Конспект занятия « Бумажные фантазии» Цель: 1. Дать первоначальные знания об изобретении бумаги. 2. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. 3. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения. 4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги. 5. Воспитывать наблюдательность, внимание. Материал: образцы разных видов бумаги, предметы из бумаги (альбом, газета, коробка, книга), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши. Ход занятия: Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С.Михалкова Простой бумаги Свежий лист, Ты бел, как мел. Не смят и чист. Твоей поверхности Пока Ничья не тронула рука... Чем станешь ты? Когда, какой Исписан будешь ты рукой?... - Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) - Верно, о бумаге. Но сначала послушайте небольшую историю: - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. - Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. - Какого цвета бумага? - Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая) - Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. - Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей) - Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. - Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей) - Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей) - Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. - Попробуйте распрямить бумагу, разгладить ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей) итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней. Физ. минутка. (раздаю ножницы) - Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей) - Вся ли бумага режется? Мы выяснили, что бумага легко режется ножницами. - А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Значит, бумага еще и рвется. Вывод: бумага мнется, режется, рвется. - Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая). - Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла) вывод: бумага намокает в воде и расползается, она непрочная. - Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Значит, на бумаге можно писать, рисовать. А еще мы с вами выяснили, что бумага мнется, рвется, намокает в воде, разная по толщине, ее можно разрезать ножницами, на ней можно писать и рисовать. - В группе появляется сказочный персонаж Незнайка, который собирает различные виды бумаги.Но у него случилась неприятность: подул сильный ветер и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Предлагаю детям искать образцы бумаги (заранее спрятанные в помещении группы). Дети приносят найденные образцы. Незнайка сообщает детям, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия объясняю детям назначение каждого вида бумаги. Каждый ребенок описывает свойство найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма. В заключение называю вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предметы, изготовленные из бумаги данного вида ( картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги). Таким образом подвожу ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов. Незнайка благодарит ребят, что помогли ему восстановить коллекцию бумаги. |