  («завязываем фартук», повороты в стороны)

Много сыпали муки,                    (машем руками)

Мёд и яйца добавляли,   (руки вверх-вниз)

Пряник русский мы пекли.

Тесто ручками помнем.                («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем.            (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки            («моем руки»)  

Вытер их о фартук                         (обтереть руки о себя)

Заходите в гости к нам                  (поклон)

Пряников всем хватит!                   (развести руки в стороны)

  7 мин

Процесс осуществления действий

Восп. Так с чего же мы начнём? (повторяем таблицу по порядку).

 Теперь берём всё что нужно для работы.

Восп. подходя к детям и спрашивает, что они делают и что будут делать дальше.

Когда все пряники украшены, воспитатель ставит пряники в «печку».

А пока пряники пекутся , Таня расскажет о музее пряника, который находится в нашем городе

Рассказ ребёнка.

Восп. И у меня есть стихотворение.

Пряник вкусный, медяной

С запахом корицы.

Весь расписанный, резной.

То как птица, то, как рыба.

 Пряник Владимирский

Знает вся  страна.

Любят наши пряники

И взрослые и детвора.

Восп. Посмотрим пряники!

Ну вот, Кузя, пряники для друзей испеклись.

Кузя: спасибо, вам, ребята! А вот и вам подарочек от меня- настоящий Владимирский пряник, испечённый мастерами. Приятного чаепития!

10- 15 мин

Рефлексия

Восп.  Ребята понравилось вам печь пряники?

Что бодьше всего было интересного?

А было что-то трудное?

Чаепитие и угощение гостей.

2-3 мин

Организация и методика проведения.

1.  Создание игровой мотивации. .   Звучит русская народная мелодия. В «избу» входят воспитатель с детьми, рассаживаются.  Слышится шорох, выходит встречать гостей домовенок Кузя.

Воспитатель. Дети, посмотрите кто нас встречает, домовенок Кузя. Давайте поздороваемся с ним по старому обычаю.(спросить как?)

Дети. Здороваются с поклоном.

Кузя. Здравствуйте, ребята! Ждал вас в гости. Кончились осенние заботы, урожай собрал, огород перекопал, хотел вот осень проводить, новоселье встретить.

 Ни один праздник не обходится без специального праздничного угощения. В старину оно являлось важной частью любого обряда, готовилось строго по правилам. Например, к началу праздника пекли ароматные пряники – и я  вас хотел угостить, но вот так был занят делами, не помню как их готовят?

Поможете мне?

Послушайте небольшое стихотворение:

Пряник вкусный, медяной

С запахом корицы.

Весь расписанный, резной.

То как птица, то, как рыба.

 Пряник Владимирский

Знает вся  страна.

Любят наши пряники

И взрослые и детвора.

Кто помнит как он называется музей где много пряников? (ответы детей)

Правильно, он называется музей  пряника. А кто расскажет о походе в музей?

Рассказ детей: мне очень понравился этот музей- музей  пряника. Когда входишь в музей, сразу чувствуешь сладкий запах, так пахнут пряники. Их в музее очень много. Они разные: и очень большие, а есть и маленькие. В музее есть выставка печатных досок. Они с разными узорами.

Ребята, а кто печет городецкий пряник? (ответы детей).

Правильно, пряники выпекают пряничные мастера.

Когда пекут пряники пахнет разными ароматами. От чего получается такой аромат? (ответы детей)

Раньше специи называли пряностями. Отсюда и пошло название пряник. Пряник – пряный. Что такое специи? (ответы детей)

Я хочу познакомить вас с пряничными специями.

Подходим к столу, рассматриваем специи, нюхаем.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики,

Для аромата и вкуса в тесто добавляли пряные ароматы, пряности – гвоздику, корицу, кардамон.

Пряники делали для подарков и именин, для украшения новогодних елок, для раздачи прохожим. Разнообразными были размеры и формы пряников. На пряниках оттискивались буквы алфавита, изображения животных и птиц, фигурки людей.

Каждый покровский пряник изготавливается вручную. Тесто формируется в специальных пряничных досках и выпекается в специальной пряничной печи. Для выпечки использовали  печатные доски.  Они с разными узорами. В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной;

 В качестве начинки используется вареное сгущенное молоко с грецким орехом, мёдом.  Затем пряники вручную расписываются художниками-мастерами.

                 Физкультминутка:

Мы  кондитерами стали,             («завязываем фартук», повороты в стороны)

Много сыпали муки,                    (машем руками)

Мёд и яйца добавляли,                (руки вверх-вниз)

Пряник русский мы пекли.

Тесто ручками помнем.                («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем.            (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки            («моем руки»)  

Вытер их о фартук                         (обтереть руки о себя)

Заходите в гости к нам                  (поклон)

Пряников всем хватит!                   (развести руки в стороны)

А давайте мы с вами превратимся в пряничных мастеров и испечем свой пряник.

Дети рассаживаются и «пекут» пряники» .

Славно все мы потрудились и пряники  испекли.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики, прочитайте, что на них написано, понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.

Для выпечки использовали  печатные доски.  Они с разными узорами. В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной;

Итог Мнемотаблица: "Все о пряниках" Расшифровка мнемотаблицы: 1.В пряничное тесто добавляют мед и пряности 2.Пряники печатали на пряничных досках, выпекали в печи 3.Для пряничных досок выбирали особую мягкую древесину: липу, тополь, осину 4.Пряничные доски для фигурных, штучных пряников 5.Пряники изготавливали разных размеров: маленькие и большие – почетные 6.Изготавливали свадебные пряники 7.В наши дни пряники изготавливают на хлебозаводах и в пекарнях 8.Русские пряники любят во всем мире.

                 Физкультминутка:

Мы  кондитерами стали,             («завязываем фартук», повороты в стороны)

Много сыпали муки,                    (машем руками)

Мёд и яйца добавляли,                (руки вверх-вниз)

Пряник русский мы пекли.

Тесто ручками помнем.                («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем.            (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки            («моем руки»)  

Вытер их о фартук                         (обтереть руки о себя)

Заходите в гости к нам                  (поклон)

Пряников всем хватит!                   (развести руки в стороны)

А давайте мы с вами превратимся в пряничных мастеров и испечем свой пряник.

Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Ребята, а вы чувствуете как ароматно пахнет наш пряник. Может кто-то расскажет нашему гостю от чего получается такой аромат? (ответы детей)

Раньше специи называли пряностями. Отсюда и пошло название пряник. Пряник –пряный. Что такое специи? (ответы детей)

Какие вы знаете специи? Я хочу познакомить вас с пряничными специями.

Подходим к столу рассматриваем специи, нюхаем. Как думаете, можем ли мы их вот так целиком положить в тесто? Что нужно сделать? А как мы можем их измельчить? Раньше наши бабушки измельчали специи в ступке. Засыпали в ступку специи и толкли их вот таким пестиком. Потом появились вот такие мельницы. А сейчас ваши мамы используют электрические приборы. Рассматриваем. Вот в этих баночках у меня уже измельченные специи, а здесь написан рецепт пряничной смеси. Чтобы пряники вышли на славу, нужно соблюдать рецепт очень точно.

Задачи: Развивать умение воспринимать вещества с помощью обонятельного анализатора; Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи детей, умение делать выводы.

Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.

Задачи: Образовательные: Закрепить ранее полученные знания об истории возникновения пряников на Руси; Продолжать знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси; Формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности; Формировать умение детей лепить прянички из соленого теста. Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи; Развивать эмоциональную среду детского воображения; Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений. Воспитательные: Воспитывать желание интересоваться окружающим миром; Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе; Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца; Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

Ребята, ко мне вчера приехал необычный гость. Вот я взяла его с собой. Кто же это? (ответы детей). Правильно, это пряничный человечек.

Вы знаете его историю? Тогда слушайте. Приехал к нам пряничный человечек из Англии. Оказывается, он живет в сказке, которая очень похожа на нашу сказку про колобка, и он тоже убежал от бабушки и дедушки. А приехал он в нашу страну потому что узнал о том, что в России выпекают очень вкусные пряники. Вот он и решил собрать гостинец для бабушки с дедушкой, чтобы они на него не сердились.

И я предлагаю вам познакомить нашего гостя с нашим знаменитым городецким пряником.

Послушайте небольшое стихотворение:

Пряник вкусный, медяной

С запахом корицы.

Весь расписанный, резной.

То как птица, то, как рыба.

Городецкий пряник

Знает вся огромная страна.

Любят наши пряники

И взрослые и детвора.

Ребята, мы с вами были в музее, где находится большое количество разных пряников. Кто помнит как он называется? (ответы детей)

Правильно, он называется музей городецкого пряника. А кто расскажет нашему гостю о походе в музей?

Рассказ детей: мне очень понравился этот музей- музей Городецкого пряника. Когда входишь в музей, сразу чувствуешь сладкий запах, так пахнут пряники. Их в музее очень много. Они разные: и очень большие, а есть и маленькие. В музее есть выставка печатных досок. Они с разными узорами.

А давайте с вами поиграем в игру: у меня есть вот такие картинки, вам нужно показать в какой последовательности готовят городецкий пряник. (дети выкладывают картинки и поясняют свои действия)

Ребята, а кто печет городецкий пряник? (ответы детей).

Правильно, пряники выпекают пряничные мастера. А давайте мы с вами превратимся в пряничных мастеров и испечем свой пряник.

Физкультминутка:

Мы  кондитерами стали, («завязываем фартук», повороты в стороны)

Много сыпали муки, (машем руками)

Мёд и яйца добавляли, (руки вверх-вниз)

Пряник русский мы пекли.

Тесто ручками помнем.     («месим тесто»)
Сладкий пряник испечем.  (прихлопывать ладонями).
Мастер вымыл чисто руки    («моем руки»)  

Вытер их о фартук              (обтереть руки о себя)

Заходите в гости к нам     (поклон)

Пряников всем хватит! (развести руки в стороны)

Славно все мы потрудились и пряники городецкий испекли.

Ребята, а вы чувствуете как ароматно пахнет наш пряник. Может кто-то расскажет нашему гостю от чего получается такой аромат? (ответы детей)

Раньше специи называли пряностями. Отсюда и пошло название пряник. Пряник –пряный. Что такое специи? (ответы детей)

Какие вы знаете специи? Я хочу познакомить вас с пряничными специями.

Подходим к столу рассматриваем специи, нюхаем. Как думаете, можем ли мы их вот так целиком положить в тесто? Что нужно сделать? А как мы можем их измельчить? Раньше наши бабушки измельчали специи в ступке. Засыпали в ступку специи и толкли их вот таким пестиком. Потом появились вот такие мельницы. А сейчас ваши мамы используют электрические приборы. Рассматриваем. Вот в этих баночках у меня уже измельченные специи, а здесь написан рецепт пряничной смеси. Чтобы пряники вышли на славу, нужно соблюдать рецепт очень точно.

Вот мы ребята и познакомили нашего гостя из Англии с городецким пряником. Давайте угостим его пряником и положим в корзиночку для бабушки и дедушки нашего гостя.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки.

Воспитатель от имени пряничного человечка: вот и пришла пора прощаться. Я рад, что подружился с вами, давайте обнимемся на прощание и скажем «до новых встреч»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Мой колючий серый ежик – ни головы, ни ножек»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому   развитию  в подготовительной к школе группе  общеразвивающей направленности на тему: ...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию( аппликация семенами) в старшей группе Тема: «Белочка осенью собирает и сушит рыжики».

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию( аппликация семенами) в старшей группеТема: «Белочка осенью собирает и сушит рыжики».Кравченко Елена Михайловн...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( аппликация семенами) в старшей группе Тема: «Декоративный букет в вазе».

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию ( аппликация семенами) в старшей группеТема: «Декоративный букет в вазе».Кравченко Елена Михайловна , воспитат...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация семенами) в старшей группе Тема «Декоративная курочка»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация семенами) в старшей группеТема «Декоративная курочка»Кравченко Елена Михайловна , воспитатель МБДО...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации семенами) в старшей группе Тема: «Рыбка»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации семенами) в старшей группеТема: «Рыбка»Кравченко Елена Михайловна , воспитатель МБДОУ детский сад ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Мой колючий серый ежик – ни головы, ни ножек»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому   развитию в подготовительной к школе группе  общеразвивающей направленности на...