Экологический проект "Птицы-наши друзья" подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Калининграда центр развития
ребёнка – детский сад №87
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №87
_____________ Некрасова К. Е.
«___»__________ 2020 г.
Приказ №______
Экологический проект
«Птицы – наши друзья»
Автор проекта:
Киселёва Елена Николаевна – воспитатель
Возраст детей 6-7 лет
Продолжительность: 01.12.2020 г. – 31.05.2021 г.
г. Калининград
2020 г.
Вид проекта:
- исследовательски-творческий, экологический;
- познавательно-речевой;
- долгосрочный.
Сроки реализации: с 01.12.2020 по 31.05.2021 г.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители дошкольников.
Возраст детей: 6–7 лет (подготовительная к школе логопедическая группа)
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Птицы – наши друзья» была выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В свою очередь, человек должен заботиться о своих крылатых «соседях», особенно в холодное время года, когда доступной пищи для них становится значительно меньше. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей видеть эти проблемы птичьих семей, научить заботиться о них, воспитать интерес и желание узнавать новые факты из жизни птиц, их повадках, а также создать все условия для общения ребенка с миром природы.
На материале лексической темы «Птицы» возможно совершенствование речевых навыков старших дошкольников, что особо актуально для детей логопедической группы.
Цель проекта: формирование у детей экологических знаний о зимующих и перелетных птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним, а также повышение и активизация речевых возможностей детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- сформировать у детей обобщённые представления о разных видах птиц: об их строении, жизнедеятельности в окружающей среде;
- научить детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- познакомить дошкольников с произведениями художественной литературы о птицах, с пословицами, приметами и их значением;
- научить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении;
- научить придумывать небольшие истории про птиц, составлять концовки к хорошо известным народным сказкам, составлять рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и рассказы-описания;
- пополнить предметно-развивающую среду группы по теме проекта.
Развивающие:
- развить у детей навыки использования грамматических категорий;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
- развить высшие психические функции: произвольное внимание, память, логическое мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие, а также творческие навыки и познавательные способности.
Воспитательные:
- воспитать у детей и родителей желание заботиться о птицах;
- привить детям бережное и заботливое отношение к пернатым.
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- игры- ситуации;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов;
- викторина;
- консультации.
Взаимодействия с родителями:
- участвовать в создании детской книжной выставки;
- участвовать в изготовлении кормушек;
- участие в акции «Птичья столовая»
- оказывать помощь дошкольному учреждению в организации конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.
Этапы реализации проекта
Познавательно-речевой проект «Птицы – наши друзья» был реализован в три этапа:
I этап – Организационно-подготовительный (с 01.12.2020 по 31.05.2021г)
1. Определение темы проекта исходя из интереса и знаний детей
2. Сбор и анализ литературы по проблеме исследования
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
4. Обеспечение проектной деятельности дидактическим материалом
II этап – Основной (с 01.12.2020 по 14.05.2021г)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих и перелетных птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний и весенний период в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
III этап – Заключительный (с 15.05.2021 по 31.05.2021г.)
- Оформление результата в виде итоговой презентации
На протяжении 6 месяцев в подготовительной к школе группе велась активная работа по реализации проектной деятельности, в которую наряду с детьми были вовлечены родители и педагоги. Работа над проектом осуществлялась по следующему плану:
ДЕКАБРЬ | |||
Образовательная область | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Беседа с детьми «Птицы – наши друзья» 2.Цикл бесед о зимующих птицах нашего края с последующим прослушиванием голосов птиц: - «Снегирь» - «Синичка» - «Дятел» - «Клест» - «Сорока» - «Галка» - «Голубь» - «Воробей» - «Куропатка» | 1.Памятка для родителей: «Птицы – наши друзья» 2. Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек и размещение их на территории ДОУ | 1.Картотека загадок о зимующих птицах 2.Лото «Зимующие птицы» |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Лепка «Птицы» 2.Аппликация «Снегирь» 3.Рисование «Снегири на ветке» | ||
Речевое развитие | 1.НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная охота» 2.Рассматривание фотографий птиц с последующим составлением рассказа-описания 3.Разучивание стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима, аукает» 4.Чтение художественной литературы: - В. Звягина «Воробей» - Т. Евдошенко «Берегите птиц» 5.Чтение и проговаривание пословиц и поговорок о птицах 6.Отгадывание загадок о птицах 7. Дидактические игры: - «Скажи наоборот» - «Назови ласково» | ||
Познавательное развитие | 1.НОД «Зимующие птицы» 2. Цикл наблюдений во время прогулки: - «Наблюдение за следами птиц на снегу» - «Наблюдение за воронами и галками» - «Наблюдение за птицами» - «Наблюдение за воробьями» - «Наблюдение за синицей» | ||
Здоровье и здоровьесбережение | 1.Утренняя гимнастика «На птичьем дворе» 2.Подвижные игры: - «Хитрая лиса» - «Совушка» - «Воробьи-вороны» - «Найди свое гнездо» - «Воробьи и кошка» - «Не попадись» - «Голубь» 3.Пальчиковая гимнастика «Птичий дом», «Зимующие птицы» 4.Гимнастика после сна «Петушок» | ||
ЯНВАРЬ | |||
Образовательная область | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Цикл бесед с детьми: - «Птичья столовая» - «Что ты знаешь о зимующих птицах?» - «Меню птиц» - «Зимние гости» - «Зачем помогать птицам зимой» | 1.Консультация на тему «Крылатые друзья». 2.Печатная консультация на тему: «Зимующие птицы» | 1.Картотека предметных картинок «Птицы» 2.Изготовление пособий: - «Чей хвост?» - «Где спряталась синичка» |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Аппликация «Сова» 2.Рисование «Зимующие птицы» 3.Лепка синицы «Прилетайте в гости» | ||
Речевое развитие | 1.НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» 2.Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Где обедал воробей» 3.Чтение загадок о зимующих птицах 4.Чтение произведений художественной литературы о птицах: - Ю. Никонова «Воробьишко», «Умная птичка» - А. Яншин «Покормите птиц» 5.Чтение и проговаривание пословиц и поговорок о птицах 6.Дидактические игры: - «Кто как голос подает?» - «Один-много» - «Большой – маленький» | ||
Познавательное развитие | 1.Экскурсия в парк 2. Наблюдение во время прогулки: - «Наблюдение за птицами» - «Чем питаются зимующие птицы?» | ||
Здоровье и здоровьесбережение | 1.Гимнастика после сна: «Птицы» 2.Пальчиковая гимнастика: «Кормушка» 3.Подвижные игры: - «Кошка и воробьи» - «Лётал, лётал воробей» - «Зайди в свой домик» - «Сова» - «Стая» 4.Физминутки: «Зимнее веселье», «Уточки» | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
Образовательная область | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Беседа с детьми «Интересные факты о жизни птиц» 2.Заполнение журнала «Гости зимней столовой» | 1.Изготовление книжек-малышек о птицах 2.Сбор корма для «Птичьей столовой» | 1.Изготовление объемного макета «Дерево с птицами» 2.Изготовление детской энциклопедии «Зимующие птицы нашего края» |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Поделка в рамке «Птицы» 2.Рисование «Сова» (нетрадиционное рисование) 3.Оригами «Снегири и синички» | ||
Речевое развитие | 1.Составление описательных рассказов о птицах и загадок-описаний 2.Придумывание детьми сказки «Если бы я был птицей…» 3.Чтение произведений о птицах: - Л. Яхнин «Дятел» - Н.И. Сладков «Синичкина кладовая» - К.Д. Ушинский «Дятел» 4.Чтение и заучивание стихотворений о птицах: - О. Зыкова «Снегири», «Синицы» - В. Берестов «О чем поют воробышки» - З. Александрова «Новая столовая» - Хлебных крошек не жалей» - «Птицы зимой» - И. Демьянова «Воробей» 5.Дидактические игры: - «Сосчитай птиц» - «Угадай по описанию» - «Чье это?» | ||
Познавательное развитие | 1.НОД «Прогулка в зимний лес» (с использованием интерактивной доски) 2.Рассматривание альбома «Птицы» и детской энциклопедии «Зимующие птицы нашего края» 3.Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы» 4.Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение» | ||
Здоровье и здоровьесбережение | 1.Утренняя гимнастика: «Ласточки» 2.Подвижные игры: - «Ловишки с приседанием» - «Летал, летал, воробей» - «Пингвины на льдине» 3.Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока» 4.Гимнастика после сна «Птицы» | ||
МЕРОПРИЯТИЕ «В гостях у зимующих птиц» | |||
МАРТ | |||
Образовательная область | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Беседы с детьми: - «Каких птицы называют «перелетными»?» - «Почему перелётные птицы весной возвращаются?» 2.Цикл бесед о перелетных птицах нашего края с последующим прослушиванием голосов птиц: - «Ласточка» - «Грач» - «Соловей» - «Перепел» - «Кукушка» - «Скворец» - «Аист» - «Лебедь» - «Жаворонок» 3.Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок» 4.Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц 5.Словесные игры: - «Назови ласково» - «Назови детёныша» - «Один-много» - «Кто как говорит» | Буклет «Перелетные птицы нашего края» | 1.Пополнение набора птиц для объемного макета «Дерево с птицами» 2.Пополнение информации в энциклопедии «Птицы нашего края»: добавление раздела «Перелетные птицы нашего края» |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Лепка «Гнездо» 2.Аппликация «Лебеди» 3.Рисование «Скворечник» | ||
Речевое развитие | 1.НОД «Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» 2.Чтение рассказов о птицах: - Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» - Г. Снегирёв «Птицы наших лесов» 3. Чтение стихотворений о перелетных птицах: - Т. Зайцева «улетели птичьи стаи» - Э. Мошковская «Зяблик согрелся» - Э. Карим «Прилетай же!» - С. Дрожжин «Скворушка» 4. Разучивание стихотворения: «Скворец» А. Барто 5. Отгадывание рифмованных загадок о перелетных птицах и составление детьми загадок-описаний о птицах | ||
Познавательное развитие | 1. НОД «Перелетные птицы» 2.Цикл наблюдений во время прогулки: - «Наблюдение за птицами» - «Наблюдение за вороной» 3.Экскурсия в парк | ||
Здоровье и здоровьесбережение | 1.Утренняя гимнастика: «Ласточки» 2.Подвижные игры: - «Птицы, гнезда, птенцы»» - «Поймай и назови» (с мячом) - «Птица и кошка» 3.Пальчиковая гимнастика «Пришла весна» 4.Гимнастика после сна «Ласточки летят» 5.Физкультминутка: «Лебеди летят». | ||
АПРЕЛЬ | |||
МЕРОПРИЯТИЕ: «1 апреля- всемирный день птиц!» | |||
Образовательная область | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Беседы с детьми: - «Птичьи домики» - «Где птицы вью гнезда?» - «Птенцы» | 1.Печатная консультация для родителей «Скворцы» 2.Акция «Птичий дом» (изготовление скворечников и размещение их на территории сада) | 1.Дидактическая игра «Кто где живет?» |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Рисование «Цыплёнок» 2.Оригами «Грачи» 3.Лепка «Ласточки» | ||
Речевое развитие | 1.Составление описательных рассказов о птицах и загадок-описаний 2. Чтение произведений о птицах: - С.Т. Аксаков «Лебедь» - И.С. Соколов-Микитов «Жаворонок» - А.И. Куприн «Песня скворца» - А.И. Куприн «Скворцы» 3.Чтение стихотворений о птицах: - Е. Тараховская «Ласточка» - Е. Ладоньщиков «Скворцы» - А. Плещеев «Сельская песня» - И. Косяков «Чик-чирик» 4.Заучивание стихотворения А. Барто «Журавли» | ||
Познавательное развитие | 1.Цикл наблюдений: - «Наблюдение за воробьями» - «Наблюдение за ласточками» | ||
Здоровье и здоровьесбережение | 1.Утренняя гимнастика: «Уточки» 2.Подвижные игры: - «Соловушка»» - «Лягушки и цапля» - «Птица в гнездышке» 3.Пальчиковая гимнастика «Птички» 4.Гимнастика после сна «Ласточки летят» 5.Физкультминутка: «Аист». | ||
МАЙ | |||
Образовательная область | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Работа с родителями | Предметно-развивающая среда |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Беседы с детьми - «Птенцы учатся летать» - «Птицы-родители» | Печатная консультация: «Речевой материал по теме «Птицы» | 1.Дидактическая игра «Сосчитай птиц» |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Рисование «Ласточки» 3.Лепка «Гнездо» | ||
Речевое развитие | 1.НОД «Птицы нашего леса» 2.Чтение произведений о птицах с последующим пересказом: - Л.Н. Толстой «Воробей на часах» - А.И. Куприн «Скворцы» - К. Ушинский «Курица и утята» - Е.И. Чарушин «Воробей» 3.Чтение стихотворений о перелетных птицах: - А. Барто «Скворцы прилетели!» - А. Майков «Ласточка» - В. Гаазов «Жаворонок» - В. Плещеев «Сельская песня» 4. Заучивание скороговорок и пословиц о птицах и о весне | ||
Познавательное развитие | 1.Цикл наблюдений: - «Наблюдение за птицами» - «Наблюдение за ласточками» - «Наблюдение за скворечником и скворцами» - «Наблюдение за гнездами птиц в парке» (экскурсия в парк) | ||
Здоровье и здоровьесбережение | 1.Утренняя гимнастика: «Птицы» 2.Подвижные игры: - «Не намочи ног»» - «Успей подхватить» (с мячом) - «Пустое место» 3.Пальчиковая гимнастика «Ласточка» 4.Гимнастика после сна «Ласточки летят» 5.Физкультминутка: «Лебеди». | ||
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Оформление в виде презентации. |
Заключение:
По завершении проектной деятельности нами было отмечено, что поставленная в начале проекта цель – достигнута, задачи решены и все запланированные в ходе проекта мероприятия успешно реализованы.
В результате проведенной работы дети получили много новых знаний о зимующих и перелетных птицах: узнали о жизни пернатых в природе, их различиях, повадках, о том, как и где они строят гнезда, как «поют» и какие трудности испытывают зимний период.
Логопедический кабинет и группа были пополнены новыми методическими пособиями (предметные картинки, картотека загадок о птицах, Красная книга птиц нашего края, Энциклопедия зимующих и перелетных птиц нашего края, «Дерево с птицами» и др.) и настольными играми (лото, «Чей хвост» и др.).
Воспитанники расширили и закрепили словарь в рамках лексических тем «Зимующие и перелетные птицы», научились составлять небольшие самостоятельные рассказы о птицах, придумывать загадки. Так же дети познакомились с множеством стихотворных и прозаических произведений отечественной и зарубежной литературы и теперь с удовольствием пересказывают прочитанное друг другу. Все это свидетельствует о том, что проектная деятельность способствовала развитию самостоятельной монологической речи дошкольников, связной речи.
Не маловажным является тот факт, что совместная деятельность воспитанников и их родителей способствовала укреплению детско-родительских отношений и вовлечение вторых в жизнь ДОУ. Родители с удовольствием помогали детям в изготовлении книжек-малышек, скворечников, кормушек для «Птичьей столовой», творчески подходя к выполнению каждого задания. На протяжении всего периода участия в проекте, и дети и взрослые воспитывали в себе чувство гуманности и милосердия к нашим пернатым друзьям, бережное и заботливое отношение к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...
Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"
Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...
Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (экологическое развитие) в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Экологическая сказка "Ручеек"...
Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.
Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста....
Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.
В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...