«Формирование у детей дошкольного возраста восприятия детской литературы и книжной культуры».
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
"Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. ребенок должен любить книгу, тянутся к ней, воспринимать общение с ней как праздник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. «Формирование у детей дошкольного возраста восприятия детской литературы и книжной культуры».
Восприятие дошкольников детской литературы и книжной культуры рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В поэтических образах детская литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Детская литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель. Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Актуальность темы обуславливается тем, что детская литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира. Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний. Приобщение детей к книжной культуре, формирование интереса детей к книге и потребности в чтении возможно через решение следующих задач: - развитие познавательной активности и любознательности; - формирование целостной картины мира;
- развитие грамотной литературной речи;
- развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.
Согласно ФГОС ДОУ, образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает: - владение речью как средством общения и культуры, - развитие речевого творчества, - знакомство с книжной культурой, детской литературой, - понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Для успешной реализации данного направления по восприятию детской литературы и приобщению детей к книжной культуре необходимо создание системы работы по всем направлениям (образовательным областям) с использованием вариативных дополнительных программ, современных методик, прогрессивных технических средств обучения, с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, специалистов ДОУ, родителей. В круг детского чтения и рассказывания входят: - произведения русского народного творчества и творчества народов мира; малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, частушки, небылицы, перевертыши, сказки). Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
- произведения русской и зарубежной классической литературы; - произведения современной русской и зарубежной литературы (разные жанры - рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки).
Основные формы работы с детьми по восприятию детской литературы: - показ иллюстраций, - демонстрация картинок (предметные, сюжетные) используя фланелеграф; - перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с ней по содержанию; - в ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке.
Основные методы ознакомления с детской литературой:
- чтение по книге или наизусть;
- рассказывание;
- инсценирование.
Средства по ознакомлению с книжной культурой:
а) книжная полка прочитанных книг;
б) пола с книжными новинками;
в) умные книги;
г) кроссворды, ребусы;
д) журналы;
е) читаем сами;
ж) книги своими руками;
з) альбом произведений детей;
и) для родителей «Чтение на дом»;
к) поделок из природного бросового материала;
л) рисунки по прочитанным произведениям;
в) аппликационные работы;
г) творчество с родителями;
д) посещение библиотеки;
е) театрализация и драматизация произведений;
ж) вечер чтецов;
з) с/р. «Библиотека», с/р. «Читальный зал».
Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Задача воспитателя - научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами. Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях - дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всесторонне развитие речи: звуковую культуру речи, грамматический строй, словарь. Уже с младшего дошкольного возраста закладываются основы развития связной речи, необходимые для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Система работы с детьми по приобщению к книжной культуре и восприятию детской литературы строится следующим образом:
а) создание предметно – развивающей среды:
- книжный уголок, выставки различных видов книг;
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);
- уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов к произведениям художественной литературы, портреты писателей, поэтов; - выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по развитию звукового анализа и синтеза слов и т.д.
б) регламентированная деятельность: - по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи - идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами, рассказами и сказками, ежедневное чтение с продолжением (способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям);
- для успешного овладения чтения в будущем, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, овладеть навыками звукового анализа и синтеза слов, основами первоначальной грамоты, по слоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение - не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека; - деятельность по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией); - мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» (развитие эстетического восприятия, воображения);
При планировании нерегламентированной деятельности обязательно проведение мероприятий: - «погружение» в детскую литературу в течение дня. Это чтение, рассказывание, воспроизведение текстов детской литературы воспитателем в течение дня, по любому поводу, в каждый режимный момент жизни группы и отдельного ребенка, при проявлении внимания к какому-либо событию; - театрализованные игры (кукольный, настольный, пальчиковый театр и др.);
- режиссерские игры - драматизации сказок; игры – путешествия (развитие словарного запаса, связной речи);
- сюжетно – ролевые игры («Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика»);
- просмотр диафильмов (развитие внимания, интереса к чтению);
- конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку» (развитие навыков выразительного чтения, чувства ритма, темпа т.д.);
- проектная деятельность (развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия, познавательной активности и т.д.);
- самостоятельное чтение в книжном уголке.
Важным аспектом является ознакомление детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла», проектная деятельность «Моя любимая книжка»). Особое внимание нужно уделять бережному отношению к книге, тому, сколько труда вложено в её создание, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Вся работа сопровождается наглядностью, примерами из реальной жизни.
Система работы по приобщению детей к книжной культуре и восприятию детской литературы предполагает тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного воспитания:
- учитель-логопед, педагог-психолог осуществляют коррекцию нарушений в развитии речи детей, которые мешают успешному приобщению детей к чтению (развитие фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, логоритмические, дыхательные упражнения, игры на координацию речи и движения, проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок; развитие грамматического строя речи, связной диалогической и монологической речи, развитие высших психических функций.);
- музыкальный руководитель (распевки, темпо – ритмические упражнения, логоритмика, дыхательная гимнастика и т.д.), хореограф, инструктор по физической культуре (речедвигательные упражнения, упражнения на координацию и т.д.) помогают в проведении праздников, театрализованных постановок, в обогащении эмоциональной сферы, посредством ознакомления с музыкальными произведениями, отражающими характер того или иного литературного героя, ознакомления с элементарными пластическими приемами изображения характерных особенностей персонажей, пантомим и т.п.
- взаимодействие с воспитателями других групп помогает в реализации полученных детьми знаний и умений. Это и литературные викторины, конкурсы чтецов, показы театрализованных постановок, совместная творческая деятельность – мастерим книжки для малышей и т.п.
Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по данной теме необходимо проведение мониторинга. Ребенок, усвоивший программу приобщения к книжной культуре и восприятию детской литературы в полном объеме, может:
а) назвать имена писателей;
б) отличить литературные жанры, способны пересказать сказку, сочинить свой рассказ;
в) рассказать стихотворение, загадать загадку,
г) назвать героев сказок и рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры»
Представлены материалы для проведения педсовета...
"Использование элементарной поисковой деятельности в формировании у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР основ экологической культуры"
Наблюдения и дидактические игры о природе широко используются в экологическом воспитании детей. Этот материал доступен детям, так как соответствует особенностям детского мышления и восприятия (нагляде...
презентация "Образовательные ресурсы сети Интернет, способствующие формированию у детей интереса к восприятию детской литературы"
https://docs.google.com/presentation/d/1jmB_TgFz4qKduOxangD7CBvKfQ_6zOLV/edit?usp=sharing&ouid=101798097366698000389&rtpof=true&sd=true...
Электронные образовательные ресурсы по формированию у детей интереса к восприятию детской литературы
База электронных образовательных ресурсов, способствует формированию у детей интереса к восприятию детской литературыБаза электронных образовательных ресурсов представляется в форме презентации, в кот...
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"
Педагогический совет "Формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры"...