Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе «Твёрдая жидкость»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста; развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе
«Твёрдая жидкость»
Воспитатель первой квалификационной категории
Келлер Татьяна Павловна
Цель:
Формировать познавательно-исследовательские действия у детей старшего дошкольного возраста; развивать любознательность на примере вещества крахмала и изучить его свойства.
Задачи:
Обучающие:
-формирование умения самостоятельно проводить «исследование», умение подбирать необходимое оборудование, развитие познавательного интереса к экспериментальной деятельности.
-формирование умения рассуждать, высказывать своё мнение и предположение, доказывая это фактами.
-формирование умения осуществлять сотрудничать с партнёром в процессе работы, умения договариваться и распределять действия при проведении эксперимента.
Развивающие:
--развитие мышления, творческого воображения, умения логически рассуждать.
-уточнение и расширение знаний о крахмале; активизация и систематизация имеющихся у детей знаний и представлений о свойствах крахмала;
-развитие речевой активности детей при высказывании предположений.
Воспитательные:
-воспитание интереса к экспериментальной деятельности;
-воспитание чувства партнёрства.
Предварительная работа:
Ннод «Мы найдём тебя, крахмал». Беседы о воде, воздухе, камнях. Дидактическая игра «Определи на ощупь».
Словарная работа: натуральная, вещества, свойства, неньютоновская жидкость, толкаем, вымешиваем, растекается.
Материалы и оборудование на каждого ребёнка:
Ёмкость с водой; ёмкости, наполненные солью, сахаром, крахмалом; фартук; игрушки из киндер сюрпризов; воздушный шарик; маркер, воронка.
Ход занятия:
Организационная часть:
Игра - приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Глазки - внимательно смотреть,
Ротик чётко говорить.
Ручки поработают, ножки постоят.
Спинки выпрямляются, мы друг другу улыбаемся.
Дети просматривают фрагмент из мультфильма «Барбос в гостях у Бобика»
Воспитатель: По чему катаются собаки? (дети предполагают) А кто догадался, что это за вещество? (кисель) Давайте попробуем его на вкус.
Воспитатель предлагает детям кружечки с киселём.
Воспитатель: Вкусно? А кто знает, из чего варят кисель? (из крахмала)
Воспитатель: Молодцы! Вы уже много знаете. А я знаю о крахмале маленький секрет, хотите я вам его расскажу? Ну, тогда я приглашаю вас в лабораторию.
Основная часть:
1.Опыт «Определение крахмала»
Воспитатель с детьми проговаривают правила поведения в лаборатории:
-нельзя брать и пробовать на вкус без разрешения;
-внимательно слушать, громко не разговаривать.
Затем воспитатель предлагает детям пройти к столам .
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столе стоят белые вещества: соль, крахмал, сахар. Как вы думаете, какое из этих веществ - крахмал?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: А почему вы так думаете? А как можно это определить? (понюхать, попробовать, пощупать)
Дети проводят экспериментальные действия.
Воспитатель: А можно ли определить по внешнему виду?
Дети рассматривают вещества и делают выводы, что соль и сахар крупинками, а крахмал как порошок.
Воспитатель: Предлагаю потрогать и сказать, что вы почувствовали. (крахмал скрипит по особенному)
Воспитатель: Да, крахмал скрипит. Это своеобразное свойство крахмала
2. Опыт «Что растворяется в воде, а что нет»
На столе на каждого ребёнка три пронумерованных сосуда с водой, пронумерованные тарелочки с веществами.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяются ли эти вещества в воде? (предположения детей)
Воспитатель: Предлагаю проверить ваши предположения. Попробуем положить их в воду и размешаем ( крахмал растворяем первым, чтобы было время ему осесть на дно.
Дети проводят эксперимент.
Воспитатель: Посмотрите, все ли вещества у вас растворились? Что случилось с солью, сахаром? (они растворились). А крахмал? (вода становится мутная и потом крахмал оседает на дно).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Все вещества растворяются, а крахмал нет.
3.Опыт «Может ли вещество быть и жидким и твёрдым?»
Воспитатель: А как вы думаете, может ли вещество быть и жидким и твёрдым? (предположения детей) а для того, чтобы это проверить, предлагаю вам проделать ещё один опыт.
Детям предлагается насыпать крахмал в чашку и, налив воды, тщательно перемешать.
Воспитатель: Посмотрите: получается вещество, которое может быть и твёрдым, и жидким. А зависит его состояние от скорости работы с ним. Когда мы его толкаем, кидаем, стучим, крутим, мешаем - вещество ведёт себя, как твёрдое тело. Как только останавливаемся, оно становится жидкое, сразу всё растекается.
Вывод: Эта жидкость принимает свойства твёрдого тела. Чтобы она оставалась постоянно твёрдой, её надо постоянно месить.
Воспитатель предлагает попробовать переливать жидкость резко и медленно.
Дети пробуют переворачивать чашки со смесью.
Воспитатель с детьми делают вывод, что если перевернуть резко, то смесь не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут в болоте.
Если ребёнок шлёпает ладошкой по смеси, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на неё руку, то рука погрузится в жидкость. (тонет, вязнет, погружается)
Вывод: крахмал, размешанный с водой, может быть жидким и твёрдым.
4.Показ презентации «Крахмал»
(как выглядит крахмал, как взаимодействует с водой, где его больше всего сдержится, где применяется , как можно обнаружить крахмал.)
5. Изготовление «лизуна»
Воспитатель: А можно ли из крахмала сделать игрушку?
Слайд: Игрушка «Лизун»
Воспитатель: Узнали? Да, вам покупали такого лизуна в магазине. А хотите сами сделать такую игрушку?
Практическая деятельность в парах:
На столе для каждой пары: «Крахмальное тесто» (Неньютоновская жидкость), воронка, воздушный шарик для каждого, чайная ложка, маркеры.
Инструкция: в шарик вставить воронку и ложкой насыпать (налить) неньютоновскую жидкость. Шарик завязать и маркером нарисовать весёлую рожицу.
Дети выполняют.
Воспитатель с детьми делают вывод, что из крахмала можно сделать игрушку.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали для себя что то новое о крахмале? (крахмал в воде становится твёрдым, липким, тягучим, жидким)
Воспитатель: А что особенно запомнилось? Доказали ли мы, что жидкость может быть одновременно и твёрдой и жидкой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)
Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»
Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель: Поддержать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи: ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»
Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в старшей группе "Секретное письмо".
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Секретное письмо"...