ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
статья

Быстро сменяющийся ритм жизни,  требует от человека не шаблонных,   привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании,  использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

Задача педагога видеть  индивидуальность каждого ребенка, научить его делать выбор,  развивать творческие способности. Для  этого, в своей работе педагоги используют,  современные образовательные технологии, сегодня их насчитывается больше сотни. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку: социо - игровые,  кейс-технологии,  музейная педагогик, проектирование,  мнемотехника.

Одной из таких современных образовательных технологий является   «Дерево – решений». Теория принятия решения как самостоятельное научное направление берет свое начало с работ американских ученых Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна. Эти авторы издали в 1944 году небольшую книгу, посвященную разработанной ими теории игр и теории полезности, предложив тем самым первые формализованные модели действия человека в процессе принятия решений.

Дети постоянно задают вопросы, которые требуют принятия решения, но чаще всего педагог принимает решение за детей. Он должен научить ребенка  принимать решения самостоятельно.

В этом  ему поможет технология «Дерево решений».

«Дерево решений» — технология, которая включает несколько этапов работы:

1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».

2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).

3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Суть технологии заключается в структуре дерева, в котором:

Ствол – проблема, которая требует решения;

Ветви – это пути решения проблемы;

Листья – это результаты, к которым приведут пути.

У одной проблемы может быть несколько путей решения и несколько результатов.

Преимущества этой технологии:

  •  Это одномерная схема, которая наглядно показывает причинно-следственные связи. Что будет, если... И куда наш выбор приведет.
  •  Возможность одновременно рассматривать нетипичные ситуации и подбирать несколько вариантов их разрешения.
  •  Простота в использовании.
  •  Работать над моделью может сразу несколько человек, что облегчает задачу.
  •  Возможность действовать в соответствии с алгоритмом.

Данную технологию можно применять в различных видах деятельности: во время занятий и в  режимных моментах.

Утром с детьми  можно запланировать деятельность, которой будем заниматься в течение дня. Предложить выбрать игры, книги которые будем рассматривать и слушать, материалы для лепки, рисования, аппликации.

В непосредственной образовательной деятельности можно рассмотреть проблему, подобрать  разные пути решения, и получить результат.

Для организации прогулки технология «Дерево решений» помогает планировать,  сделать выбор вида деятельности, которым хотел бы заняться ребенок.

В вечернее время, дети играют в игры, рассматривают книги, занимаются продуктивной деятельностью, которая была запланирована ими ранее. Если ребенок не захотел играть в игру, которую выбрал утром, то выбирает любую другую.

В результате применения данной технологии развивается самостоятельность, ребенок учится видеть и определять проблему, учится выбирать и находить пути решения проблемы. Сопоставляет результат с проблемой. Она позволяет  учить детей планировать, делать выбор, принимать решение. Помогает развивать творческие способности детей.

Дети живут в быстро меняющемся в мире.  Педагог должен организовать свою работу так, чтобы каждый ребенок мог легко адаптироваться к жизни в современном обществе. Познавая красоту мира, ребенок стремится воплотить ее в своем творчестве, сделать существующий мир чуточку лучше, ярче.

Литература:

1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар    для учителей» М., 2004

2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

3. Эддоус М, Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М., ЮНИТИ, 1

4. https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/interaktivnye-metody-obuchenija.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ»

В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫБОР И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Веревочкина Алена Михайловна, воспитатель

МБДОУ детский сад №350 «Яблонька», г.Самара

Е-mail: veriovochckina.alyona@yandex.ru

Быстро сменяющийся ритм жизни,  требует от человека не шаблонных,   привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании,  использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.

В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность. 

Задача педагога видеть  индивидуальность каждого ребенка, научить его делать выбор,  развивать творческие способности. Для  этого, в своей работе педагоги используют,  современные образовательные технологии, сегодня их насчитывается больше сотни. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку: социо - игровые,  кейс-технологии,  музейная педагогик, проектирование,  мнемотехника. 

Одной из таких современных образовательных технологий является   «Дерево – решений». Теория принятия решения как самостоятельное научное направление берет свое начало с работ американских ученых Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна. Эти авторы издали в 1944 году небольшую книгу, посвященную разработанной ими теории игр и теории полезности, предложив тем самым первые формализованные модели действия человека в процессе принятия решений.

Дети постоянно задают вопросы, которые требуют принятия решения, но чаще всего педагог принимает решение за детей. Он должен научить ребенка  принимать решения самостоятельно.

В этом  ему поможет технология «Дерево решений». 

«Дерево решений» — технология, которая включает несколько этапов работы:

1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».

2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).

3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Суть технологии заключается в структуре дерева, в котором:

Ствол – проблема, которая требует решения;

Ветви – это пути решения проблемы;

Листья – это результаты, к которым приведут пути.

У одной проблемы может быть несколько путей решения и несколько результатов.

Преимущества этой технологии:

  •  Это одномерная схема, которая наглядно показывает причинно-следственные связи. Что будет, если... И куда наш выбор приведет.
  •  Возможность одновременно рассматривать нетипичные ситуации и подбирать несколько вариантов их разрешения.
  •  Простота в использовании.
  •  Работать над моделью может сразу несколько человек, что облегчает задачу.
  •  Возможность действовать в соответствии с алгоритмом.

Данную технологию можно применять в различных видах деятельности: во время занятий и в  режимных моментах.

Утром с детьми  можно запланировать деятельность, которой будем заниматься в течение дня. Предложить выбрать игры, книги которые будем рассматривать и слушать, материалы для лепки, рисования, аппликации.

В непосредственной образовательной деятельности можно рассмотреть проблему, подобрать  разные пути решения, и получить результат.

Для организации прогулки технология «Дерево решений» помогает планировать,  сделать выбор вида деятельности, которым хотел бы заняться ребенок.

В вечернее время, дети играют в игры, рассматривают книги, занимаются продуктивной деятельностью, которая была запланирована ими ранее. Если ребенок не захотел играть в игру, которую выбрал утром, то выбирает любую другую.

В результате применения данной технологии развивается самостоятельность, ребенок учится видеть и определять проблему, учится выбирать и находить пути решения проблемы. Сопоставляет результат с проблемой. Она позволяет  учить детей планировать, делать выбор, принимать решение. Помогает развивать творческие способности детей.

Дети живут в быстро меняющемся в мире.  Педагог должен организовать свою работу так, чтобы каждый ребенок мог легко адаптироваться к жизни в современном обществе. Познавая красоту мира, ребенок стремится воплотить ее в своем творчестве, сделать существующий мир чуточку лучше, ярче.

Литература: 

1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар    для учителей» М., 2004

2. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. 

3. Эддоус М, Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. – М., ЮНИТИ, 1

4. https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/interaktivnye-metody-obuchenija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движени...

Консультация для родителей «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Матереиал содержит некоторые особенности формирования у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве....

Статья «Формирование у детей дошкольного возраста умения самостоятельно организовывать содержательный и позитивный досуг через организацию дворовых игр»

В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интер...

"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)...

Реферат на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться в пространстве с применением дидактических игр"

Актуальность работыобусловлена внедрением ФГОС в систему образования, в том числе и дошкольного. В данной ситуации важными становятся задачи всестороннего развития, всопитания и обучения детей дошколь...

МАСТЕР-КЛАСС по изготовлению бумажных украшений в стиле Эбру (в рамках проекта по формированию у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать в паре)

Данный мастер-класс поможет педагоам не только в изготвлении украшений из бумаги, но и поможет выстроить образовательный процесс, организовав его в паре для развития у дошкольников навыков партенрства...

Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»

Индивидуальная консультация «Особенности формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве»...