конспект нод " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ильина Ольга Николаевна

Цель: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь : зимующие, перелетные птицы, кормушка , орнитолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы»,

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь : зимующие, перелетные птицы, кормушка , орнитолог

Материал: рисунок зимнего леса, иллюстрации птиц, мультимедиа, шаблоны «пряников»;
клейстер; корм для птиц.; Заходим становимся полукругом.

Ведущий: Ребята, обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся и продолжим наше путешествие. - Здравствуйте--- А сейчас я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроением. (Звуки голосов птиц и влетает сорока) .

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

- Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока)

- Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

- Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним. Давайте все присядем на наши пенечки.

- и я тебе больше скажу, что ты правильно прилетела. Ты знаешь, кто занимается изучением птиц?

Сорока: не знаю

Ребята, а вы знаете?

- Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а дети младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи

- Оксана  кто мы сегодня?

- Лхамо  кто мы сегодня?

-Ребята, а теперь назовите птиц, которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

- Какие это птицы?

(это перелетные птицы)

- Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

- А какие птицы остались?

(Остались зимующие птицы.)

- Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т. д.)

- Не легкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная) .

- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. 

-Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение).

Синица.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

Снегирь.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

Клест.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. 
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Сорока.

Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.
Воробей

Характерным является их небольшая величина. Воробьи встречаются повсюду, они живут и в ледяных полях севера и высоких гор, и в жарких низменностях тропиков, в лесах и на полях, в густых камышах болота, в пустынях, в многолюдных городах и в безлюдных степях.

Воробьи превосходно летают, а также умело прыгают по земле. Все внешние чувства у воробья высоко развиты: отличное зрение, слух и осязание, скорее всего, также очень тонки.Воробьи выкармливают ежегодно один-два выводка птенцов насекомыми, уничтожая в день не по одной сотне вредных мушек, комаров, бабочек, жуков, гусениц, то выходит, что пользы от них для наших садов, огородов и полей куда больше, чем вреда.

Голубь

— это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Пальцами он крепко цепляется за деревья, чтобы не упасть. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья.Живут на чердаках домов.
Птенец вырастает в гнезде до размеров взрослого голубя и только потом учится летать.
Ворона

– удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Гнезда вороны вьют высоко на деревьях  Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его.

Я знаю, вы помогаете птицам зимой. - Что вы делаете (Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

. Мы сейчас поиграем в игру «четвертый лишний». Я буду называть птиц, а вы скажите какая лишняя. Слушайте внимательно… .(ворона -сорока-ласточка-голубь; синица –журавль –снегирь – дятел ; воробей -сорока—сова-стриж). Молодцы! Видишь сорока как мы хорошо знаем птиц!

-Физ. минутка.

Поглядите, боком, боком, /повороты

Ходит ворона мимо окон. /притопы

Скок – поскок, да скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Игра «Отгадайте загадки».

- Присаживаетесь на «пенечки». И загадайте загадки о птицах, а сорока и дети будут их отгадывать. Кто хочет загадать загадку?

- Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

- Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

- Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает: «Чик-чирик»

(Воробей)

- Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

- ну и давайте последнюю загадку.

- Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)

- Видишь, мы и про тебя знаем загадку…

Игра: «Кто как голос подает»

-Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ). Кто это? А это? Молодцы узнали… а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Молодцы! Сорока тебе нравится у нас?

- Сегодня я расскажу вам, какая птица, чем питается?

Корм для птиц буду изображать схемами.

- Зернышки и крошки обозначу так:

- Сало, такой схемой :

- Ягоды рябины, вот так:

- Остатки пищи, таким символом:

- Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

- У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

- Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

- Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

- Теперь поиграем в игру «Верю - не верю». Познакомим сороку с особенностями наших птиц. Если я говорю верный ответ вы хлопаете если неправильный то нет.

Клесты выводят птенцов зимой. У синицы желтая грудка. У воробья большой сильный клюв (не верим). У сороки длинный хвост.. Снегирь любит сало (Не верим). Ворона питается остатками пищи. Клесты любят семена шишек. Молодцы! Ни кто не ошибся.

- Давайте присядем на наши пенечки.

Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. 
-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. 

- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.

- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. 

«Паспорт зимующих птиц». Мультимедиа.

- Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

- Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы.

Как называются.

Сорока: а дальше-то, что паспорт хороший. Но у меня в лесу все равно беспорядок.

- Не спеши сейчас разберемся.

(картинки птиц)

- ребята каких птиц вы видите?

- а что здесь делает журавль? Давайте отправим его в теплые края.

Сорока: Браво-браво. вот теперь у меня в лесу порядок.

- мы рады были тебе помочь, но нам нужно возвращаться в детский сад,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Знатоки зимующих птиц"

Конспект открытого занятия....

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный.           ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.  Задачи:  1.Расширить, закрепит...