Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха" | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель – создание условий для развития умений в познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников с помощью экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- закреплять умения применять познавательные действия: анализ, сравнения, обобщение
- активизировать и расширять словарный запас детей.
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание к совместной деятельности со сверстниками, бережное отношение к окружающей среде.
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие
В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: посылка, письмо, скатерти, фартуки, оборудование для проведения опытов, кувшин с водой, пластиковые прозрачные стаканы, трубочки для коктейля, воздушные шары, тазики, камни, губка, кусочки земли, резиновые игрушки, надувной круг, насос, пустые пластиковые бутылки, мыльные пузыри, апельсин, чеснок, соль.
Структура | Продолжительность части | Содержание | Планируемый результат |
Водная часть. Организация детей, установка на предстающую деятельность. Создание проблемной ситуации | 3 мин. | - Ребята, я совсем забыла вам рассказать, что сегодня утро у дверей нашей группы я нашла вот эту посылку. Как вы думаете от кого она? Кто из вас хочет узнать что там, проходите со мной на ковер. Берите подушки присаживайтесь на них. Воспитатель открывает посылку и вместе с детьми рассматривают ее содержимое. Спрашивает детей что это такое и для чего оно нужно. Затем находить письмо и читает его: «Здравствуйте, дорогие ребята!!!! Профессор Чудаков дал нам задание провести опыты с веществом, которое он зашифровал в загадке. Помогите нам отгадать загадку, исследовать свойства этого вещества и заполнить опытно-исследовательскую карту. Он нам нужен чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Что это? (предположения детей) Мы положили некоторые предметы, которые помогут вам в исследовании. Желаем удачи!!!» - Ребята, а что вы можете рассказать про воздух, может кто-то из вас уже проводил опыты с этим удивительным газам. | Заинтересовать как можно больше детей Обобщение. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Способность ребенка к принятию собственного решения. |
Основная часть. Создание условий для проведения познавательно-исследовательской деятельности детей. Проведение физкультминутки для снятия статического напряжения, переутомления. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществления дифференцированного подхода. Совместная работа, работа по подгруппам. | 20 мин. | - Молодцы ребята. А давайте все ваши знания проверим на опытах и напишем о проделанной работе фиксикам. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Сейчас мы проведем ряд опытов для изучения свойств воздуха. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Правило №1. Перед началом проведения опытов одеть фартуки. Правило№2. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№4. Работу выполнять строго по карте-схеме. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№5Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Проведение опытов. - Пройдемте ребята к столу и начнем наши исследования. Посмотрите вот такие шарики лежат в коробке. А как называются эти шарики? (ответы детей) - А вы знаете, почему они так называются? (ответы детей) - А откуда воздух появился в шариках? - Он там появился, когда шарик надували. - Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Возьмем стаканы и наполним их водой из графина и опустим туда трубочки для коктейля. Затем подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой. (Ответы детей) - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (Ответы детей) - Совершенно верно. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту. Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух. (ответы детей) - Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто). - Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (Ответы детей) -Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы детей) -Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. - Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) - Сейчас мы это проверим .Я предлагаю вам понюхать следующие предметы: апельсин, соль, стакан с водой, чеснок и сказать какие из этих предметов пахнут и кто помогает им передать запах. Какой из этого можно сделать вывод? Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы, но он может передавать запахи этих предметов. Физкультминутка. ИГРА «ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА» Правила игры: воздух-дети поднимают руки вверх, вода-имитируют плавание, земля-приседают. Воспитатель своими действиями запутывает детей. - А сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы и провести опыты самостоятельно. Для этого у вас на столах лежат схемы для проведения опытов. Согласно которым вы выбираете нужные атрибуты в центре экспериментирования и проделываете всю работу за столом. - Ну что, товарищи ученые, вы готовы? Итак, перед вами стоит задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, используя оборудование, а затем это доказать. Понятно задание? Приступайте. Для детей лаборатории №1 предложены схемы опытов для подтверждения существования воздуха везде (комочек земли, губку из поролона, брусочек дерева, камешки предлагается опустить в воду). Для детей лаборатории №2 предложены схемы опытов для доказательства того, что воздух легче воды (пустая бутылка, резиновые игрушки, наполненные воздухом нужно опустить в тазик с водой). Детям лаборатории №3 предложена схема опыта, который доказывает, что воздух делает надувной круг упругим и легче воды (насос, надувной круг, тазик с водой). Дети выполняют опыты под частичным руководством воспитателя. 3)- Итак, товарищи ученые, вы готовы сообщить всем о своем открытии? (Ответы детей.) - О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1. (Ответы детей) - Молодцы! Поздравляем вас с открытием, Слушаем ученых лаборатории №2. (Ответы детей) - Молодцы! И вы справились с заданием. Слушаем ученых лаборатории №3. - Молодцы! Вы доказали, что воздух легче воды и делает предметы упругими.. - А сейчас убирайте оборудование на отдельный столик и подходите ко мне. Со многими свойствами воздуха вы уже знакомы. Я хочу познакомить вас с еще одним свойством. Возьмем открытую пластмассовую бутылку, которая постояла на улице и стала холодной, наденем на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставим бутылку в тазик с горячей водой. Что происходит с воздушным шаром. А теперь поставим ее в холодную воду и по наблюдаем. Что случилось с воздушным шаром? (Ответы детей) - Вы знаете, что когда ученые долго работают, устраивают себе перерыв? Давайте и мы отдохнем. Как вы думаете, что такое ветер? - Давайте изобразим ветер, подуем и выполним упражнения. Динамическая пауза. Дует ветер с высоты, Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны) Вправо – влево, влево - вправо Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны) А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте (прыжки) Выше! Веселей! Вот так! Переходим все на шаг ( ходьба) Вот закончилась игра, Заниматься нам пора (садятся)
| Проявление Любознательности. Построение речевого высказывания. Интересуется причинно-следственными связами У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать и управлять своими движениями. Способность ребенка к принятию собственных решений. Проявление инициативы и самостоятельности. |
Заключительная часть. Подведение итогов деятельности, поощрение детей. | 2 мин. | А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе. Работа по схемам: 1. Воздух невидим. 2. Воздух легче воды. 3. Воздух не имеет запаха. 4. Воздух не имеет формы. 5. Воздух не имеет вкуса. 6. Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сужается. Подведение итогов: -Ребята, что вам понравилось больше всего? А что было трудным для вас? А кому, какой опыт понравился больше всего? -Сегодня мы узнали очень много про воздух. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. Детям предлагается поиграть с мыльными пузырями. | Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Воздух вокруг нас»
Задачи:1. Образовательные: Уточнить представление о свойстве воздуха, учить обнаруживать воздух, познакомить, что ветер это – движение воздуха, расширить представление, о значимос...
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".
Цель: Познакомить детей с воздухом. Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка» Артамонова Альбина АркадьевнаМДОУ «детский сад №101&r...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)
В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....