ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
статья
Быстро сменяющийся ритм жизни, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании, использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.
Задача педагога видеть индивидуальность каждого ребенка, научить его делать выбор, развивать творческие способности. Для этого, в своей работе педагоги используют, современные образовательные технологии, сегодня их насчитывается больше сотни. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку: социо - игровые, кейс-технологии, музейная педагогик, проектирование, мнемотехника.
Одной из таких современных образовательных технологий является «Дерево – решений». Теория принятия решения как самостоятельное научное направление берет свое начало с работ американских ученых Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна. Эти авторы издали в 1944 году небольшую книгу, посвященную разработанной ими теории игр и теории полезности, предложив тем самым первые формализованные модели действия человека в процессе принятия решений.
Дети постоянно задают вопросы, которые требуют принятия решения, но чаще всего педагог принимает решение за детей. Он должен научить ребенка принимать решения самостоятельно.
В этом ему поможет технология «Дерево решений».
«Дерево решений» — технология, которая включает несколько этапов работы:
1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.
Суть технологии заключается в структуре дерева, в котором:
Ствол – проблема, которая требует решения;
Ветви – это пути решения проблемы;
Листья – это результаты, к которым приведут пути.
У одной проблемы может быть несколько путей решения и несколько результатов.
Преимущества этой технологии:
- Это одномерная схема, которая наглядно показывает причинно-следственные связи. Что будет, если... И куда наш выбор приведет.
- Возможность одновременно рассматривать нетипичные ситуации и подбирать несколько вариантов их разрешения.
- Простота в использовании.
- Работать над моделью может сразу несколько человек, что облегчает задачу.
- Возможность действовать в соответствии с алгоритмом.
Данную технологию можно применять в различных видах деятельности: во время занятий и в режимных моментах.
Утром с детьми можно запланировать деятельность, которой будем заниматься в течение дня. Предложить выбрать игры, книги которые будем рассматривать и слушать, материалы для лепки, рисования, аппликации.
В непосредственной образовательной деятельности можно рассмотреть проблему, подобрать разные пути решения, и получить результат.
Для организации прогулки технология «Дерево решений» помогает планировать, сделать выбор вида деятельности, которым хотел бы заняться ребенок.
В вечернее время, дети играют в игры, рассматривают книги, занимаются продуктивной деятельностью, которая была запланирована ими ранее. Если ребенок не захотел играть в игру, которую выбрал утром, то выбирает любую другую.
В результате применения данной технологии развивается самостоятельность, ребенок учится видеть и определять проблему, учится выбирать и находить пути решения проблемы. Сопоставляет результат с проблемой. Она позволяет учить детей планировать, делать выбор, принимать решение. Помогает развивать творческие способности детей.
Дети живут в быстро меняющемся в мире. Педагог должен организовать свою работу так, чтобы каждый ребенок мог легко адаптироваться к жизни в современном обществе. Познавая красоту мира, ребенок стремится воплотить ее в своем творчестве, сделать существующий мир чуточку лучше, ярче.
Литература:
1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
3. Эддоус М, Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М., ЮНИТИ, 1
4. https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/interaktivnye-metody-obuchenija.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ»
В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
Веревочкина Алена Михайловна, воспитатель
МБДОУ детский сад №350 «Яблонька», г.Самара
Е-mail: veriovochckina.alyona@yandex.ru
Быстро сменяющийся ритм жизни, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании, использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.
Задача педагога видеть индивидуальность каждого ребенка, научить его делать выбор, развивать творческие способности. Для этого, в своей работе педагоги используют, современные образовательные технологии, сегодня их насчитывается больше сотни. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку: социо - игровые, кейс-технологии, музейная педагогик, проектирование, мнемотехника.
Одной из таких современных образовательных технологий является «Дерево – решений». Теория принятия решения как самостоятельное научное направление берет свое начало с работ американских ученых Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна. Эти авторы издали в 1944 году небольшую книгу, посвященную разработанной ими теории игр и теории полезности, предложив тем самым первые формализованные модели действия человека в процессе принятия решений.
Дети постоянно задают вопросы, которые требуют принятия решения, но чаще всего педагог принимает решение за детей. Он должен научить ребенка принимать решения самостоятельно.
В этом ему поможет технология «Дерево решений».
«Дерево решений» — технология, которая включает несколько этапов работы:
1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.
Суть технологии заключается в структуре дерева, в котором:
Ствол – проблема, которая требует решения;
Ветви – это пути решения проблемы;
Листья – это результаты, к которым приведут пути.
У одной проблемы может быть несколько путей решения и несколько результатов.
Преимущества этой технологии:
- Это одномерная схема, которая наглядно показывает причинно-следственные связи. Что будет, если... И куда наш выбор приведет.
- Возможность одновременно рассматривать нетипичные ситуации и подбирать несколько вариантов их разрешения.
- Простота в использовании.
- Работать над моделью может сразу несколько человек, что облегчает задачу.
- Возможность действовать в соответствии с алгоритмом.
Данную технологию можно применять в различных видах деятельности: во время занятий и в режимных моментах.
Утром с детьми можно запланировать деятельность, которой будем заниматься в течение дня. Предложить выбрать игры, книги которые будем рассматривать и слушать, материалы для лепки, рисования, аппликации.
В непосредственной образовательной деятельности можно рассмотреть проблему, подобрать разные пути решения, и получить результат.
Для организации прогулки технология «Дерево решений» помогает планировать, сделать выбор вида деятельности, которым хотел бы заняться ребенок.
В вечернее время, дети играют в игры, рассматривают книги, занимаются продуктивной деятельностью, которая была запланирована ими ранее. Если ребенок не захотел играть в игру, которую выбрал утром, то выбирает любую другую.
В результате применения данной технологии развивается самостоятельность, ребенок учится видеть и определять проблему, учится выбирать и находить пути решения проблемы. Сопоставляет результат с проблемой. Она позволяет учить детей планировать, делать выбор, принимать решение. Помогает развивать творческие способности детей.
Дети живут в быстро меняющемся в мире. Педагог должен организовать свою работу так, чтобы каждый ребенок мог легко адаптироваться к жизни в современном обществе. Познавая красоту мира, ребенок стремится воплотить ее в своем творчестве, сделать существующий мир чуточку лучше, ярче.
Литература:
1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
3. Эддоус М, Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М., ЮНИТИ, 1
4. https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/interaktivnye-metody-obuchenija.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движени...
Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно организовывать содержательный и позитивный досуг через организацию дворовых игр»
В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интер...
"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)...
Реферат на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве с применением дидактических игр"
Актуальность работыобусловлена внедрением ФГОС в систему образования, в том числе и дошкольного. В данной ситуации важными становятся задачи всестороннего развития, всопитания и обучения детей дошколь...
МАСТЕР-КЛАСС по изготовлению бумажных украшений в стиле Эбру (в рамках проекта по формированию у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать в паре)
Данный мастер-класс поможет педагоам не только в изготвлении украшений из бумаги, но и поможет выстроить образовательный процесс, организовав его в паре для развития у дошкольников навыков партенрства...
Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»
Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»...