"Использование элементарной поисковой деятельности в формировании у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ экологической культуры"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Прусакова Наталия Анатольевна

Наблюдения и дидактические игры о природе широко используются в экологическом воспитании детей. Этот материал доступен детям, так как соответствует особенностям детского мышления и восприятия (нагляден,находится в окруженииребенка, часто с ним можно действовать, разнообразен). Если егно использовать так, чтобы детям было интересно, значимо для неих, значит онлегко прочно запорминается, развивает любознательность, вызывает желание поделиться открытием, а это благодатная почва для развития речи. При тпроведении наблюдений в проблемных ситуациях, приустановлении связей и зависимости природных явлений у детей проявляется необходимость в доказательной речи, в построении предложений сложных конструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Использование элементарной поисковой

деятельности в формировании у детей среднего

дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ

экологической культуры »

         Опыт работы воспитателя

         логопедической группы №6

         Прусаковой Наталии Анатольевны

         ГБДОУ №116 Фрунзенского района


Реализуя образовательную программу дошкольного образования, адаптированную для обучающихся с ограниченными возможностями (тяжелое нарушение речи), изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников - детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность ( почему? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель – не учитель- наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. Эту работу я начала с построения предметно - развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. Постаралась создать в группе Уголок экспериментирования с необходимым оборудованием:

   • приборы - помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

   • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,  шишки, мох, семена, листья деревьев и т.д.;

   • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

   • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

   • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и  т.д.;  

   • красители: пищевые и непищевые ( гуашь, акварельные краски и др.);

   • медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без   игл), мерные ложки, резиновые груши и д. р.;

   • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

   • цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Основные направления поисково-познавательной деятельности, которые я выделила:

*живая природа - растения и животные как живые организмы; строение, функции и значение частей растений; особенностей строения и функций некоторых частей тела и органов у животных; многообразие живых организмов, и их приспособление (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках); представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода); факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу; характерные особенности сезонов; характерные особенности природно-климатических зон - взаимосвязь неживой и живой природы; характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и пр.)

* неживая природа - свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни; три агрегатных состояния веществ ( газообразное, жидкое, твердое ); планета Земля; Космос, Солнечная система, планеты, спутники.

* Физические явления - свет, магнетизм, электричество, звуки, тепло, движение, упругость, давление, время.

*человек - живой организм.

*рукотворный мир - свойства материалов, качество материалов, роль человека в добывании и производстве материала.

    Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: « Зачем чирикает воробей?», « Как спят рыбы?» и т. п. Если отмахнуться от «докучливых» вопросов ребенка, то этим мы задерживаем его умственный рост, тормозим духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Организация элементарной поисковой деятельности помогает ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

    Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и их закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений - одна из важнейших задач воспитания.

 


     Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер.  Нужно дать детям возможность «общаться», « действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и , наконец , наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольника.

     В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и

 игровое оборудование.

     Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои «почему» и «отчего». Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. « А мне не холодно! А я закаленный!»- такими будут ответы детей. Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий... Я решила эту проблему с помощью опыта: превращение льда в воду и , наоборот,- воды в лед. Особенно хорошо, убедительно и наглядно этот опыт действует на тех детей,  которые любят тайком «лакомиться снегом». Вместе с детьми набрали самого чистого снега в стеклянную банку и поставили в уголок природы. Через некоторое время дети увидели в банке грязную воду. Оказывается, снег только кажется чистым, на самом месте он загрязнен и запылен. А кто из детей захочет выпить воду из банки? Из этого примера дети легко и самостоятельно делают вывод о том , что снег есть нельзя не только потому , что он холодный и можно простудиться, но и потому, что он грязный.

    Познавательную задачу может поставить перед детьми и воспитатель. Так, готовясь к посадке семян весной, я спросила у детей: « Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее рыхлить, поливать? А нельзя ли семена посадить в сухую землю?» Во время прогулки, обратила внимание детей, что одни цветы одуванчика имеют короткий стебель, а другие - длинный. Слава В. сказал: «Я знаю, почему тот цветочек вырос с короткой ножкой, он растет на открытом месте. Солнышко его согревает. Ему и на короткой ножке тепло. А цветок с длинным стеблем растет в густой траве и все время тянется своей головкой к солнышку, поэтому и вырос такой длинный».

    Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Так, прочитав сказку « Мороз Иванович», я спросила: «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно? Почему он так сказал? Но ведь у Маши руки от снега закоченели! Так холодно под снегом или тепло?» Дети вовлекаются в  проблемную ситуацию и удивляются: « Как же так. Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши от снега руки заледенели?!» Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно - в познавательный интерес. И тут наступает время спросить у детей: « А как мы узнаем : тепло под снегом или холодно?» Это будет следующим этапом: поиск пути решения проблемы. Способы предложенные детьми были самыми невероятными: « Закопайте меня под снег, я посижу там и скажу, тепло под снегом или холодно. Я предложила провести опыт. Мы взяли две бутылки и налили в них одинаковое количество жидкости. Одну бутылку закопали в снег, а другую положили на поверхность снега. Через некоторое время проверили бутылки. В бутылке, которая лежала на снегу, был лед, а в другой, которая была под снегом, вода. Опыт помог образованию у детей правильного представления о защитной роли снега для живых организмов в зимний период, и использовании человеком этих свойств в своей жизнедеятельности. Надо, чтобы все условия опыта были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено. Например, где будет лучше расти растение: в темном месте или светлом? Мы взяли два растения. Договорились поливать одинаковым количеством воды. Разница же будет в том, что одно растение поставили на подоконник, а другое — в темное место. Устанавливается, что все одинаковое, разное - степень освещения.

    Поскольку опыт - это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным или длительным. Кратковременные наблюдения используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания. Как образуется дождь? - это явление неживой природы непонятно для детей, интересует, вызывает недоумение. Вот как я объяснила это явление с использованием опыта. Поставила кипятиться чайник. Когда вода в нем закипела, и из носика пошел пар, говорю, что вот так вода и в реках нагревается и поднимается в виде пара вверх. « А вот у меня тарелка с холодной водой - это как будто небо, держу тарелку над струей пара. Горячий пар касается холодного дна тарелки, и оно покрывается капельками воды, которые все увеличиваются и, наконец, начинают падать. Вот вам и дождь». Аналогично объясняется и образование града, снега. Из облаков падают капли дождя, но по пути к земле они встречают холодный воздух, который вместе с ветром пришел с севера, капельки воды замерзают, получается град. Так же образуется и снег. В холодные зимние дни капельки воды в облаках превращаются в малюсенькие

палочки-льдинки, которые, слипаясь, образуют снежинки.

    Длительные наблюдения могут быть использованы при установлении причин

природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития, например, условия прорастания семян, роль света, воды, подкормки для роста растений. В этих случаях длительное наблюдение необходимо разбить на ряд кратковременных и последовательно провести их. Например, чтобы установить роль света для растений, мы посадили с детьми две одинаковые луковицы в одинаковые горшочки, поливали. Только один горшок поставили на подоконник, а другой убрали в шкаф. Повторное наблюдение провели, когда у луковицы на окне чуть « проклюнулась» зелень.

В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу: « Зачем мы эту луковицу поставили в шкаф? Что мы хотим узнать?» Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовывают.

Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. Детям предлагается сравнить два объекта, используя дневники наблюдений, зарисовки. Например, в опыте по сказке « Мороз Иванович» я предлагала сравнить воду в двух бутылках (одна стояла на снегу, а другая была закопана в сугроб). Дети убеждались, что во второй бутылке вода теплее. « Чем же была защищена вода в бутылке от морозного ветра? Что мешало ему добраться до нее и заморозить?»- спросила я. И дети сказали : « Снег!» После этого я предложила им подумать, почему люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и кусты.

    Таким образом, в организации и проведении опытов можно четко выделить

четыре этапа:

   1. Постановка проблемы.

   2. Поиск пути решения проблемы.

   3. Проведение наблюдения.

   4. Обсуждение итогов и формулировка вывода.

       При наличии у детей некоторого опыта, сформированного через наглядно- действенные методы, можно использовать для проверки предположения  или для решения познавательных задач беседы, которые дают   возможность установить причины разнообразных природных явлений при   помощи рассуждений. Но нужно руководить ходом рассуждений,  направляя мысли детей в нужное русло. Например, во время прогулки  при оттепели дети отметили, что снег стал влажным, липким, если его   сжать в руке - потечет вода. Ночью наступило похолодание, и на другой   день образовался наст. Рассмотрев его с детьми, я предложила догадаться,   что случилось со снегом и почему. В ходе беседы мы выяснили, что снег   вчера был мокрым, талым, а сегодня на улице мороз и снег с водой   замерзли. На этом примере я смогла показать детям не только общие   закономерности природных явлений, но и видеть их конкретное  проявление.

   Как проверить у дошкольников сформированность навыков   исследовательской деятельности? Несомненно это не количественные, а   качественные показатели. Во-первых, известно, что любая деятельность   зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь  оценивать отношения детей к деятельности экспериментирования,  которое, оценивается по степени проявления интереса, активности участия   в обсуждениях и в процессе деятельности. Во-вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка входе  экспериментирования. Соответственно, и оценивается не то, какого  результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В начале  года, я провела исследование: какой вид деятельности дети средней  группы предпочитают, место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Детям были показаны картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 - игровая;

2 - чтение книг;

3 - изобразительная;

4 - детское экспериментирование;

5 - труд в уголке природы;

6 - конструирование из разных материалов.

    Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Из 15 детей 8 выбрали игровую деятельность, 3 чтение книг, 3 изобразительную деятельность, 2 конструирование. Детское экспериментирование не выбрал никто. Результат диагностики показал, что в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют, но как отдельный вид деятельности, еще не выделяют. В старшем возрасте, когда у детей уже есть накопленный опыт конкретных представлений о свойствах предметов и явлений, можно провести диагностику, выявляющую степень устойчивости интереса ребенка, предпочитаемые материалы в процессе экспериментирования. Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами. Ребенку предлагается сделать последовательно 3 выбора: « К тебе пришел гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз. Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй- 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается в целом по группе.

                   

Работа с родителями:

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей. В индивидуальных беседах, родительских собраниях я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

   Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое.

   Если у нас взрослых возникает необходимость запретить, то обязательно нужно объяснить, почему мы это запрещаем. С раннего детства надо побуждать детей доводить начатое дело до конца, оценивая его усилия и активность. Наша положительная оценка для детей важней всего.

 

                   

                                 Литература.

1. Т. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми старшего   возраста».

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в   дошкольном возрасте».

3. Л. Н. Кондратьева «Программа экологического образования «Мы».

4. О. Куркузов «По следам Почемучки».

5. В. Н. Танасийчик «Экология в картинках».

6. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников».

7. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и   эксперименты в детском саду».

8. А. И. Иванова «Живая экология».

9. О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска».

10. О. В. Дыбина, Н П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное  рядом».

11. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии   занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

12. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова «Здравствуй,   мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Значение изобразительной деятельности в формировании личности детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить сво...

«Формирование у детей дошкольного возраста восприятия детской литературы и книжной культуры».

"Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, вн...

Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности детей дошкольного возраста

Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности  детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Быстро сменяющийся ритм жизни,  требует от человека не шаблонных,   привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решен...

Рекомендации для педагогов "Использование элементарной экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации для педагогов "Использование экспериментальной детельности в работе с детьми дошкольного возраста"...