Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Мамедова Олеся Николаевна

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. 

Задачи: 
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 


Интеграция образовательных областей; 

-социализация ( совместная деятельность) 

-коммуникация ( продуктивный диалог) 

-здоровье ( физ. мин.) 

-труд ( уборка своего места) 

-музыка 

Предварительная работа: 
наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. 

Оборудование: 
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, фонарик

 Ход занятия:

Вос: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Вос:  А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Вос: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим. 
Вос: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Восп: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Вос: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст. 
Вос: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Вос: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Вос: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Вос: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Эксперимент №2 «Чувствуем воздух»

Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? ( дули на ладошки, проткнули острой палочкой пакет).

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет!

Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

Физкультминутка:

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).

Вос: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Эксперимент 4 "Что легче: вода или воздух?" 

Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.

Вос :как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Вос: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому) 

Рефлексия: 

Вос: А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? 

Дети: понравилось.

-Сегодня мы узнали:

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой.

- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

 Почувствовали воздух;

- С помощью пакета, дули на ладонь.

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом,

Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»

Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по теме: «Воздух везде».

Конспект занятияв средней группе по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Воздух"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Салат из свежих овощей"

Цель:1. Сформировать у детей знания и умения  готовить блюда из свежих овощей, закрепляя виды и названия овощей, цвет, форму.2.Развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Фруктовый салат"

Задачи: - продолжить закреплять знания детей о фруктах, их пользе для   человека; - учить детей давать описание фрукта на вид, на ощупь, на вкус, на   запах; - продо...