Деятельность дошкольников в уголке природы.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Наблюдение и труд дошкольников в уголке природы имеет большое воспитательное значение. В процессе наблюдений дети преобретают конкретные знания о природе, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человеком. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok.1.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деятельность дошкольников в уголке природы»
Общение с природой играет огромную, движущую роль в развитии и воспитании ребёнка с ранних лет. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы создаст комфортные условия для общения детей с природой, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за его обитателями в течении всего дня.
Знания и навыки, полученные детьми во время работы и наблюдений в уголке природы, будут полноценными только тогда, когда они даются детям в определённой последовательности и расширяются постепенно, начиная с раннего возраста.
Уже в этих группах создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать, видеть заботу воспитателя о растениях, получают первые элементарные трудовые навыки.
Воспитатель ухаживает за растениями в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льётся вода из лейки, как она впитывается в землю. В процессе работы объясняет детям, что поливают растения, протирают лисья от пыли, опрыскивают и рыхлят землю в горшках для того, чтобы они лучше росли. Привлекая к наблюдениям, использует разные приёмы: предлагает погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками бегонии, внимательно рассмотреть их и рассказать, сколько их (один или много), какого они цвета, какие листочки (большие или маленькие). При этом обязательно говорит, как называется данное растение. Дети младшей группы совместно с педагогом ухаживают за растениями: поливают, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья. Воспитатель поощряет старание детей, поддерживает интерес к уходу за растениями.
В средней группе, дети систематически привлекаются к уходу и наблюдениям за растениями. Сравнивая, дети учатся устанавливать различия и сходства между растениями по форме, величине, окраске листьев и цветов, обобщать их по тем или иным признакам, четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для нормального роста и развития. У детей формируется умение замечать изменения в развитии растений (появился новый листок или цветок и т. д.), дети самостоятельно могут определить какое их двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки. В процессе ухода за растениями дети закрепляют усвоенные раннее и приобретают новые несложные навыки поддерживания растений в чистоте: умение обливать из мелкосетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, обтирать влажной кисточкой (листья, имеющие зазубрины), сухой (опушенные) правильно поливать их.
Для того, чтобы дети понимали необходимость ухода за объектами уголка природы, воспитатель предлагает им решить, что надо делать, для чего, как всё делать по правилам, и проверять, как каждый ребёнок выполняет все процессы (рыхлит землю, поливает, протирает листья), при этом от детей требуется бережное отношение к растениям.
Чтобы заинтересовать детей, на горшочки с растениями можно прикрепить пиктограммы с грустным или весёлым выражением лица. Если грустное выражение, то предложить определить почему растение загрустило. Например: сухая земля-растение надо полить. После наблюдения и выполнения работы провести психогимнастику «Мы растения». С помощью мимики показать вялое растение, которому не хватает влаги; показать ухоженное растение.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений, изменение их по сезонам. В этой группе большое место занимают длительные наблюдения детей за ростом и развитием растений, например, за ростом и развитием черенков, появлением и ростом новых листьев, цветением некоторых растений. Наблюдая, дети узнают, что растениям нужно разное количество света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие-в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.
В старшей группе становится возможным организация системы опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений. Детей 5-6 лет увлекают наблюдения, направленные на нахождение сходства и различий между растениями разного виды одного и того же растения (бегонии, традесканции и т. д.), за растениями, имеющими особенности внешнего строения, листьев, стеблей, корней, цветков. Например: у камнеломки мелкие листья появляются на конце висящих усиков, постепенно развёртывается новая маленькая розетка, которая представляет собой новое самостоятельное растение.
Интереснее будет проходить наблюдение, если на горшочки 2-3 растений прикрепить бабочку и обратить внимание детей: «На горшочках растений появились бабочки, они принесли известия о том, что у этих растений произошли какие-то изменения, внимательно рассмотрите эти растения и найдите изменения».
Появится интерес к растениям и желание наблюдать за ними, если рассказать детям о жизни растений в естественных условиях на родине, об использовании этих растений в быту. Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя. С помощью воспитателя дежурные осматривают растения, выявляют их состояние и необходимость трудовых операций. Выполнив трудовую деятельность в том наборе и объёме, которая была определена при осмотре, дети сообщают об её окончании. Дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за растениями, что нового, интересного заметили, воспитатель отмечает наиболее внимательных и наблюдательных дежурных. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми видами ухода за растениями: опрыскивание, удаление сухих листьев, рыхление почвы; обучает новым приёмам.
Время от времени воспитатель привлекает детей к коллективной уборке уголка природы: они моют комнатные растения, протирают полки на которых стоят растения. Все предметы после работы должны быть оставлены чистыми и сложены в порядке на определённые места. Воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки и какое значение имеет общая уборка.
У детей седьмого года жизни в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к наблюдению за растительным миром уголка природы становится более устойчивым. Учитывая это, педагог привлекает ребят к выполнению более сложных видов ухода за растениями, длительным наблюдениям за развитием.
Для закрепления условий роста и развития растений в уголке природы на каждое растение можно сделать мини паспорт- карточку с условными обозначениями отношения растений к свету, теплу, поливу, влажности воздуха.
При выполнении конкретных трудовых поручений следует также обращать внимание детей на правильное использование оборудования и инструментов, бережное к ним отношение, выработать умения приводить их в порядок, после использования и убирать в условленное место.
В старших группа можно привлечь детей к работе по пересадки растений используя различные способы размножения: черенками, луковицами, воздушными отпрысками. В течении года дети выращивают овощные культуры, что даёт возможность детям проводить опыты и наблюдения за ростом и развитием растений. Совместно с педагогом в марте дети производят посадки семян на рассаду для выращивания цветочных и огородных культур.
Чтобы заинтересовать детей целенаправленными наблюдениями, можно вести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений.
С помощью рисунков можно моделировать рост и развитие растений. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
На каждое время года необходимо найти что- либо интересное для детей.
Кроме постоянных растений нужно вносить временные.
В ноябре, например, перестают цвести растения, перенесённые с клумб, отцветают и растения, украшавшие групповую комнату. Фуксии, амариллисы находятся в состоянии покоя. Чем же разнообразить работу детей? Что нового внести в уголок природы?
Стоит принести ветки двух – трёх видов хвойных деревьев или вечнозелёных кустарников. Свежие ветки сосны, ели, пихты, приятно пахнут хвоей, свежестью, лесом. Узнают ли ребята сосну и ёлку? Пусть ребята отгадают по описанию, рассмотрят шишки, семена, а затем посеют их в мокрый песок. Можно выращивать растения из всевозможных семян. Съели апельсин, а в них «зёрнышки» - семена. Положили в землю 3-4 семени апельсина, лимона. Наблюдения, несложные трудовые операции, опытно-экспериментальная деятельность детей в уголке природы стимулирует речь детей, мышление, память, внимание, прививает любовь и бережное отношение к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Продуктивная деятельность дошкольников в уголке природы"
консультация для педагогов...
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...
Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. (труд в природе)
ТРУД – это важнейшее средство воспитания,начиная с дошкольного возраста, в процессекоторого формируется личность ребенка,складываются коллективные взаимоотношения...
Консультация для педагогов "Трудовое воспитание. Посильный труд дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде"
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отн...
Конспект трудовой деятельности "Труд в уголке природы" в старшей группе
Тема"Труд в уголке природы"Возраст детей: 5-6 летВид труда и тема: труд в уголке природы« Спешим на помощь, Феи Цветов»Интеграция образовательных областей:Цели НОД :развива...
Социально-коммуникативное развитие. Конспект: "Организация трудовой деятельности: труд в уголке природы".
Социально-коммуникативное развитие. Конспект: "Организация трудовой деятельности: труд в уголке природы"....
Формирование познавательной деятельности дошкольников по средствам природы.
Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому, что она своей яркостью, многообразием, возд...