Конспект НОД ознакомление с окружающим миром "Путешествие в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Саушкина Татьяна Сергеевна

Конспект по ознакомлению с окржающим миром для детей страшего дошкольного возраста, на тему "Путешествие в лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_les.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Путешествие в лес»

В старшей группе

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Дать детям представления о диких лесных животных: зайце, лисе, белке, волке, лосе; об особенностях их приспособления к окружающей среде.

Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Развивающие задачи:

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Развивать интерес к родному краю.

Развивать зрительную память.

Развивать образное мышление, умение отгадывать загадки о животных.

Совершенствовать знания о понятиях: травоядные, хищные животные.

Воспитательные задачи:

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитывать любознательность.

Предварительная работа:

Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие лесные животные».

Дидактические игры «Кто, где живет?», «Дикие животные».

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк).

Просмотр видеофильмов про диких лесных животных.

Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк»; «Заяц- хваста»; «Заюшкина избушка»; «Три медведя»; «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»,

Стихотворений Н. Костарев «Боберр», П.Воронько «Хитрый ежик».

Рассказов В. Бианки; К. Коровин «Белка»; Н. Рубцов «Про зайца» и др.

Рассматривание энциклопедических книг, иллюстраций «Дикие животные».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Деятельность детей

  1. Организационный момент:

Дети заходят в группу приглашает их на ковер. Обращает внимание на гостей и предлагает с ними поздороваться.

Воспитатель: звенит колокольчиком

Мой звоночек звенит заливается

        И ребята вокруг собираются

        Собрались все дети вокруг

        Ты мой друг и я твой друг

        Вместе за руки возьмемся

        И друг другу улыбнемся.

Ребята, посмотрите, на ковре лежит какая то коробка. Как вы думаете, что в ней может быть?

Давайте посмотрим. Воспитатель достаёт связанную бечёвку и удерживая основание, её нити раздаёт детям. Затем предлагает одновременно опустить нити на голубую ткань. Ребята, посмотрите. Что у нас получилось? А мне кажется, что получилось дерево, но чего-то у него не хватает? Конечно листьев. Сейчас я вам в ладошки положу осенние листочки и пока буду читать стихотворение вы подбросите свои листья и посмотрим, как они упадут.

Утром мы во двор идём-

               Листья сыплются дождём,

               Под ногами шелестят

               И летят, летят, летят.

Какое красивое дерево у нас с вами получилось. Как про него можно еще сказать. Какое дерево? А здесь ещё какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю.

«Дорогие, ребята! Я- лес. И приглашаю вас к себе в гости».

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путь. Тогда надо выполнить несколько заданий.

Воспитатель: задания написаны на осенних листьях.

Мы будем отгадывать загадки о животных и рассказывать о них.

Не барашек и не кот,

                  Носит шубу круглый год.

                  Шуба серая для лета,

                  Для зимы другого цвета.

Дети: Заяц!

(картина зайца на мольберте).

Воспитатель: правильно!

А кто мне скажет, заяц — это травоядное животное или хищное?

Дети: Заяц- травоядное животное.

Воспитатель: Что это значит?

Дети: Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями.

Воспитатель: Правильно. Ещё корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы. Но самое любимое лакомство- кора осины.

(показ коры осины).

Воспитатель: Всем известна загадка о зайце: «Летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца?

Дети: Это способ маскировки. Летом он серый, потому что маскируется под цвет кустов и деревьев. А зимой он меняет шубку на белую- маскируется под снег.

Воспитатель: правильно. А где спит заяц?

Дети: Заяц спит под кустом.

Воспитатель: Правильно. Своего дома у зайца нет. Зимой он ночует в глубоком снегу. Шубка настолько теплая, что ему не страшен никакой мороз, а на белой снежной скатерти его трудно заметить и охотнику, и лисе. Летом спит в любой ямке под кустом или прячется под корнями большого дерева, вывернутого бурей, а весь день бегает- ищет пищу.

Послушайте следующую загадку:

                   С ветки на ветку,

                   Быстрый, как мяч,

                   Скачет по лесу

                   Рыжий циркач.

                   Вот на лету он шишку сорвал,

                   Прыгнул на ствол,

                  И в дупло убежал.

Дети: Это белка!

Воспитатель: Правильно.

(показываю картинку).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и обратите внимание на хвост. Какой он?

Дети: у белки пушистый загнутый хвост.

Воспитатель: Правильно. Дети, вы когда- ни будь видели, как прытко и быстро белка перепрыгивает с одной ветки на другую. При таких сложных прыжках животное использует свой хвост, словно руль и парашют, управляя им для мягкого приземления и быстрого передвижения.

Воспитатель: А где она живет?

Дети: белки живут в дупле, высоко на дереве.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: белка травоядное или хищное животное?

Дети: белка-травоядное животное.

Воспитатель: объясните, почему, чем она питается?

Дети: белка питается грибами, орехами.

Воспитатель: кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди.

Воспитатель: дети, а кто мне скажет, желуди- плоды какого дерева?

Дети: желуди- плоды дуба.

Воспитатель: правильно. А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.

Бывает, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется не съеденными.

Воспитатель: молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний»

(демонстрирую детям карточку, на которой изображены четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя), детям необходимо объяснить свой выбор.

Воспитатель: молодцы, справились с этим заданием. Отгадайте еще одну загадку!

 Знают всё о ней соседи,

                Ведь живут в одном лесу.

  Знают волки и медведи.

   Про обманщицу…(лису)

Дети: Лиса.

Воспитатель: правильно.

(показываю картину с изображением лисы).

Воспитатель: дети, посмотрите на лису.

Какой у нее хвост?

Дети: большой, пушистый, красивый.

Воспитатель: правильно. Хвост для лисы является своего рода рулем, когда она охотится за зайцами. Ведь, как известно, эти животные, когда убегают, то петляют в разные стороны, поймать их, поэтому бывает достаточно непросто. А хитрая лисица и здесь научилась ремеслу охоты. Благодаря ловкому умению рыжей управлять хвостом, ее не заносит в разные стороны при ловле объекта. А знаете ли вы, как называется лисий дом?

Дети: нора

Воспитатель: правильно. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы.

Воспитатель: дети, а лиса хищник или травоядные?

Дети: лиса- хищное животное.

Воспитатель: а почему, чем питается лиса?

Дети: лиса охотится на зайцев

Воспитатель: кого только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед.

Воспитатель: правильно. А теперь. Дети, мы с вами немного разомнемся:

Физкультминутка: «Звериная зарядка»

Раз- присядка. (присесть)

Два- прыжок. (подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. (ушки на макушке- зайчики).

А лисята как проснуться (потереть кулачком глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательное зевнуть (повороты туловища)

Рыжим хвостиком вильнуть (движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть (прыжок вверх)

Ну а Мишка косолапый (согнуть руки в локтях)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте

А кому зарядки мало (руки развести в стороны)

Начинаем все сначала.

Воспитатель: молодцы. Садитесь на места. Дети, а кто же еще пришел к нам в гости из леса? (зачитываю загадку).

                 Тяжелы рога по весу,

                 Ходит важно он по лесу-

Он хозяин, а не гость-

            Хмурый и сердитый… (лось)

Дети: Это лось.

(показываю картину с изображением лося).

Воспитатель: дети, посмотрите, что интересного во внешнем облике лося?

Дети: Лось- большой, рогатый.

Воспитатель: правильно. Он крупный, у него мощные ногти, горбоносая голова, высокая холка и большие рога.

Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре- декабре  и ходит без них до мая. Лось быстро бегает. И в наших лесах лось считает одним из самых крупных.

А у меня для вас есть сюрприз. Я гуляла по лесу и нашла рога. Посмотрите, что у меня есть.

Подойдите поближе.

А теперь тихонько садимся на свои места.

Люди находят рога в лесу и изготавливают из них светильники, бижутерии, шкатулки, изготавливают рамы для картин, столики и т.д. любые изделия из них выглядят красиво, стильно и оригинально.

Воспитатель: а чем питается лось?

Дети: Лось питается травой и мелкими кустиками, и веточками.

Воспитатель: правильно. Поэтому лось- это травоядное или хищное животное?

Дети: лось- травоядное животное

Воспитатель: как вы думаете, у лося есть свое жилище?

Дети: нет

Воспитатель: да, дети, у лося нет своего жилища, он ложиться на опушке леса или около болота.

Воспитатель: у меня еще одна загадка для вас. Подумайте, кто же это?

       Он по лесу всё время рыщем,

              И в кустах кого-то ищет,

 Слышно, но зубами щёлк,

              Угадайте, это…(волк)

Дети: это волк

(показываю картину)

Воспитатель: дети посмотрите на картину, что вы можете сказать о волке?

Дети: волк- серый, злой, сердитый, страшный, большой.

Воспитатель: а кто знает, чем он питается?

Дети: волк питается зайцами, другими животными. Волк-хищное животное.

Воспитатель: да. Волк- это хищное животное, то есть питается другими животными: и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. В нашем краю осталось не так уж много волков, и они стараются не попадаться на глаза человеку.

Волка называют санитаром леса- он уничтожают всех слабых и больных животных.

Воспитатель: а где живут волки?

Дети: жилище волка- логово

Воспитатель: молодцы, скажите, каких животных мы сейчас называли?

У нас осталось последнее задание.

Надо определить чьи это следы?

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Воспитатель: ребята, слышите какой-то шум. Посмотрите мы уже оказались в осеннем лесу.

Предлагает детям сесть на стулья и посмотреть на экран. Ребята посмотрите, что здесь произошло.

Давайте животным поможем вернуться домой.

Работа с интерактивной доской, выполнение всех заданий.

Какие вы молодцы! Как много вы знаете о лесе. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

Дети садятся на стулья.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассуждают.

Дети берут бечевку.

Дети рассуждают.

Дети берут листочки и бросают их на дерево.

Дети рассуждают.

Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие.

Дети отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отгадывают загадку.

Дети рассматривают картину.

Дети рассуждают.

Дети играют в игру.

Дети отгадывают загадку.

Дети рассматриваю картину.

Дети рассуждают.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети садятся на места.

Дети отгадывают загадку.

Дети рассматривают картину.

Дети рассуждают.

Дети изучают рога.

Дети садятся на свои места.

Дети рассуждают.

Дети отгадывают загадку.

Дети рассматривают картину.

Дети отвечают на вопросы.

Дети играют в дидактическую игру «Чьи следы?»

Дети работают с интерактивной доской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающем

Тема:«Кот  Матроскин  и  вежливые  слова»Программноесодержание:         Материал:  Предшествующаяработа: Ход:...

Конспект по ознакомлению с окружающем

Тема:«Кот  Матроскин  и  вежливые  слова»Программноесодержание:         Материал:  Предшествующаяработа: Ход:...

Конспект по ознакомлению с окружающем

Тема:«Кот  Матроскин  и  вежливые  слова»Программноесодержание:         Материал:  Предшествующаяработа: Ход:...

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"

Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"

Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...