Канспект ООД "Права детей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
Формировать представление детей о правах детей.
Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя.
Дать представление о важности права на имя.
Развивать умения рассуждать, делать выводы.
Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Активизировать словарь: имя, фамилия, отчество.
Материал:
• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;
• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);
• картинки с изображением сказочных героев;
• клубок ниток, мяч;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_said_ood.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Права детей ».
Задачи:
Формировать представление детей о правах детей.
Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя.
Дать представление о важности права на имя.
Развивать умения рассуждать, делать выводы.
Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Активизировать словарь: имя, фамилия, отчество.
Материал:
• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;
• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);
• картинки с изображением сказочных героев;
• клубок ниток, мяч;
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, я хочу вам рассказать одну сказку, о маленьком человечке по имени Кирюша.
В волшебной стране этого человечка живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста, как Кирюшка. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей смущает Кирюшку. Большие люди всегда очень серьезные, занятые, они почти никогда не шалят и не играют, как маленькие человечки. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе.
Воспитатель: Ребята существует важный документ, в котором записаны все права детей. Этот международный документ называется «Конвенция о правах ребенка».
Как вы думаете почему это международный документ?
Ответ: Потому что этот документ подписали люди всей планеты.
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с новым правом, но вначале ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся?
Дети: У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Отличаемся цветом глаз, волос.
Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это?
Дети: Имя.
Воспитатель: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена.
А теперь я хочу вам рассказать про ваши имена, что они обозначают:
Кирилл – «солнце, хозяин, господин»
Дима – «земледелец»
Вероника– «приносящая пользу»
Злата – «обоятельная, любопытная, восхищающая»
Айнур – «смелый, самоуверенный мужчина»
Арина – «мир, покой произходит от имени Ирина»
Варя – «улыбчивая и добрая»
Адрияна – «талантливая»
Милана – «милая»
Владик – « владеет славой»
Захар – «память божья»
Даша – «победительница»
Диана – «посланник благодения и здоровья»
Аделина – «важная, благородная»
Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?
Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - это тетенька.
Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям, к воспитателю.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть новое право – это право на имя?
Воспитатель: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.
Физ. минутка
Воспитатель: «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.
Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».
Воспитатель: А вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый букет! Он непростой, а волшебный. Говорят, что дети – это цветы жизни. Оказывается, это правда. Каждый цветок – ребенок. А на лепестках написаны ласковые, любимые имена детей. Те, которыми называют их дома. (Воспитатель зачитывает некоторые имена, их значение, а дети рассматривают букет). Я предлагаю поместить этот букет в раздевальной комнате, чтобы все, кто к нам приходит, смогли узнать эти имена. Ведь каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель демонстрирует свои фотографии и рассказывает: имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Розальюша. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Розальюша. Моя дочка называет меня «мама». Муж и друзья зовут Розалия. А в детском саду я для всех Розалия Рифовна.
Воспитатель: Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Кирюша в школе станет Кирилом. Димочка – Димой. Дашенька– Дарьей. т.д.
Воспитатель: Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?
Ответы детей. (Воспитатель помогает детям.)
Воспитатель: Ребята, когда я готовилась к этому занятию, то нашла много загадок про имена, но они сказочные. Попробуйте их отгадать:
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)
5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка. (Отрывок о том, как Незнайка стал поэтом.)
Воспитатель: У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?
Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.
Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится.
Воспитатель: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?
Дети: Нет, мне его стихи не понравились. А мне эти стихи понравились.
Воспитатель: А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?
Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.
Воспитатель: Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.
Игра «Волшебный клубок»
А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Волшебный клубок». (Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами или просто ласковыми словами. Это могут быть названия цветов, рыбок, зверюшек, фруктов…)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?
Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.
Релаксация. Воспитатель: Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое - маленькое солнышко. Это ваше имя, оно не обжигает вас, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Значит, ваши имена растут вместе с вами и настоящая дружба становится между вами крепкая.
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Канспект по математическому развитию в старшей группе «Маша и Медведь в гостях у ребят
Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах....
канспект занятия "Бумажные фантазии"
Занятие учит детей анализировать, делать простейшие умозаключения. Воспитывает наблюдательность, внимание....
План-канспект
ОО "Речевое развитие"...
канспект "Здоровый малыш".
ГБОУ СОШ «ОЦ» с /п «Детский сад «Улыбка» с. Лопатино Проект «Будь здоров малыш». Выполнила: Ф....
Канспект"Золотая осень"
Задачи:1 закрепить признаки осени2 закрепить месяцы осени3 расширить преставление о даров осени.......
Канспект занятка па адукацыйнай вобласці “Дзіця і грамадства”: “Янка Купала - славуты пясняр Беларусі”.
Занятак можна таксама выкарыстоўваць для азнакамлення выхаванцаў з мастацкай літаратурай...
- Мне нравится (2)