Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 88 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара
«Зимующие птицы»
(вторая ранняя группа)
Авторы :Липина Татьяна Сергеевна,
воспитатель,1категории,
Королева Надежда Дмитриевна,
Воспитатель,1 категории.
Г. Сыктывкар, 2019г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование (тема) проекта | Зимующие птицы |
Руководитель проекта | Липина Татьяна Сергеевна и Королева Надежда Дмитриевна |
Участники проекта | Воспитатели ,дети и родители(законные представители) второй ранней группы №1 |
Описание проекта | |
Основания для инициации проекта | С наступлением холодов перед зимующими птицами встают жизненно важные задачи: как прокормиться, чтобы выжить. У детей нет знаний об этом, следовательно, мы должны помочь им их сформировать. Задача взрослых - воспитывать с младшего возраста интерес к друзьям нашим меньшим- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от того ,что делясь крохами можно спасти птиц от гибели замой. |
Цель проекта | Формирование знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним и о роли человека в их жизни. |
Задачи проекта | -Расширить кругозор детей -Формировать представления о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц -Обогащать знания дошкольников -Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. -Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях -Воспитывать у детей желание участвовать в уходе за птицами, подкармливать их совместно с взрослыми -Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. - Пополнить предметно –развивающую среду группы по теме проекта -Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей. -Укреплять детско-родительские отношения. |
Результат проекта | -у детей обогатился словарь( ворона, сорока, синица, снегирь, воробей, дятел, сало, крупа и т.д.) -дети научились подражать их голосам -у детей формируется личностные качества. Такие как отзывчивость, сострадание и доброжелательность. -вызвать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой. -с удовольствием занимаются продуктивной деятельностью. -повышение компетентности родителей в знаниях о зимующих птицах; -повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений. |
Критерии успеха проекта | -завершение проекта в запланированные сроки -достигнут конечный результат -получено удовольствие от своей деятельности -участие в конкурсе |
Период реализации проекта | краткосрочный с 1.02-22.02.2019 |
Риски реализации проекта | -дефицит учебно–методических пособий -дети раннего возраста |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
I этап. Организационно-подготовительный (Февраль 2019г)
Мероприятие | Срок | Ответственные |
-Поиск и подбор методической, художественной и научно-популярной литературы, иллюстрированного материала, картотеки игр по данной теме. -Доведение до родителей важности темы проекта. | Февраль 2019г. | Воспитатели |
II этап. Основной (Февраль 2019г )
Мероприятие | Срок | Ответственные | |
Социально-коммуникативное развитие | -Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях. -Беседа «Как мы можем заботиться о птицах зимой» | Февраль 2019г. | Воспитатели |
Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Что за птица?», «Угадай, кого не стало?» | Февраль 2019г | Воспитатели | |
Познавательное развитие | -Наблюдение за птицами на прогулке. | Февраль 2019г | Воспитатели |
-Просмотр мультимедийной презентации о зимующих птицах. -Просмотр мультфильма «Где обедал воробей?» | Февраль 2019г | Воспитатели | |
Художественно-эстетическое | -Рисование ладошкой «Снегири и синички» -Лепка «Зернышки для птичек - Рисование «Ягоды рябины для снегирей» «Зернышки для птичек» Цель: учить рисовать ватными палочкам и пальчиками ягоды рябины. Развивать чувство формы и цвета, - Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса» Цель: учить внимательно, слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц. | Февраль 2019г | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Речевое развитие- | -Чтение произведений:В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Где обедал воробей»; А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?», М.Пришвин «Дятел». -Прослушивание потешек: «Сорока –белобока», «Андрей – воробей». -Рассматривание сюжетных картин и фотографий ( Цель: дать представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей) - Заучивание стихотворения А.Барто «Птичка» (Цель: научить внимательно слушать,развивать память.) | Февраль 2019г | Воспитатели |
физическое развитие | -Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Снег идет», «Птички в гнездышках», «Вороны и собачка» -Дыхательная гимнастика «Лети голубь». -Игры- забавы «Маленькая птичка» -Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей», «Птичья кормушка», «Сорока», «Я зимой кормлю всех птиц», «Сколько птиц в кормушке нашей». - Физкультминутка «Стая птиц летит на юг», «Вороны». | Февраль 2019г | Воспитатели |
III этап. Аналитико-информационный (февраль 2019 г.)
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | -Сбор корма для птиц Цель: привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений. -Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. | 1-22.02.2019г 1.02-8.02.2019г | Воспитатели |
2 | Анализ эффективности реализации проекта | 22.02.2019г | Старшие воспитатели |
3 | Оформление опыта работы педагогов по реализации образовательной деятельности с детьми по теме проекта | Воспитатели | |
4 | Презентация альбомов сделанных совместно с родителями по теме «Зимующие птицы» | 8.02.2019г | Воспитатели |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. –СПб.: КАРО, 2008. – 64 с.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 24 с.
4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя детского сада / С.Я. Лайзане. – М.: «Просвещение». 1978. – 158 с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. 8. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа: метод. пособие / Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 320 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1
Приложение №2
Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»
Цель: воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра «Снег идёт»
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.
Подвижная игра «Вороны и собачка»
Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».
Возле ёлочки зелёной Дети прыгают,
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» изображая ворону.
Тут собачка прибежала Дети убегают от
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» «собачки».
Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Игра «Громко – тихо»
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая птичка, машинки).
Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-ворона. Она зовет своих деток и громко кричит «Карр-карр!». Повторите, как кричит мама-ворона.
Дети громко повторяют «Карр-карр!».
— А теперь я держу вороненка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Карр-карр!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Карр-карр!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую ворону, а дети должны самостоятельно произнести, как она каркает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
«Сорока» (Игра-драматизация)
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает, и с субъектом, который это действие производит.
Материалы: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник, игрушечная птица — сорока.
Воспитатель обращается к детям:
— Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (раскладывает предметы).
Игра продолжается в форме диалога между детьми и сорокой.
Сорока, сорока.
Отдай нам мыльце!
Не дам, не отдам.
Возьму ваше мыльце,
Отдам своему сорочонку умыться!
Сорока, сорока.
Отдай нам иголку!
Не дам, не отдам!
Возьму я иголку,
Сорочку сошью своему сорочонку.
Сорока, сорока,
Отдай нам очки!
Не дам, не отдам!
Я сама без очков
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Сорока, сорока,
Отдай нам звоночек.
Не дам, не отдам!
Возьму я звоночек,
Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!
Ты, Сорока, не спеши,
Ты у деток попроси,
Все тебя они поймут.
Все, что надо, подадут.
(Пер. с таджикского А. Ахундовой.)
Ведущий. Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить, полетать, подмести...)
Ведущий. Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят все предметы.)
Сорока благодарит и улетает, пообещав вернуть все обратно.
Игру можно продолжить: сорока приносит все обратно, а дети вспоминают, что она делала с каждым предметом: мылом помылась, щеткой почистила, утюгом погладила, краской покрасила и т.
«Чей голос?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: Игрушки: зимующих птиц автомобиль.
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Чик-чирик! Кто это? (Воробей) Как поет воробей? (Чик-чирик .)
— Каррр-Каррр! Кто это? (Ворона.) Как ворона кричит?
— (слышен стук) Кто это стучит? (Дятел.) Как дятел стучит?
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ
(ИГРЫ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)
«Что за предмет?»
Цель: Называть предмет.
Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч»,— а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, с желтой полосой».
«Скажи, что делает и что будет делать»
Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.
Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит птичек; покормит птичек
«Назови, что это, и скажи какой»
Цель: Выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.
Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».
«Разрезанная картинка».
Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.
Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905719-1489684121.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-533890-1449843070.jpg)
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-1061619-1706806395.jpg)
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105111-1547982517.jpg)
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130724-1553614689.jpg)
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1210037-1579696484.jpg)
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1229057-1584692848.jpg)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....