Консультация для педагогов "Трудовое воспитание. Посильный труд дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде"
консультация

Скопинцева Анастасия Михайловна
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный труд оказывает полезное возействие на общее развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-ya_trudovoe_vospitanie.docx470.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителейD:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\1429308457_sl_201208290934536205.jpg

Трудовое воспитание. Посильный труд

дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде

Подготовила: воспитатель МДОУ

             «Детский сад №36» г. Ярославля

  Скопинцева А.М.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. Огород и цветники являются живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников. Работа на огороде и в цветнике формирует у детей отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

Требования к организации труда в природе.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда: уход за растениями; выращивание растений в уголке природы; труд на участке (в цветнике, на огороде).
  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
  • Осознанность труда (раскрытие цели труда, результатов и способов их достижения).
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически  усложняться.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. 

Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд должен быть посильным – он не должен вызывать переутомления.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде (следует чередовать один вид работы с другим).
  •  Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Доступные виды работ в природе для детейD:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\detsad-227788-1405743055.jpg

• Посев семян

• Высадка рассады и пересадка растений

• Рыхление

• Прополка

• Полив

• Сбор урожая

•  Уборка участка

• Обработка почвы

•  Организация наблюдений

Содержание труда и методика руководства

в разных возрастных группах

Младшая группа (3-4 года)

Малыши могут выполнять некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). С наступлением весны можно провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. Малыши наблюдают за тем, как взрослый перекапывает большой лопатой землю. С помощью взрослого дети сажают лук на грядках (и в уголках природы). Детей привлекают к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис («ежовый огурец»). Прополку, рыхление, подкормку выполняет взрослый, показывая и рассказывая детям, что он делает. Ухаживая в утренние часы за растениями уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию (например, протереть листья влажной тряпкой).

Средняя группа (4-5 лет)

Осенью следует показать, как взрослые заботятся о растениях (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к сбору семян ноготков, бархатцев, космеи. Во время сбора овощей на огороде предлагать собрать ботву и отнести в определенное место. Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень – пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их по величине, цвету, форме, определяют особенности. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. Весной следует организовать наблюдение детей за первичным перекапыванием земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников.

В средней группе можно организовать труд детей в огороде. Взрослые вскапывают землю, рыхлят и разравнивают граблями. Детям поручают посев крупных семян овощей (гороха, огурцов, свеклы, редиса). С помощью взрослого дети высевают семена настурции, душистого горошка, ноготков, садовых бобов. Можно привлекать детей к совместному поливу огорода и цветника. В ходе этой работы следует организовать наблюдение за всходами. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся взрослым, а дети уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить ребят бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в специально отведенное место).

В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями. Приобщая детей к труду в уголке природы, взрослый должен объяснять им трудовые действия. Важно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения (появился новый листок у фикуса, зацвела герань, поникли листочки). Следует помнить, что ребенка данного возраста больше интересует процесс труда, чем его результат.

Старшая  и подготовительная группа (5-7 лет)

Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известью, окучивают молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей, чтобы защитить от грызунов. Можно организовать наблюдения за заготовкой овощей и фруктов (сушка фруктов, засолка огурцов, помидоров, квашение капусты в семье). В ходе наблюдений ребят следует привлекать к оказанию посильной помощи взрослым.

Весной можно привлекать детей к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, к рыхлению земли (маленькими граблями), разметке грядок.

Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков. Учить правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок. Показывать приемы рыхления междурядий, объяснять, что рыхлят землю для того, чтобы к корням растений поступал воздух. Во время прополки детей учат отличать культурные растения от сорняков. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся взрослым в присутствии детей. Показ сопровождать объяснениями.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.D:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\shutterstock_263850680-768x511.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посильный труд дошкольников в природе

Рекомендации для воспитателей...

Труд детей в уголке природы в средних группах.

В средней группе дети более самостоятельные. Они  приобрели  некоторыезнания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы.  Теперьони  уже  могут  под...

Консультация для педагогов «Посильный труд дошкольников на игровом участке с учетом гендерного подхода»

Труд дошкольников на игровом участке создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение и...

Методическая разработка "Труд детей в уголке природы"

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся с интересн...

Труд детей в уголке природы.

Уход за комнатными растениями....

Наблюдение за трудом взрослого в уголке природы.

Наблюдение за трудом взрослого в уголке природы во второй младшей группе. Экологическое занятие в младшей группе....

Консультация для педагогов "Посильный труд дошкольников на воздухе"

Воспитательное значение труда в детском саду, гигиенические нормы и формы организации....