Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рисования-кляксографией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_-_bogatstvo_nashey_planety_zemlya.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»
Подготовила воспитатель: Долотина Т.В.
р.п.Шатки, 2021г.
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
3. Расширять словарный запас детей.
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-кляксографией
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
- Беседа: «Живая и неживая природа»,
- рассматривание иллюстраций в энциклопедии;
- наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, резиновая игрушка, веера, свисток, дудка.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
В: Ребята, посмотрите что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
В: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
В: Правильно, это воздух!
В.:Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает.
В: Воздух нас окружает везде, в том числе и в шкатулке.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
В: А как вы думаете, нужно ли соблюдать правила поведения в лаборатории? Правильно, в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
В.: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (Дети вместе с воспитателем встают вокруг стола с пакетами)
В: Ребята, скажите мне еще раз, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В.: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какой пакет стал? Пакет упругий, потому что он наполнился воздухом. Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
В.: Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
-Дети, мы видим, что воздух в пакете?
Вывод: воздух бесцветный.
В: Хорошо! Давайте проверим, а можно ли воздух почувствовать? Сейчас я возьму острую палочку и осторожно проколю ваши пакеты. Теперь поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).
Вывод: воздух можно почувствовать.
Эксперимент № 2 «Слышим воздух»
В: А можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
В: А давайте сейчас мы попробуем подуть в крышку от фломастера. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух)
В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух)
В.: С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).
В.: А какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В.: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Хотите устроить ветер?
В.: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами, помахать сначала на себя, потом друг на друга)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Эксперимент № 3 «Узнай по запаху»
В: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.)
Вывод: Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.
В.: По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, банан). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи.
Эксперимент 4 «Слышим звуки с помощью воздуха»
В.: Возьмите свисток и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук)
В.: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, инструменты звучат по разному.)
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Молодцы.
Эксперимент 5 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Как вы думаете, а воздух можно увидеть? (ответы детей)
В: Сейчас нам нужно взять трубочки, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Эксперимент 6 «Кляксография»
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ. (Выход в свободную деятельность)
Итог занятия:
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов, многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
В.:А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
В.: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом)
Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом). ...
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...
конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».
Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии «Богатства нашей планеты Земля»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии «Богатства нашей планеты Земля»...