Экологический проект "Птицы-наши друзья" подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Киселёва Елена Николаевна

долгосрочный проект на 6 месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "птицы наши друзья"34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение                                                                        города Калининграда центр развития

ребёнка – детский сад №87

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №87

_____________ Некрасова К. Е.

«___»__________ 2020 г.

Приказ №______

Экологический проект

«Птицы – наши друзья»

               

                                                                         Автор проекта:

Киселёва Елена Николаевна – воспитатель

Возраст детей 6-7 лет

Продолжительность: 01.12.2020 г. – 31.05.2021 г.

г. Калининград

2020 г.

Вид проекта:

- исследовательски-творческий, экологический;

- познавательно-речевой;

- долгосрочный.

Сроки реализации: с 01.12.2020 по 31.05.2021 г.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители дошкольников.

Возраст детей: 6–7 лет (подготовительная к школе логопедическая группа)

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Птицы – наши друзья» была выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В свою очередь, человек должен заботиться о своих крылатых «соседях», особенно в холодное время года, когда доступной пищи для них становится значительно меньше. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей видеть эти проблемы птичьих семей, научить заботиться о них, воспитать интерес и желание узнавать новые факты из жизни птиц, их повадках, а также создать все условия для общения ребенка с миром природы.

На материале лексической темы «Птицы» возможно совершенствование речевых навыков старших дошкольников, что особо актуально для детей логопедической группы.

Цель проекта: формирование у детей экологических знаний о зимующих и перелетных птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним, а также повышение и активизация речевых возможностей детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • сформировать у детей обобщённые представления о разных видах птиц: об их строении, жизнедеятельности в окружающей среде; 
  • научить детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
  • познакомить дошкольников с произведениями художественной литературы о птицах, с пословицами, приметами и их значением;
  • научить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении;
  • научить придумывать небольшие истории про птиц, составлять концовки к хорошо известным народным сказкам, составлять рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и рассказы-описания;
  • пополнить предметно-развивающую среду группы по теме проекта.

Развивающие:

  • развить у детей навыки использования грамматических категорий;
  • совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • развить высшие психические функции: произвольное внимание, память, логическое мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие, а также творческие навыки и познавательные способности.

Воспитательные:

  • воспитать у детей и родителей желание заботиться о птицах;
  • привить детям бережное и заботливое отношение к пернатым.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры- ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Взаимодействия с родителями:

- участвовать в создании детской книжной выставки;

- участвовать в изготовлении кормушек;

- участие в акции «Птичья столовая»

- оказывать помощь дошкольному учреждению в организации конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Этапы реализации проекта

Познавательно-речевой проект «Птицы – наши друзья» был реализован в три этапа:

I этап – Организационно-подготовительный (с 01.12.2020 по 31.05.2021г)

1. Определение темы проекта исходя из интереса и знаний детей

2. Сбор и анализ литературы по проблеме исследования

3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

4. Обеспечение проектной деятельности дидактическим материалом

II этап – Основной (с 01.12.2020 по 14.05.2021г)

 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих и перелетных птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний и весенний период в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

III этап – Заключительный (с 15.05.2021 по 31.05.2021г.)

  1. Оформление результата в виде итоговой презентации

На протяжении 6 месяцев в подготовительной к школе группе велась активная работа по реализации проектной деятельности, в которую наряду с детьми были вовлечены родители и педагоги. Работа над проектом осуществлялась по следующему плану:

ДЕКАБРЬ

Образовательная область

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседа с детьми «Птицы – наши друзья»

2.Цикл бесед о зимующих птицах нашего края с последующим прослушиванием голосов птиц:

- «Снегирь»

- «Синичка»

- «Дятел»

- «Клест»

- «Сорока»

- «Галка»

- «Голубь»

- «Воробей»

- «Куропатка»

1.Памятка для родителей:

«Птицы – наши друзья»

2. Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек и размещение их на территории ДОУ

1.Картотека загадок о зимующих птицах

2.Лото «Зимующие птицы»

Художественно- эстетическое развитие

1.Лепка «Птицы»

2.Аппликация «Снегирь»

3.Рисование «Снегири на ветке»

Речевое развитие

1.НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная охота»

2.Рассматривание фотографий птиц с последующим составлением рассказа-описания

3.Разучивание стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»

4.Чтение художественной литературы:

- В. Звягина «Воробей»

- Т. Евдошенко «Берегите птиц»

5.Чтение и проговаривание пословиц и поговорок о птицах

6.Отгадывание загадок о птицах

7. Дидактические игры:

- «Скажи наоборот»

- «Назови ласково»

Познавательное развитие

1.НОД «Зимующие птицы»

2. Цикл наблюдений во время прогулки:

- «Наблюдение за следами птиц на снегу»

- «Наблюдение за воронами и галками»

- «Наблюдение за птицами»

- «Наблюдение за воробьями»

- «Наблюдение за синицей»

Здоровье и здоровьесбережение

1.Утренняя гимнастика «На птичьем дворе»

2.Подвижные игры:

- «Хитрая лиса»

- «Совушка»

- «Воробьи-вороны»

- «Найди свое гнездо»

- «Воробьи и кошка»

- «Не попадись»

- «Голубь»

3.Пальчиковая гимнастика «Птичий дом», «Зимующие птицы»

4.Гимнастика после сна «Петушок»

ЯНВАРЬ

Образовательная область

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

1.Цикл бесед с детьми:

- «Птичья столовая»

- «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

- «Меню птиц»

- «Зимние гости»

- «Зачем помогать птицам зимой»

1.Консультация на тему «Крылатые друзья».

2.Печатная консультация на тему: «Зимующие птицы»

1.Картотека предметных картинок «Птицы»

2.Изготовление пособий:

- «Чей хвост?»

- «Где спряталась синичка»

Художественно- эстетическое развитие

1.Аппликация «Сова»

2.Рисование «Зимующие птицы»

3.Лепка синицы «Прилетайте в гости»

Речевое развитие

1.НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка»

2.Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Где обедал воробей»

3.Чтение загадок о зимующих птицах

4.Чтение произведений художественной литературы о птицах:

- Ю. Никонова «Воробьишко», «Умная птичка»

- А. Яншин «Покормите птиц»

5.Чтение и проговаривание пословиц и поговорок о птицах

6.Дидактические игры:

- «Кто как голос подает?»

- «Один-много»

- «Большой – маленький»

Познавательное развитие

1.Экскурсия в парк

2. Наблюдение во время прогулки:

- «Наблюдение за птицами»

- «Чем питаются зимующие птицы?»

Здоровье и здоровьесбережение

1.Гимнастика после сна: «Птицы»

2.Пальчиковая гимнастика: «Кормушка»

3.Подвижные игры:

- «Кошка и воробьи»

- «Лётал, лётал воробей»

- «Зайди в свой домик»

- «Сова»

- «Стая»

4.Физминутки: «Зимнее веселье», «Уточки»

ФЕВРАЛЬ

Образовательная область

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседа с детьми «Интересные факты о жизни птиц»

2.Заполнение журнала «Гости зимней столовой»

1.Изготовление книжек-малышек о птицах

2.Сбор корма для «Птичьей столовой»

1.Изготовление объемного макета «Дерево с птицами»

2.Изготовление детской энциклопедии «Зимующие птицы нашего края»

Художественно- эстетическое развитие

1.Поделка в рамке «Птицы»

2.Рисование «Сова» (нетрадиционное рисование)

3.Оригами «Снегири и синички»

Речевое развитие

1.Составление описательных рассказов о птицах и загадок-описаний

2.Придумывание детьми сказки «Если бы я был птицей…»

3.Чтение произведений о птицах:

- Л. Яхнин «Дятел»

- Н.И. Сладков «Синичкина кладовая»

- К.Д. Ушинский «Дятел»

4.Чтение и заучивание стихотворений о птицах:

- О. Зыкова «Снегири», «Синицы»

- В. Берестов «О чем поют воробышки»

- З. Александрова «Новая столовая»

- Хлебных крошек не жалей»

- «Птицы зимой»

- И. Демьянова «Воробей»

5.Дидактические игры:

- «Сосчитай птиц»

- «Угадай по описанию»

- «Чье это?»

Познавательное развитие

1.НОД «Прогулка в зимний лес» (с использованием интерактивной доски)

2.Рассматривание альбома «Птицы» и детской энциклопедии «Зимующие птицы нашего края»

3.Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

4.Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Здоровье и здоровьесбережение

1.Утренняя гимнастика: «Ласточки»

2.Подвижные игры:

- «Ловишки с приседанием»

- «Летал, летал, воробей»

- «Пингвины на льдине»

3.Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока»

4.Гимнастика после сна «Птицы»

МЕРОПРИЯТИЕ «В гостях у зимующих птиц»

МАРТ

Образовательная область

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседы с детьми:

- «Каких птицы называют «перелетными»?»

- «Почему перелётные птицы весной возвращаются?»

2.Цикл бесед о перелетных птицах нашего края с последующим прослушиванием голосов птиц:

- «Ласточка»

- «Грач»

- «Соловей»

- «Перепел»

- «Кукушка»

- «Скворец»

- «Аист»

- «Лебедь»

- «Жаворонок»

3.Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок»

4.Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц

5.Словесные игры:

- «Назови ласково»

- «Назови детёныша»

- «Один-много»

- «Кто как говорит»

Буклет «Перелетные птицы нашего края»

1.Пополнение набора птиц для объемного макета «Дерево с птицами»

2.Пополнение информации в энциклопедии «Птицы нашего края»: добавление раздела «Перелетные птицы нашего края»

Художественно- эстетическое развитие

1.Лепка «Гнездо»

2.Аппликация «Лебеди»

3.Рисование «Скворечник»

Речевое развитие

1.НОД «Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

2.Чтение рассказов о птицах:

- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

-  Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»

3. Чтение стихотворений о перелетных птицах:

- Т. Зайцева «улетели птичьи стаи»

- Э. Мошковская «Зяблик согрелся»

- Э. Карим «Прилетай же!»

- С. Дрожжин «Скворушка»

4. Разучивание стихотворения: «Скворец» А. Барто

5. Отгадывание рифмованных загадок о перелетных птицах и составление детьми загадок-описаний о птицах

Познавательное развитие

1. НОД «Перелетные птицы»

2.Цикл наблюдений во время прогулки:

- «Наблюдение за птицами»

- «Наблюдение за вороной»

3.Экскурсия в парк

Здоровье и здоровьесбережение

1.Утренняя гимнастика: «Ласточки»

2.Подвижные игры:

- «Птицы, гнезда, птенцы»»

- «Поймай и назови» (с мячом)

- «Птица и кошка»

3.Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

4.Гимнастика после сна «Ласточки летят»

5.Физкультминутка: «Лебеди летят».

АПРЕЛЬ

МЕРОПРИЯТИЕ: «1 апреля- всемирный день птиц!»

Образовательная область

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседы с детьми:

- «Птичьи домики»

- «Где птицы вью гнезда?»

- «Птенцы»

1.Печатная консультация для родителей «Скворцы»

2.Акция «Птичий дом» (изготовление скворечников и размещение их на территории сада)

1.Дидактическая игра «Кто где живет?»

Художественно- эстетическое развитие

1.Рисование «Цыплёнок»

2.Оригами «Грачи»

3.Лепка «Ласточки»

Речевое развитие

1.Составление описательных рассказов о птицах и загадок-описаний

2. Чтение произведений о птицах:

- С.Т. Аксаков «Лебедь»

- И.С. Соколов-Микитов «Жаворонок»

- А.И. Куприн «Песня скворца»  

- А.И. Куприн «Скворцы»

3.Чтение стихотворений о птицах:

- Е. Тараховская «Ласточка»

- Е. Ладоньщиков «Скворцы»

- А. Плещеев «Сельская песня»

- И. Косяков «Чик-чирик»

4.Заучивание стихотворения А. Барто «Журавли»

Познавательное развитие

1.Цикл наблюдений:

- «Наблюдение за воробьями»

- «Наблюдение за ласточками»

Здоровье и здоровьесбережение

1.Утренняя гимнастика: «Уточки»

2.Подвижные игры:

- «Соловушка»»

- «Лягушки и цапля»

- «Птица в гнездышке»

3.Пальчиковая гимнастика «Птички»

4.Гимнастика после сна «Ласточки летят»

5.Физкультминутка: «Аист».

МАЙ

Образовательная область

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Работа с родителями

Предметно-развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседы с детьми

- «Птенцы учатся летать»

- «Птицы-родители»

Печатная консультация: «Речевой материал по теме «Птицы»

1.Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

Художественно- эстетическое развитие

1.Рисование «Ласточки»

3.Лепка «Гнездо»

Речевое развитие

1.НОД «Птицы нашего леса»

2.Чтение произведений о птицах с последующим пересказом:

- Л.Н. Толстой «Воробей на часах»

- А.И. Куприн «Скворцы»

- К. Ушинский «Курица и утята»

- Е.И. Чарушин «Воробей»

3.Чтение стихотворений о перелетных птицах:

- А. Барто «Скворцы прилетели!»

- А. Майков «Ласточка»

- В. Гаазов «Жаворонок»

- В. Плещеев «Сельская песня»

4. Заучивание скороговорок и пословиц о птицах и о весне

Познавательное развитие

1.Цикл наблюдений:

- «Наблюдение за птицами»

- «Наблюдение за ласточками»

- «Наблюдение за скворечником и скворцами»

- «Наблюдение за гнездами птиц в парке» (экскурсия в парк)

Здоровье и здоровьесбережение

1.Утренняя гимнастика: «Птицы»

2.Подвижные игры:

- «Не намочи ног»»

- «Успей подхватить» (с мячом)

- «Пустое место»

3.Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

4.Гимнастика после сна «Ласточки летят»

5.Физкультминутка: «Лебеди».

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Оформление в виде презентации.

Заключение:

По завершении проектной деятельности нами было отмечено, что поставленная в начале проекта цель – достигнута, задачи решены и все запланированные в ходе проекта мероприятия успешно реализованы.

В результате проведенной работы дети получили много новых знаний о зимующих и перелетных птицах: узнали о жизни пернатых в природе, их различиях, повадках, о том, как и где они строят гнезда, как «поют» и какие трудности испытывают зимний период.

Логопедический кабинет и группа были пополнены новыми методическими пособиями (предметные картинки, картотека загадок о птицах, Красная книга птиц нашего края, Энциклопедия зимующих и перелетных птиц нашего края, «Дерево с птицами» и др.) и настольными играми (лото, «Чей хвост» и др.).

Воспитанники расширили и закрепили словарь в рамках лексических тем «Зимующие и перелетные птицы», научились составлять небольшие самостоятельные рассказы о птицах, придумывать загадки. Так же дети познакомились с множеством стихотворных и прозаических произведений отечественной и зарубежной литературы и теперь с удовольствием пересказывают прочитанное друг другу. Все это свидетельствует о том, что проектная деятельность способствовала развитию самостоятельной монологической речи дошкольников, связной речи.

Не маловажным является тот факт, что совместная деятельность воспитанников и их родителей способствовала укреплению детско-родительских отношений и вовлечение вторых в жизнь ДОУ. Родители с удовольствием помогали детям в изготовлении книжек-малышек, скворечников, кормушек для «Птичьей столовой», творчески подходя к выполнению каждого задания. На протяжении всего периода участия в проекте, и дети и взрослые воспитывали в себе чувство гуманности и милосердия к нашим пернатым друзьям, бережное и заботливое отношение к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе

Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"

Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...

Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».

конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"...

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...